Тема патриотизма в русской литературе

Мфвсм-Словарь Рифм
«Во всем свете у нас только 2 верных союзника, —  говорил   Александр - третий своим министрам: — наша армия и флот. Все остальные, при первой возможности, сами ополчатся против нас».
Эти слова русского императора – Миротворца справедливы до сих пор. Иностранные соседи всегда ненавидели и боялись Россию за её огромность.  Сейчас, как и во все времена  своего  существования,  наша страна находится   в окружении или недоброжелателей или врагов.  И  усилиями  США и ее союзников, кольцо  их сжимается всё больше и больше.  Войска НАТО  во многих местах уже  вплотную приблизились к границам России.
   В одном из моих стихотворений есть такие слова:

Нас боятся, когда  мы  в силе,
Только помнить надо всегда,
Нет в Европе друзей у России,
Нет, и не было никогда.

Чуть  качнёмся мы –  свалят  сразу,
Загрызут, как медведя псы,
Ведь  на Запад пришла зараза.
И  Европа, как  хвост лисы.

А лиса закопалась в нору
И, надев шутовской колпак,
У границ наших  держит свору
Не голодных, но злых собак.

Да, такая  сейчас эпоха...
И не надо потом реветь,
Если  станет кому-то  плохо,
Если схватит кого медведь.

   В условиях  международной  полуизоляции   очень важным фактором выживания  для нас является сплоченность  всех народов и народностей,  проживающих на территории нашего огромного государства, воспитание   в  каждом   гражданине  чувства патриотизма и любви к своей  Родине.
      В.В. Путин говорит, что “утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения”.  Федеральная целевая программа утверждает патриотизм как важную социальную ценность, как основу духовно-нравственного единства общества, укрепления его государственности. Каждый человек должен быть патриотом своей страны.  Но патриотами не рождаются, патриотами становятся.  И важнейшую  роль  в  этом должны играть средства массовой информации: литература, радио, телевидение. Особенно важна здесь роль писателей. Писатель – это учитель, «инженер человеческих душ», по выражению И. Сталина. 
    Любая страна  – это, прежде всего, люди  её населяющие. Поэтому  политическое устройство, уровень жизни, экономическая безопасность любой, большой или маленькой страны зависят только от  населения. И  в наше трудное, переломное время  надо бороться за каждого человека.
      Любовь к своей Родине проявляется и в умелом обращении с русским языком: в соблюдении норм устной и письменной речи, а также в общей культуре, одним из аспектов которой является речевая культура личности – соблюдение этических и коммуникативных норм.
      Чувство патриотизма, любви к своей Родине всегда было присуще русскому человеку. Устное творчество любого народа содержит богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. Этой цели служат пословицы, поговорки, загадки, песни, былины.
    Если говорить о патриотизме в русской литературе, то его истоки восходят еще к временам Киевской Руси. Чувством великой любви и преданности Русской земле руководствуется, например, неизвестный автор при создании «Слова о полку Игореве». Он наполняет сердца читателей жгучим горем при описании поражения русского войска, гибели тысяч воинов и пленения князей, острой ненавистью к врагам при описании разоренной Русской земли.
    Отражение народных идеалов - патриотизма, богатырской силы, ума, находчивости - мы видим в древнерусской литературе, в летописи “Повести временных лет”.  Нельзя не гордиться Родиной и нашими славными предками, читая описание силы, смелости и отваги русских воинов.
    Не меньше патриотизма проявляют неизвестные авторы «Слова о погибели Русской земли», «Жития Александра Невского» и других произведений древнерусской литературы.
      19 век – век расцвета русской литературы. Пушкин, Лермонтов Некрасов, Чернышевский, Герцен  и много-много других писателей  и поэтов поднимали тему патриотизма.  В год своей гибели М. Лермонтов написал  стихотворение  «Родина»,  в котором он говорит:

Люблю Отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой…

 Ф. Тютчев. в одном из стихотворений  пишет о России:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.

Чувство патриотизма присутствует и в творчестве А. Пушкина. Достаточно вспомнить такие его стихотворения, как «Наполеон», «Бородинская годовщина», «Клеветникам России», повести «Капитанская дочка» и «Дубровский», поэму «Медный всадник» и роман «Евгений Онегин». Эти произведения, как и все творчество великого русского поэта, убеждают нас в том, что Пушкин был не только поэтическим гением, но и великим патриотом своей Родины.   Стихи свои   он читал немногим, но  писал для всех!
  Можно сказать, что  в его стихах судьба Родины и судьба человека слиты воедино.

