О любви и не только

Мила Болгарцева
        В пору моего детства и ранней юности  судьба предоставила мне возможность напитаться соками народной мудрости от  тех людей, которые жили рядом или, я думаю, не случайно встречались на моем пути. Ведь  Господь учит нас жить через людей, и чем больше нас любит, тем более действенные уроки нам преподает. Об этом я может быть когда – нибудь еще напишу, а сейчас я хочу рассказать о бабе Насте. Она была бабушкой моей самой лучшей подруги детства Тани. Жила она на самом краю деревни, почти у самого оврага, за которым открывались обширные просторы лугов и совхозных полей. В овраге, который все почему- то называли Вовным, или Овным ( по крайней мере,  нам так слышалось),  на крутых  его склонах,  ближе к лесопосадке,  мы набирали в детские ведерки песок  разного цвета  – желтый, коричневый, красный и, даже,  розовый.   А потом  несли его к бабушкиному дому, где в закутке за мазанкой в тени раскидистого клена,  мы играли в  « домики».  Там же у нас был устроен игрушечный магазин, на витринах которого мы выставляли куличи разных форм, сделанные из этого песка.
      Бывало, что нам  попадало от бабы Насти  за то, что мы, соблазнившись маленькими, почти игрушечными,  завязями молодых растений, обрывали   для своего  магазина с  ее огорода по несколько  штук дынёшек, тыковок, арбузят,  зеленых яблочек или еще какой завязи, чтобы придать полкам своего магазина более привлекательный  вид. Нам очень хотелось,  чтобы все  в нем было, как в настоящем магазине. После доходчивых уроков бабы Насти охота  делать подобные вещи  у нас пропадала. Часто она зазывала нас в дом и угощала разными вкусными  блюдами  и сладостями. На столе,  накрытом белой,  накрахмаленной скатертью, а сверху еще  и  прозрачной клеенкой,  у нее всегда стоял электрический  самовар.  Она подавала нам чашки с блюдцами, сахар в баночке из синего стекла, большую тарелку с пирожками с разной начинкой в зависимости от сезона, рядом в  маленькой  вазочке  клала   горстку каких- нибудь карамелек, одетых   в разноцветные  фантики или голеньких  подушечек розового или коричневого цвета, фруктовых или кофейных. Чай у бабушки всегда был по - особому  ароматный, настоящий букет из разных трав и молодых  листочков смородины, малины, вишни , которые она  заготавливала  и сушила под навесом и в сенцах каждое лето. В красном  углу передней комнаты на столике под божницей у бабы Насти лежали две  потрепанные толстые книги с пожелтевшими страницами, исписанными  по – сторославянски старинным шрифтом с ятями на конце некоторых слов. Она каждый день читала эти книги, Библию и Псалтирь. Такие книги я в то время видела только у нее.
      Позже я поняла, с какой удивительной  женщиной  свела меня судьба. Она ненавязчиво учила нас жить, в ее непринужденных рассказах  была  сосредоточена вся мудрость этой науки. Конечно, многое баба Настя впитала из вечных книг, к которым она приобщилась, выучившись грамоте в   церковноприходской  школе, но и народная мудрость  в ее поучениях, сказках  и притчах всегда присутствовала. Чем старше мы становились, тем более серьезные темы человеческих взаимоотношений затрагивались в наших неторопливых беседах с бабушкой за чашкой чая или,  чаще в зимнее время,  за вязанием или вышивкой, чему она  нас также пыталась обучить.
     Пришла пора поговорить с ней и о таких важных человеческих отношениях, как любовь. Нам интересно было узнать, как  молодая  Анастасия Егоровна познакомилась со своим мужем, как они полюбили друг друга.
    - Да, какая  любовь, доченьки, просватали и выдали замуж в соседнюю деревню. Я его и не знала совсем,  но семья у них была хорошая, добропорядочная, трудолюбивая, жили они не богато, но и не бедно, все необходимое  для жизни у них было Главное, семья у них была дружная, а ведь  в недружной семье – добра не бывает. А любовь после пришла, когда лучше  его узнала.  Хорошим человеком оказался мой Иван. Заботливым, добрым, интересным.  На все руки мастер был. Но недолго длилось наше счастье, погиб еще в финскую компанию. Тогда две похоронки в село пришло, первые ласточки, так сказать. А после их, ох,  сколько было, этих похоронок – то,  на пальцах не пересчитать, - горько вздохнула баба Настя и смахнула с  глаз   набежавшие  слезы.
  -  Раньше ведь как было,  родители присматривали пару своим детям. Да и свахи еще для этого были. Считалось, что,  прежде всего надо посмотреть какая семья, ведь яблочко от яблоньки недалеко падает. Попадешь в хорошую семью – не пропадешь. А любовь ведь что такое – это наше естественное состояние. Господь завещал нам любить друг друга. Любовь – это жизнь. Она всеобъемлюща. Мы любим мир, природу, но человеческие отношения – это главное. Любовь к окружающему нас миру тиха и незаметна, но наиболее ярко она проявляется  в отношениях между мужчиной и женщиной. Без хорошей семьи  женщина становится несчастной, загнанной, пропадает радость жизни и свет в глазах ее тухнет, и красота с лица, как вешний снег, сходит , несчастливая судьба сушит душу и тело. Да, замуж не напасть, лишь бы замужем не пропасть, - улыбаясь, сказала баба Настя, ласково глядя на нас.
