Оболганный Лермонтов

Лигинченко Елена
15 ОКТЯБРЯ 2014 ГОДА – ДЕНЬ 200-ЛЕТИЯ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ МИХАИЛА ЛЕРМОНТОВА.

Особых торжеств в течение года не видать...
/Поэт, конечно, был не ангел... А среди гениев ангелы что-то не наблюдаются.
http://www.stihi.ru/2013/06/13/99
http://www.stihi.ru/2014/10/15/10311
"Хороший характер – это отсутствие характера" – сказал кто-то знаменитый, но при этом умный и проницательный...
"Я не знаю талантливых людей с лёгким характером – если они, конечно, увлечены своим призванием всецело".(актриса Людмила Гурченко)/

Однако одно любопытное юбилейное высказывание аккурат в день рождения поэта я недавно прочитала:
"Государь (Николай 1, – прим. ред.) был прав: Лермонтов – натуральная пятая колонна, самый антипатриотичный из русских поэтов, называвший свою родину "немытой"."
                Лев Лурье, историк, писатель
                (газета "Невское время", с.2, 15 октября, 2014, цитата из "Коммерсанта")

Это – про автора "Бородино"...

Не странно ли, что "историк-писатель" Л. Лурье не знает достаточно известных вещей? 

1. "В его (Лермонтова) собрания сочинений были включены произведения, которые он не писал и которые противоречили его взглядам. Вот лишь один пример. Спустя 32 (!) года после кончины поэта в тогдашней прессе всплыло стихотворение "Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ...". Якобы Пётр Бартенев, издатель журнала "Русский архив", записал его со слов современника Лермонтова, имя которого он так и не назвал. Бартеневу на момент гибели поэта было 11 лет. Повторюсь: ОРИГИНАЛА "ПРОЩАЙ, НЕМЫТАЯ РОССИЯ...", НАПИСАННОГО РУКОЙ ЛЕРМОНТОВА, НЕ СУЩЕСТВУЕТ. Однако эту фальшивку и по сей день публикуют как произведение Лермонтова".
                Владимир Соколов-Лермонтов,
                потомок рода Лермонтовых (правнучатый племянник поэта)               
                (газета "Аргументы и факты", с.16, № 42, 15-21 октября 2014 г.")

2. "Версия, что Лермонтов и царь были врагами, активно распространялась в советское время. По этой причине цензуре подверглось знаменитое стихотворение "Смерть поэта" – был отрезан эпиграф со строками: "Отмщенье, государь, отмщенье! Паду к ногам твоим: Будь справедлив и накажи убийцу..." Ясно, что отнюдь не Николая 1 Лермонтов считал убийцей Пушкина".
                (он же, там же)

3. "Важно, что Лермонтов ощущал себя русским по духу: "неведомый избранник" "с русскою душой". В 19 веке взрослели рано. В 15-17 лет чувствовали себя совершенно взрослыми и ответственными за свою судьбу и судьбу России. Совсем юный поэт уже был горячим русским патриотом и писал в стихотворении 1831 года "Я видел тень блаженства": "Я родину люблю. И больше многих."... Такую Россию ("Родина") – исполинскую, таинственную, с вековой русской тоской..., Россию народную, крестьянскую – ещё никто не изображал! В стихотворении "Бородино" впервые в русской литературе зазвучал голос простого русского солдата, а в "Валерике" – простого и скромного офицера-"кавказца" (то есть участника Кавказской войны).
Впрочем, кому как не Лермонтову знать ужасы и будни Кавказской войны! Уже в 1834 году в двадцатилетнем возрасте он стал офицером гвардейского полка...
На военной службе Лермонтов – поручик пехотного Тенгенского полка – познакомился с командиром, так сказать, спецотряда – легендарным отчаянно смелым Руфином Дороховым. После того как Дорохова ранили, Лермонтов принял командование отрядом, который стали вскоре называть Лермонтовским...
Своей удалью молодой офицер поражал даже старых кавказских джигитов! Отряд Лермонтова занимался разведкой, чрезвычайно опасными диверсиями, смело вступал в рукопашный бой, отчаянная казачья сотня шла на всё, на любой риск. А командир отряда сумел снискать полное доверие своих солдат, делил с ними все тяготы войны: спал на голой земле, ел из общего котла. Несколько раз Лермонтова представляли к наградам, но наград не последовало..."
                Марина Елепова,
                профессор САФУ, доктор филологических наук, член СП России
                (журнал "Двина", с.3, №3, 2014)