     Вспомним знаменитые слова Некрасова: "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан". Почему же так важно быть не просто поэтом? Почему во все времена осуждалась чрезмерная оторванность поэта от жизни? Очевидно, что истинный поэт должен быть связан с обществом, со своей эпохой.
    Высокое патриотическое чувство,  небывалый  патриотический подъем передает басня И.А. Крылова “Волк на псарне”. В ее основе лежит конкретный исторический факт – попытка Наполеона вступить в переговоры с Кутузовым о заключении мира. Мораль басни – всякого захватчика, посягнувшего на чужую землю, ищущего легкой добычи, ждет участь Волка: “С волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой”. И тут же выпустил на Волка гончих стаю”. Вместе с Ловчим, мудрым, опытным человеком, Крылов утверждает необходимость и справедливость суровой борьбы с любым коварным и хитрым врагом.
     Повесть Н.В. Гоголя “Тарас Бульба”  - это прославление боевого товарищества, осуждение предательства.  Читатели  отмечают героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю, патриотический пафос повести. Подвиг Тараса, его сына Остапа вызывает у  людей  чувство искреннего восхищения и дает конкретные представления о таких чертах патриотизма, как беззаветная преданность Родине, храбрость и мужество в отстаивании ее чести и независимости.

        В Советском Союзе   система воспитания    патриотизма начинала действовать с момента поступления ребёнка в первый класс, когда детей   к одному из  праздников (день рождения В. Ленина, 7 ноября)  торжественно принимали в октябрята,  с 4-ого класса – в пионеры. В 14 лет  самых лучших  учеников принимали  в ряды ВЛКСМ.  В каждом классе, школе, городе были комсомольские организации. Страшным позором было тогда для комсомольца (как позднее и для коммуниста) исключения из комсомола  - "положить билет на стол". Можно было сказать, что на будущем поставлен  крест. 
    Основная роль в воспитании будущего поколения всегда принадлежала  писателям,  и тема патриотизма  в литературе  стояла  на первом месте. Поэтому, в годы  Советской власти, развитие каждого человека с самых юных лет  шло в этом направлении.  «От того, как относится человек в годы детства к героическому подвигу своих отцов и дедов, - писал замечательный педагог, ветеран Великой Отечественной войны В.А.Сухомлинский, - зависит его нравственный облик, отношение к общественным интересам, к труду на благо Родины.

    В  годы Великой Отечественной войны  перо писателя и поэта  стало острым   оружием в борьбе с ненавистным врагом. На фронт ушло более тысячи советских писателей и среди них  А. Безыменский, В. Вишневский, А. Гайдар, В. Гроссман, Е. Долматовский,  С. Михалков,  М. Светлов, К. Симонов и многие - многие другие.  275 писателей отдали свою жизнь за свободу и независимость Родины.  10 из них стали Героями Советского Союза.
     Писатели-фронтовики   героически  сражались  на фронтах Великой Отечественной войны. Их жизнь и их имена навсегда запечатлены в памяти советского народа.
Но главная их заслуга - выдающийся литературный подвиг. С первого часа войны они дали советскому народу - и воинам фронта, и труженикам тыла то, в чем возникла острая нужда, - боевое художественное слово.
    Уже 24 июня 1941 г. в газете  «Известия» опубликовали исполненные гневной страсти строки «Священной войны»  В. Лебедева-Кумача. После их переложения на музыку  композитором А. Александровым,  песня   «Священная война»  стала гимном Великой Отечественной войны.
    С 26 июня выступлением в газете «Красная звезда» начинается боевая, разящая публицистика И. Эренбурга, а с 27 июня в «Правде» - А. Толстого. Вдохновенные патриотические статьи А. Толстого, М. Шолохова и А. Фадеева, волнующие очерки Н. Тихонова из осажденного Ленинграда, вся советская литература будила в людях пламя ненависти к захватчикам, воспитывали мужество, волю к борьбе,  патриотизма и любви к Родине в каждом советском человеке.
    Идея защиты Советской Родины стала основной идеей всей литературы. Главная ведущая тема ВОВ в литературе - беззаветная преданность Родине, смертельная ненависть к врагу, героизм народа, гуманизм освободительной войны, вера в победу. Сражающийся народ, человек на войне стал главным героем произведений литературы. Обращаясь к вековой истории борьбы русского и других народов СССР с иноземными захватчиками, к примерам героизма, вошедшим во всемирные летописи славы, Л.Леонов писал: «В трудную минуту спроси у них, этих строгих русских людей, что по крохам собирали нашу родину, и они подскажут тебе, как поступить, даже оставаясь в одиночку среди вражеского множества».
      Подвиг советской литературы получил законное признание народа. Это признание  отразилось в возросшем в дни войны интересе советских людей к поэзии и прозе. Характерно, что за годы войны вышло 169,5 млн. экземпляров произведений художественной литературы.  На фронте и в тылу зазвучали стихи и песни  М. Исаковского,  В. Лебедева-Кумача, А. Суркова, А. Твардовского, М. Светлова.    Поэзия оказалась действенной, мобильной, зажигательной нормой художественного творчества.
    Стихотворение К. Симонова «Жди меня»   стало одним из самых любимых стихотворений фронтовой лирики.  В этом стихотворении боец обращается к своей девушке со словами любви и уверенности в ее непоколебимой верности, в том, что ее ожидание спасет его среди огня войны. Это и многие другие фронтовые лирические стихотворения К. Симонова, М. Исаковского, А. Суркова и других поэтов, исполненные глубокого патриотического чувства, стали популярными народными песнями военных лет.

