Как сочиняются стихи...

Григорий Варшавский
        Если вы подумаете, прочтя заголовок этой статьи, что автор собирается

поделиться опытом сочинения стихов или открыть тайны творческого процесса, вы

ошибётесь. Для этого существуют специальные книги, в которых умудрённые жизнью

учёные, лингвисты, редакторы и т.п. подробно излагают теорию и практику

поэтического дела. Кроме того, в связи с повышенной грамотностью населения и

наличием многообразных поэтических сборников бумажного и электронного вида, ныне

повышается возможность самообразования. Кстати, в дореволюционной России молодые

дворянские девушки и юноши были обязаны к отрочеству, помимо умения танцевать,

знать французский и реже немецкий, уметь вышивать и т.п., уметь сочинять стихи и

рисовать. Именно этим и объясняется на мой взгляд такой всплеск в развитии

русской литературы и художнической школы в России 19-ого века.

        Так о чём же тогда автор хочет поговорить? А хочу я поговорить о том,

почему стихи начинают сочиняться и почему у разных поэтов или скажем поэтических

натур- стихи такие разные. Нет не по содержанию, что естественно, а разные по

сложности и глубине, по  наличию мысли и по характеру изложения.

        Итак, почему стихи начинают сочиняться? На этот вопрос существуют десятки

ответов, и практически все они правильные, но не отвечают на вопрос до конца.

Действительно. Я сейчас перечислю некоторые причины, заставившие или

подтолкнувшие будущих поэтов к сочинительству. Вот перед Вами небольшой списочек,

где фигурируют: несчастная любовь; счастливая любовь; смерть близкого человека

или хорошего знакомого; рождение человека; свадьба, развод; успех; неудача;

победа; поражение и т.д. Короче, получается, что практически любое событие в

жизни будущего автора может сыграть роль детонатора в начале его поэтической

жизни. Допустим, автор может сам назвать точную причину начала его поэтического

творчества. Или это смогут позднее сделать литературоведы или журналисты-эти

пираты духа. Допустим. Но далее следует совсем непонятное. Человек, переживший

трагедию, вдруг начинает сочинять юмористические стихи. Другой будущий поэт,

только что сыгравший свадьбу с любимой девушкой, начинает вдруг свою поэтическую

деятельность с баллады о  топоре. А ещё один будущий творец, только что

получивший признание всего учёного мира, начинает сочинять с написания грустных

сонетов о неудачном мироощущении. Ну и так далее и тому подобное. И вот тут-то,

как мне кажется, мы вступаем в область психологии и психиатрии, в эдакий

фрейдизм. Но поскольку лично я с трудами Фрейда не очень знаком, да и не являюсь

специалистом психологом или психиатром, то я попробую поразмышлять вместе с вами

несколько о другом.

        Человек, человек мыслящий(homo sapiens) тем и отличается от животного,

что он мыслит. Кто-то из великих людей прошлого сказал:" Я мыслю, следовательно я

существую". Но мыслит человек по разному. Один соображает медленно, другой

быстро; для одного главное простота во всём, а для другого - решение сложных

задач-в самый кайф; кто-то от природы весел, находчив, а кто-то меланхолик и

не инициативен; кто-то образован и умён, а кто-то "образованец" и достаточно глуп;

ещё есть и черты характера- тщеславность и честолюбие, ироничность и

эгоистичность и так далее, и так далее, и так далее. Вот всё это находится в

мозгу человека и называется мозговой деятельностью или мыслительным процессом. У

одного человека может быть несколько таких мыслительных черт, а у другого

человека присутствуют иные эти черты, но главное, что у человека присутствуют

сразу несколько(у одних больше, а у других меньше) таких мыслительных черт. Вот

теперь и можно объяснить изменение характера творчества человека, как в начале,

так и в процессе его поэтической деятельности, объяснить наличием в его мозговом

аппарате нескольких мыслительных черт. Именно поэтому, человек, переживший

трагедию, включает, благодаря деятельности мозговых извилин, защиту в виде юмора,

а другой человек, только что сыгравший свадьбу, страстно любящий свою жену,

представляя возможную её измену в будущем, сочиняет балладу о топоре.


         Я перечёл написанное и понял, что если на вопрос о том," почему у поэтов

стихи такие разные по форме и по духу" я более или менее сумел ответить. то на

вопрос " почему люди начинают сочинять именно стихи, поэмы и т.п.", я ответил

недостаточно полно. Приведя всякие примеры, я попытался объяснить на самом деле,

почему люди начинают сочинять и так и не ответил: а почему появляются именно

поэты? Я немного поразмышлял и понял, что ответ лежит на поверхности. Мыслящий

человек мыслит словами,состоящими из букв,озвученных нашими языками. Вот эти

звуки букв и сочетаний(Бэ-Вэ; Жэ-Зэ; эН-эМ и т.д.), эти звуки- шум ветра и

морского прибоя, капли дождя и тишина спящего города, тиканье часов и шуршание

автомобильных шин, а в далёком прошлом и, к сожалению, в настоящем- залпы

артиллерии, автоматная очередь и гул летящих самолётов- всё это создаёт красоту

ритма и музыку. А ритм и музыка- это одни из главных родителей поэзии. Человек,

как антенна, улавливает эту музыку и ритм природно-бытовых явлений и начинает

сочинять в такт дождю, часам, завыванию ветра и т.д. То есть, мыслительный

аппарат человека посредством языка перекладывает принятую музыку и ритм в

поэтические строчки, строфы, стихи и поэмы.


        Я снова перечёл написанное и открыл для себя, что я так и не ответил на

вопрос "почему к одним людям приходят эти поэтические способности, а к другим

нет".  Я подумал, ещё раз перечёл свою статью, подумал ещё и понял, что я не

знаю, почему так происходит. И я решил, что это хорошо, когда в любом

исследовании остаётся какая-то тайна или загадка, и когда в конце произведения, в

том числе и этой статьи, не стоит точка, а появляется многоточие...