4. "Спустя десятилетия стали появляться мистификации то о романе Лермонтова с женой француза-путешественника, то ещё о чём-то. Среди самых удивительных – возникшая в 1873 году версия о принадлежности Лермонтову стихотворения "Прощай, немытая Россия". Нет ни одного оригинала или упоминания современников, ничего. И вдруг в разгар народовольчества издатель Пётр Бартенев обнародовал свою "находку", её перепечатал биограф Павел Висковатов. В 1989 году критик Бушин доказывал, что речь идёт о "подлоге". Бондаренко в книге о Лермонтове выдвигает версию, что автор этих стихов – пародист Дмитрий Минаев, переиначивший пушкинское "К морю":
    "Прощай, свободная стихия!
     В последний раз передо мной
     Ты катишь волны голубые
     И блещешь гордою красой".
Сравнение убедительное:
    "Прощай, немытая Россия,
     Страна рабов, страна господ.
     И вы, мундиры голубые,
     И ты, им преданный народ".
Так или иначе, авторство не установлено, ничем не подтверждено, но стихотворение стало каноническим и вошло в школьные программы, как шедевр великого поэта. Почему –хороший вопрос".
                Игорь Вирабов
                ("Российская газета", с.13, 15 октября 2014 г.)

РЕЗЮМЕ
Это короткое стихотворение "Лермонтова" всегда казалось мне каким-то подозрительным – слишком прямолинейным, примитивным и откровенно безграмотным для подлинного стиля поэта:
Ну как можно мыть или не мыть Россию?
Если даже предположить, что автор имел в виду жителей страны, то у него получилось, что немытые все – и "рабы", и "господа"; и "мундиры", и "народ". Неужели сам Лермонтов такое бы не заметил? Как и то, что он, с одной стороны, в крошечном стихотворении повторяется ("рабов" – "народ", "господ" – "мундиры"), а с другой нарушена последовательность: во второй строке – сначала "рабы", а потом "господа", а в третьей, наоборот, сначала "мундиры голубые", а уж потом "народ". Не заметно, что получились "рабы" в "голубых мундирах" и т.п.? 
И как Лермонтов мог написать:
    "Прощай,... Россия,
     ...............................
     И вы, мундиры...,
     И ты,... народ"?
Ведь он не покидал родину, уезжал не за границу, а на Кавказ, где те же мундиры (только не голубые, а синие) и народ хоть и несколько другой, но тоже подданные Российской империи.
Второй катрен стихотворения
"Быть может, за стеной Кавказа
Сокроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей"
тоже вызывает вопросы.
"И ты, им преданный народ.

Быть может, за стеной Кавказа
Сокроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза"
Получилось, что паши принадлежат и подчиняются народу, а не государю. И у них, пашей – один глаз на всех.
Вообще паша – это титул высших ВОЕННЫХ и ГРАЖДАНСКИХ сановников в Турции, Египте и некоторых других МУСУЛЬМАНСКИХ странах, если подходить буквально. При чём тут "голубые мундиры" (насколько мне известно, сыскное ведомство, тайная канцелярия) православной России, совершенно непонятно. Тем более что сыск был по всей стране, поэтому даже "сокрыться за стеной Кавказа" от него было, думаю, вряд ли возможно.
Ну а уж один-единственный "всевидящий глаз" на несколько, полагаю, тысяч человек; вообще эта убойная формулировка "их (множеств. число)... глАза (единств. число)" ничего, кроме полного ступора и культурного шока, не вызывает.
Не говоря уже о такой мелочи, как слово "сокроюсь" (вместо "скроюсь"), для ритма "растянутое на прокрустовом ложе". И поэтому на слух "сокроюсь" и "закроюсь" легко перепутать. Хотя, казалось бы, чего проще? – вместо "сокроюсь" написать "я скроюсь"...
Вот из таких деталей, очевидных для пристального взгляда и при дотошном подходе, складывается общая картина...
У Л. Лурье, как ни странно для профессионала, подобных вопросов к тексту не возникло...
"Каждый еврей – потенциальный русский писатель" (Валерий Фрид, советский сценарист).
Некоторым таким "русским писателям-историкам" непременно нужно самоутвердиться за счёт грязи и лжи  в центральных СМИ в адрес великого русского поэта в день его юбилея, публично продемонстрировав собственное невежество и "воспитанность".
И вот такие "специалисты-профессионалы" у нас нынче везде...
Я считаю, что Л. Лурье обязан принести публичные извинения и потомкам Лермонтова, и его почитателям.

16, 21.10.2014

© Copyright: Елена Лигинченко, 2014
Свидетельство о публикации №114101703748

первая публикация на Стихи.ру – 17.10.2014  http://www.stihi.ru/2014/10/17/3748