    Советская проза военных лет стала быстро развиваться несколько позднее поэзии, примерно с лета 1942 г. Появились такие выдающиеся произведения нашей литературы, как: «Наука ненависти» М. Шолохова, «Русские люди» и «Дни и ночи» К. Симонова, «Непокоренные» Б. Горбатова и др. Во многих из этих произведений видны черты народного богатырского эпоса. Великая жизнеутверждающая сила звучит даже в описаниях смерти героев, мужество которых сильнее смерти.
     Со страниц романа М. Шолохова «Они сражались за Родину» вышли бойцы, исполненные такого мужества, перед которым отступала смерть. Эти люди глубоко сознают неотделимость своей личной судьбы от судеб социалистической Родины и в этом духе своим личным примером воспитывают и подымают на подвиги бойцов и командиров. Даже будучи тяжело раненными они остаются в строю. Боец  - коммунист Стрельцов говорит своему другу Лопахину: «Драться рядом с товарищами ведь можно и глухому».
    Роман А. Фадеева «Молодая гвардия» был завершен по окончании войны. В основу этого романа положена подлинная история героической борьбы и трагической гибели подпольной комсомольской организации в оккупированном немцами шахтерском городе Краснодоне. И в этом романе с большой силой художественного слова раскрываются истоки героизма советских людей самых различных поколений.

     Литература первых послевоенных лет была образована мироощущением, выстраданным и завоеванным народом-победителем. Страна нуждалась в скорейшем избавлении от ран, которые нанесла война, поэтому свои идейные устремления литература тех лет направила на создание благоприятной нравственной и психологической атмосферы всенародного трудового подъёма. Писатели того времени пропагандировали мир во всём мире, счастье человека, образ жизни советского человека и интернационализм (стихотворные циклы Бажана, Вургуна, Рустама, Симонова, Суркова, Тихонова). Советские писатели стремились раскрыть основной конфликт того времени - противоборство фашизма и антифашизма.  Развитие   литературы   послевоенных лет было вызвано драматизмом,  накопленной за военные годы жизненной информации и  наиболее значительные произведения  проникнуты благородным стремлением  рассказать всей стране   о заслугах её героев. Примером тому служат такие произведения, как , "От Путивля до Карпат"  С.А. Ковпака, "Подпольный обком действует", "Это было под Ровно"  Д.Н. Медведева, "Повесть о настоящем человеке"  Б.Н. Полевого.  В своих произведениях  писатели раскрыли глубокий философский смысл победы над фашизмом, опираясь на действительные человеческие судьбы. И здесь присутствовали реальные герои.
      Вечная память о погибших, кровная боль за страдания Родины - эти темы звучали в произведениях Твардовского поэма "Дом у дороги",  в стихотворениях  Исаковского  "Я убит подо Ржевом",  "Враги сожгли родную хату".  Стихи, в которых  освещены  испытания военных времён,  можно найти  в  произведениях   К.Я. Ваншенкина,  Ю.В. Друниной, М.А. Дудина, М.К. Луконина,  С.С. Наровчатова и других советских поэтов и писателей.
     Советской литературе на каждом из своих этапов была поставлена задача, которая заключалась в создании образа положительного героя. В поэзии появились новые люди, которые принесли национальную проблематику и поэтическую традицию с новым содержанием. Оно выражало принцип интернационализма. С каждым разом всё более появлялась потребность в художественном синтезе новых процессов современности. В романе "Русский лес", автор  (Леонов) рассмотрел в глубоком историческом и философском аспекте сложность периода, который страна переживала в то время. 
   Появился ряд произведений художественно-мемуарного типа и среди них такие интересные книги, как «Люди с чистой совестью» П. Вершигоры. В 1946 г. напечатана одна из лучших пьес советского репертуара послевоенных лет «За тех, кто в море» Б. Лавренева. В эти же годы началось активное вторжение литературы в послевоенную современность (повесть В. Овечкина «С фронтовым приветом», поэма А. Недогонова «Флаг над сельсоветом», роман П. Павленко «Счастье» и др.). Все более выделяется в поэзии, прозе и драматургии, как самостоятельная, тема борьбы за мир.
     За короткое время вошло в большую литературу  много  новых писателей.  Такие  писатели, как  В. Ажаев, Б. Полевой, Э. Казакевич, В. Панова, В. Тендряков   и многие другие стали известны после войны. В  новый,  творческий этап вступили писатели старшего поколения. Произведения JI. Леонова, К. Федина, П. Павленко, Ф. Гладкова, М. Пришвина, А. Твардовского, В. Луговского, Н. Погодина и других о прошлом и современности заняли выдающееся место в истории литературы.