- Бабушка, а как сохранить любовь, ведь всякое бывает в жизни: люди любили друг друга, а потом вдруг, раз, и поссорились. Бывает, что не из- за чего. Наташка - то вон, говорят,  чуть из окна не выпрыгнула с пятого этажа, когда они с Сашкой расстались.
- Доченьки, не гоняйтесь за тем, что вам не принадлежит. Насильно мил не будешь, а ваше от вас не уйдет. Жить на скорую руку, значит, обрекать себя на долгую муку. Любовь не выпросишь слезами и унижением. В любви главное терпение, только терпеливым достаются розы, а нахрапистым остаются от нее  шипы. Не  становитесь репьями, которые путник с досадой срывает со своих штанин,  с достоинством  уходите с пути  предавшего или не понявшего  вас, чтобы оставить шанс к примирению, если  вдруг недоразумения рассеются. В женщине всегда должна быть некая тайна, загадка. В старину у нас бабы еще говорили, может это и грубовато для вас, молодых,  прозвучит, но это истинная правда:  « мужику, как псу, не показывай попу всю», -  сказала бабушка с улыбкой.
- Как это? – не сразу поняли мы смысл такой поговорки.
- А так! Доверяй, но в разумных пределах. Ни к чему раскрывать всю душу перед другим человеком, особенно перед мужчиной. В женщине должна быть загадка, тайна, которую мужчине всегда захочется разгадать. И никогда не гоните от себя некрасивых парней, с лица не воду пить, а бывает, что плохой парень – и  хорошему  путь указывает. Девушка должна быть ухоженной, причесанной, опрятной, пусть простенькое платьице будет на тебе, но чистое и нарядное. И хорошо быть радельной на дела, потому что дом на женщине держится.
- Бабушка, а что больше всего ценится в любви?
- А вы, как думаете? – вопросом на вопрос ответила баба Настя.
- Наверное, верность, преданность.
- Вы знали Акулину Михайлову? – спросила бабушка.
- Да, а что?
- Вот, она бы вам и рассказала об этой верности свою жизненную историю, если бы была еще жива.
- А что за история, баба Настя, расскажи!
- Ну, я так кратко только вам поведаю о ней. Всю горечь – то Акулине пришлось пережить.
- Вышла  она  замуж перед самой войной. Оба были  еще юные и красивые. Забрали ее Петра на фронт в первые же дни войны. Проучился он несколько  месяцев на танкиста, и был отправлен в самое пекло на защиту Москвы. Враг тогда рвался к столице нашей, напирая всей своей мощью, надеясь на быструю победу. Но просчитался.  Петр  в этом сражении был ранен, когда выбирался из подбитого вражеским снарядом и горящего танка. После госпиталя вновь был отправлен на фронт, так  и дошел  почти до Берлина, отделываясь легкими ранениями и контузией. В конце сорок четвертого он был тяжело ранен,  к тому же у него  сильно обгорело  лицо. Но  Акулина об этом ничего не знала, ей пришло сообщение о том, что ее муж пропал без вести. Закончилась война, стали возвращаться с фронта победители, но Акулина  продолжала ждать и не теряла надежду, что ее муж жив. Часто, когда появлялось у нее свободное от работы время, она выходила встречать проходящие с запада поезда, надеясь, что ее Петр вернется к ней, в его гибель она не хотела верить. К ней сватались, но она отвергала все ухаживания и предложения. Она ждала своего Петю. И дождалась. Однажды ей пришло письмо из Белоруссии, из какого- то небольшого городка. Писала одна женщина, эвакуированная, которая  жила    у нее  на квартире во время войны. Она  сообщила ей, что случайно познакомилась с  человеком, который  может быть ее мужем. Как- то она зашла в мастерскую по ремонту обуви, и, пока мастер рассматривал ее сапоги,  она, осматриваясь в небольшом помещении по сторонам, заметила  фотографию на столе под стеклом, похожую на ту, что видела у нее в доме.  На фотографии была Акулина с  Петром. Эта женщина  ничего не  стала говорить  мастеру, а решила прежде написать Акулине об этом. Та тут же засобиралась в путь. Через неделю она вернулась вместе с мужем в деревню. Никакие преграды не встали на пути этой женщины. Она осталась верной своей любви,  даже тогда, когда Петр посчитал, что навсегда потерял свою любовь из- за страшных ожогов на лице. Сначала Петр, чтобы не вызывать любопытство сельчан,  ходил, пряча свое лицо под капюшоном или большим воротником.  Но Акулина   в течение нескольких месяцев неустанно лечила своего мужа разными мазями, сделанными  на основе старинных рецептов , после чего его лицо немного разгладилось и рубцы стали менее заметны. А уж, как они жили,  Петр на руках носил  свою Акулину!  Троих детей народили, они постарше вас будут,  и уж давно разъехались по разным  городам. Только рано  Петр – то ушел из жизни, они все, кто прошел войну от начала и до конца,  не долго пожили, - вздохнув, закончила свой рассказ баба Настя.
  Много еще житейской мудрости мы узнавали в долгих беседах с Таниной бабушкой, когда наведывались к ней. И про доверие, и про уступчивость друг другу, и про терпимость и многое другое, что составляет сущность настоящей любви.