       Конец 50-х  обусловлен появлением нового поколения  советских писателей (Бакланов, Бондарев, Быков, Богомолов).
      Юрий Васильевич Бондарев - русский советский писатель. Герой Социалистического Труда . Лауреат Ленинской и двух Государственных премий СССР.
Участник Великой Отечественной войны (с августа 1942 года), младший лейтенант.
       В 1941 году комсомолец Бондарев вместе с тысячами молодых москвичей участвовал в сооружении оборонительных укреплений под Смоленском. Летом 1942 года, после окончания 10 класса средней школы, направлен на учебу во 2-е Бердичевское пехотное училище, которое было эвакуировано в город Актюбинск.
     Окончил Литературный институт им. А. М. Горького. Дебютировал в печати в 1949 году. Первый сборник рассказов «На большой реке» вышел в 1953 году. Автор рассказов (сборник «Поздним вечером»), повестей «Юность командиров» , «Батальоны просят огня» ; 4-серийный фильм «Батальоны просят огня» по мотивам повести,  «Последние залпы», «Родственники» , роман «Горячий снег» (1969)    и др.
    Романы  и  повести  Бондарева многоплановы  и  многопроблемны, являются одновременно и военными и психологическими,  философскими и политическими. В своих произведениях автор, поднимает ряд социально-философских проблем, связанных с мучительным исканием своего "берега", который определяет нравственную жизнь человека, учит  гражданскому мужеству и любви к Родине.

   Быков Дмитрий Львович.  Русский писатель, поэт, публицист, журналист, литературный критик, преподаватель литературы, радио- и телеведущий. Биограф Бориса Пастернака, Булата Окуджавы, Максима Горького и Владимира Маяковского.
       Если говорить о гражданской позиции Быкова, то он считает, что  Россия — особая страна, в которой даже «физические законы действуют весьма избирательно», сама же «Россия щеляста, и потому тоталитаризм в ней невозможен». Он считает, что «российский народ охотно идёт вслед за любым вождём, лишь бы не думать самому».   Отношение к либеральному движению претерпело у Быкова ряд пертурбаций. От заявлений после трагедии Норд - Оста в 2002 году: «Либерализм сегодня — это точный, трусливый и подлый выбор слабака. Он знает, где сила, и противостоять этой силе боится» до радикально противоположных позиций в 2010-х годах.
   Автор 82 книг.
Как заявляет Быков: «Я никогда не ставил своей задачей влиять на мнение россиян. Я ставлю себе задачу напоминать людям, что есть абсолютные ценности, а дальше они пусть думают сами.

    В шестидесятые годы  поэзия, проза, критика и драматургия высвобождаются из летаргического состояния, в каком находились в годы сталинского режима. Появились непохожие друг на друга, самобытные поэты  Р. Рождественский, Б. Ахмадулина, И. Бродский, Е. Евтушенко, А. Вознесенский, О. Сулейменов. Вместе с поэтическим бумом зародилась популярность авторской песни. Её лучшие представители - А. Галич, Б. Окуджава, Ю. Визбор, В. Высоцкий.
     Литература тех лет отражала духовный мир сильного духом народа, выстоявшего перед натиском врага и сумевшего победить несмотря ни на что.
      Большинство «шестидесятников»  - выходцы из интеллигентской или партийной среды, сформировавшейся в 1920-е годы. Их родители, как правило, были убеждёнными большевиками, часто участниками Гражданской войны. Вера в коммунистические идеалы  для большинства «шестидесятников» самоочевидна, борьбе за эти идеалы их родители посвятили жизнь.
      Шестидесятники, как и те солдаты-матросы, сражались за прекрасный новый мир. Только  сами   они не   всегда понимали, что не столько борются за  новый мир, сколько постигают  его, осмысливают, открывают.
      Наибольшую известность в этот период приобретают поэты-шестидесятники, чьё мироощущение созвучно мироощущению большинства населения страны. Поэты  этого периода, обладали настоящим  гражданским  мужеством.  Они первые начали ломать стереотипы, сложившиеся в советской литературе сталинской эпохи.  Особенно выделялась четвёрка: Евтушенко, Рождественский, Вознесенский, Ахмадулина. Евтушенко воспринимался как подлинный лидер  этого направления.
    Первоначальную известность молодому поэту приносит стихотворение «Наследники Сталина» (1956, опубликованное в «Правде»), напечатанное во время XX съезда КПСС, когда впервые прозвучал доклад о культе личности.
   Во многих своих стихах  поэт стремится  возродить гражданственность истинную, и, при этом, противопоставляет гражданственность истинную  гражданственности казённой. По его словам: гражданственность - это нравственность в действии. Примером этому могут служить следующие крылатые строки:

Поэт в России - больше, чем поэт.
В ней суждено поэтами рождаться
лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,
кому уюта нет, покоя нет.

 Поэзия Евтушенко обращена к актуальным общественно-политическим проблемам эпохи. Современность - нерв его творчества. Только успевало событие совершиться, как Евтушенко уже реагировал на него.

    Проза шестидесятых годов тоже претерпела значительные изменения. Появились авторы с новым мировоззрением, со своим, свежим, взглядом на происходящее,
        Одним из таких авторов был В.М. Шукшин. Та сердечность, которой проникнуты каждое слово, каждая строчка его произведения, показывает, как дороги писателю простые люди. В. М. Шукшин своей любовью, теплотой, душевностью, простой и высокой нравственностью сумел охватить все. Лучшие его герои - такие же, как и он сам. Герои В. М. Шукшина самые обыкновенные люди; они работают, устают, судачат о разных разностях, пьют и бывают даже скованными, но все-таки это люди особые. И в трудную минуту эти люди способны на подвиг. Патриотизм в произведениях Шукшина  не выставляется наружу, он  идёт, как фон всего произведения и  действует по формуле «В жизни всегда есть место подвигу».
       В это же время, что и Шукшин, творил шедевры Ю. Трифонов. Но в своих произведениях он больше делал упор на то, что “ быт - это обыкновенная жизнь, испытание жизнью, где проявляется и проверяется новая сегодняшняя нравственность. Быт – это война,  не знающая перемирия, и в этой войне человек всегда должен оставаться человеком.
     Свою роль в создании позитивного образа коммунистического будущего сыграли произведения в жанре научно-социальной фантастики. Первым и, пожалуй, важнейшим из которых по влиянию на настроения в обществе на рубеже 1950-х/1960-х годов, стал, напечатанный в 1957 году, роман «Туманность Андромеды» Ивана Ефремова. Словно в подтверждение смелым мечтам фантастов это время было ознаменовано успехами в освоении космоса. Это способствовало повышению уровня общественного оптимизма. Ведь  то, что первым в космос полетел русский человек, вызвало  в  стране такой подъём патриотизма, которого не видели со времени окончания великой войны.
     Поиски смысла жизни – это удел каждого мыслящего и совестливого человека. Поэтому-то лучшие наши писатели напряженно искали художественное решение этого вечного вопроса. И наша советская литература 60-х, 90-х г.г. не обошла его. А сегодня, когда старые идеалы потускнели, а новые только завоевывают свое место, эти проблемы едва ли не самые важные.

         После  распада  СССР с его идеями, идеалами и ценностями, патриотизм стал восприниматься достаточно односторонне, а порой и в ироничном, ругательном смысле. Многие ассоциировали патриотизм с любовью к Родине, выражающейся в любви к природе, родному краю, отчему дому; другие говорили о патриотизме, как любви к «малой» Родине, обычно национальной республике (что способствовало возрастанию сепаратистских настроений и росту социальной напряжённости). Некоторые связывали патриотизм с религиозным аспектом жизни, в том числе, говоря об исторической роли православия в становлении и развитии российской государственности.
     Русская  литература претерпела   в это время  существенные изменения. Грязным, мутным потоком  на страницы книг и с телеэкранов  хлынуло из – за границы восхваление   воров и преступников. Не отставали и наши литераторы и кинематографисты. Что стоят только такие  перлы, как «Бригада», «Бандитский Петербург», «Бандитская Москва» и много- много  произведений им подобных. Их авторы сделали себе имя на грязном ширпотребе. Алчность, богатство любой ценой – вот основная тема подобных книг.  И эти произведения почти  тридцать  лет считались «новой» литературой.
    Одновременно шло планомерное уничтожение  структуры русского литературного общества. Усилиями зарубежных  «друзей»  Союз писателей России, объединяющий лучшие литературные силы страны, распался на  «Союз российских писателей» и «Союз писателей России». Повсюду  стали образовываться новые писательские союзы. «Союз писателей Сибири», «Союз писателей Урала», Союз писателей Дона» и другие. Если так будет продолжаться дальше, то скоро в каждом городе появится свой союз писателей. Хочется привести один случай. В г. Армавир приехали два «писателя». Представившись членами  «Союза писателей Москвы» они собрали в местном ДК людей, интересующихся литературой. После краткого вступительного слова был задан вопрос: кто хочет стать писателем? Желающих оказалось много.
 - Хорошо! Внесите вступительный взнос 6.500 рублей и получайте красную книжечку писателя. Так в России стало на три  десятка писателей больше. А  вот  образец   одного из стихотворений  новоявленных писателей:

Кому в сей жизни – розы,
Другому -  хлеб сухой!
В фате кого-то косы,
Кому-то:  муж чужой!

Звание «писатель» обесценилось. Теперь  писателями стали футболисты, артисты, политики… Писателя уже никто не воспринимает как совесть народную. Писатель ныне жалкий фигляр, пытающийся любыми средствами привлечь к себе внимание читателей. Часто он бывает готов на любой пиар, любой эпатаж, чтобы сделаться знаменитым.  Сейчас писатели и  Юлия Высоцкая, и Ксюша Собчак, и Алла Пугачёва.  А ведь писательство не профессия, а призвание, служение, и часто, даже - долг. Настоящий писатель — это Пророк, потому как его совестью Бог судит происходящее. Многие авторы, написавшие два - три стихотворения, называют себя поэтами. Подвергают язвительной критике даже лучшие классические произведения русских писателей.
А ведь  называть себя поэтом, и быть поэтом – это разные вещи. Да и нескромно  размахивать на всех перекрёстках членским билетом    одного из многочисленных союзов   и кричать: - я поэт (или писатель).

    Неужели руководители, стоящие у  вершин власти не понимают, что идёт «размывание» основ русской литературы, литературы, прославившей себя во всём мире. Слово «писатель» теряет своё значение.  И  неужели нам придётся дожить до того времени,  когда человек, только  научившийся грамоте, будет  гордо называть себя писателем. 
     Младшее поколение пишет обо всём подряд.  Многие начинающие писатели  оправдывают  в своих произведениях всё: убийство, воровство, взятки, месть, издевательства, коррупцию, проституцию, наркоманию, предательство. В этом убеждаешься, побывав на форумах  типа "АЛ".  Язык  этих  авторов  ужасен, нелеп, убог, но, сколько претензии в высказывании своего безапелляционного, невежественного мнения!
    Последние 30 лет многие люди  стали  смотреть на жизнь с позиции личной выгоды, хотя  были рождены в великой стране,  которую наши предки создали  и защитили в своё время. Наш долг - быть им благодарными и сделать свой вклад в развитие Родины. Ведь только так мы сможем продолжить их дело, подтвердить свой смысл существования и оставить хорошее наследие своим детям. Патриотическая идея в нашей стране всегда подпитывалась героическими событиями прошлого: великими сражениями, походами, достижениями в дипломатии, знаменитыми людьми-символами, иногда преданиями и легендами.

   Но, несмотря на все старания зарубежных «учителей», литература в нашей стране  окончательно не погибла. Сегодня лучшие отечественные авторы продолжают традиции великих писателей, сохраняя живое русское слово и поднимая проблемы, актуальные для нашего времени. К таким настоящим  писателям, писателям с большой буквы,  относятся Захар Прилепин, Дмитрий Быков, Людмила Улицкая, Дина Рубина, Михаил Веллер, Борис Акунин и многие другие. Русская душа – загадка, а потому современная русская литература обращена к самым разным темам, которые раскрывают сущность нашего менталитета. Жанровое разнообразие, яркие герои, глубокое содержание – все эти элементы формируют единую концепцию современной русской литературы.
   Одним из  крупнейших  прозаиков нашего времени  считается  Захар Прилепин. В октябре 2014 года он вошёл в число ста людей года в России, по данным журнала «Русский репортёр». В ноябре занял восьмую строчку в списке самых перспективных политиков России, согласно исследованиям близкого к Кремлю Института социально-экономических и политических исследований. В апреле 2015 года Захар Прилепин поднялся уже на пятую строчку в аналогичном списке. В том же апреле роман Прилепина «Обитель» занял первую строчку в рейтинге самых продаваемых книг года. По результатам 2015 года роман «Обитель» самая  читаемая книга.  Последний акт драмы Серебряного века. Эта книга - широкое полотно  с десятками персонажей, с отчетливыми следами прошлого и отблесками гроз будущего - и целая жизнь, уместившаяся в одну осень. Величественная природа - и клубок человеческих судеб, где невозможно отличить палачей от жертв. Трагическая история одной любви - и история всей страны с ее болью, кровью, ненавистью, отраженная в Соловецком острове, как в зеркале. Мощный текст о степени личной свободы и о степени физических возможностей человека.
    Другой  роман  З. Прилепина «Санькя» может стать для поколения своеобразным манифестом социального поведения, новым вариантом «Как закалялась сталь» в новых условиях, с новыми общественными проблемами, но с проповедью всё того же отчаянно русского героического максимализма. Но автор в своих книгах не только учит молодое поколение  истинному мужеству и любви к Родине, он подаёт личный пример  беззаветного служения Родине.
  С 2014 года Захар Прилепин принимал участие в вооружённом конфликте на востоке Украины. С декабря 2015 года он  является советником Главы Донецкой Народной Республики Александра Захарченко.

    Ещё одним  ярким представителем русской прозы  нашего времени можно назвать  Скокова Александра Григорьевича.  Известный ленинградский - петербургский прозаик (родился в 1944 году), автор книг, повестей, рассказов, публикаций в отечественной и зарубежной периодике, лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга, Всероссийской премии им. А.К. Толстого. Многие годы занимался темой героической битвы за Ленинград. Встречаясь с бывшими командирами и красноармейцами, краснофлотцами, зенитчиками, бойцами дружин МПВО, врачами, медсестрами госпиталей, водителями знаменитой Дороги жизни, путевыми обходчиками, ладожскими героями-водниками, учителями блокадных школ, литератор воссоздал обширное полотно великого народного подвига. За серию документально-художественных книг о ленинградской блокаде писателю присуждена премия им. маршала Л. А. Говорова.

    К числу выдающихся прозаиков нашего времени можно отнести Бориса Акунина (Григо;рий Ша;лвович Чхартишви;ли). Помимо принёсших ему известность романов и повестей из серии «Новый детектив» («Приключения Эраста Фандорина»), Акунин создал серии «Провинциальный детектив» («Приключения сестры Пелагии»), «Приключения магистра», «Жанры» и был составителем серии «Лекарство от скуки». В 2000 году Акунин был номинирован на премию «Букер » за роман «Коронация, или Последний из Романов», однако не попал в число финалистов. В 2003 году роман «Азазель» попал в шорт - лист Британской Ассоциации писателей-криминалистов в разделе «Золотой кинжал».

О поэзии второй половины 20 века и  начала третьего тысячелетия надо говорить особо. Много талантливых поэтов работало в это время, и каждый из них  оставил  яркий след в  российской поэзии.
    Изучая патриотизм в творчестве русских писателей, можно сказать, что каждый автор изображает   его индивидуально. Но в изображении патриотизма есть общие черты - любовь к Родине и верность своему Отечеству. В любом из произведений чувствуется своя индивидуальность в изображении патриотизма, у каждого автора свое специфическое понимание патриотизма. Патриотизм в произведениях рассматривается в образах главных героев, которые заслужили уважение своими поступками. Так же патриотизм рассматривается, как любовь ко всему, что связано с любимой страной Россией. Но всех авторов, писавших патриотические произведения, объединяет любовь к родине и желание помочь своему отечеству. Многие люди, вдохновленные такими произведениями, становились настоящими патриотами своей страны.
    Трудность исследования современной русской поэзии – ещё и в её чисто количественной составляющей: по свидетельствам критиков, с  1990  по 2000  год было выпущено не менее 5 тысяч (!) стихотворных сборников новых авторов. Многие из этих книг – отнюдь не графомания. Но они почти никем не только не осмыслены, но даже и не прочитаны. Тираж каждой из этих книг: 200  -300 экземпляров.  Такое происходит потому, что  государство  отдало издание книг в руки частных предпринимателей. Стоимость бумажных изданий растёт, трудности распространения и реализации увеличиваются. Бумажные книги не выдерживают конкуренции с доступными каждому бесплатными электронными копиями в Интернете.
        На поэзии нельзя заработать, поэтому  поэты издателям неинтересны и  свои  произведе-ния авторы  часто  выкладывают в Интернет для бесплатного скачивания.
Как сказал писатель Николай Кофырин: -  Для кого-то книга товар, а для меня – исповедь. Исповедью не торгуют! Все свои книги я выбрасываю в интернет бесплатно.

И всё - таки  русская поэзия жила, живёт и будет жить вечно. Ростки её пробиваются в любом, даже самом отдалённом посёлке или городе. Везде создаются  литобъединения. Они развиваются, крепнут, и порой дают России таких авторов, которым могут позавидовать   даже наши столицы. Хочется рассказать о творчестве некоторых из них.

МАРИНА ЦВЕТАЕВА. Знаменитая русская поэтесса, прозаик, переводчик. Своим творчеством оставила яркий след в литературе 20 века.  В шестнадцать лет Марина Цветаева осуществила самостоятельную поездку в Париж, где прослушала в Сорбонне курс старо - французской литературы. ... В поэзии Цветаевой нет и следа покоя, умиротворенности, созерцательности.
 Все ее творчество: лирика, поэмы, автобиографическая проза, критика, — как и сама ее великая жизнь, — отмечены неподдельным трагизмом. И, тем не менее, даже трагизм её произведений подчёркивает  горячую любовь к своей Родине, к её  сёлам, перелескам, городам, к её великому
народу.

Генералам двенадцатого года

Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса.

И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце вырезали след —
Очаровательные франты
Минувших лет.

Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу, —
Цари на каждом бранном поле
И на балу.

Вас охраняла длань Господня
И сердце матери. Вчера —
Малютки-мальчики, сегодня —
Офицера.

Вам все вершины были малы
И мягок — самый черствый хлеб,
О, молодые генералы
Своих судеб!

НИКОЛАЙ  РУБЦОВ. Глеб Горбовский назвал Николая Рубцова «долгожданным поэтом». Это удивительно точно сказано. Читатели уже устали от громких деклараций шестидесятников, формалистических экспериментов и словесных изысков, и подсознательно ждали именно таких стихов: искренних, естественных, импульсивных. Такие стихи не томятся в книгах, не ждут, когда на них задержится читающий взгляд, а, кажется, существуют в самом воздухе, возникают из неба и земли — как ветер, дождь, первый снег...
      Рубцов привнёс в русскую поэзию своё состояние духа, не имевшее ничего общего с бодрячеством и казённым оптимизмом, выросшее и настоянное на военном сиротстве, бездомье, одиночестве, чуткое к чужой боли, отзывчивое на добро. Он и жил так, как писал. Взаимосвязь поэзии Рубцова и его жизни настолько тесна, что по его стихам точнее, чем по документам и автобиографиям, можно проследить его жизненный путь.
      Тема Родины широко представлена в творчестве «тихого лирика» Николая Рубцова. Вместе с тем поэт создает цельный и многослойный образ страны. Россия Рубцова — сложное переживание, сотканное из глубокого понимания и чувствования национальной истории, культуры, природы.

Привет, Россия — родина моя!
Как под твоей мне радостно листвою!
И пенья нет, но ясно слышу я
Незримых певчих пенье хоровое...

Как будто ветер гнал меня по ней,
По всей земле — по селам и столицам!
Я сильный был, но ветер был сильней,
И я нигде не мог остановиться.

Привет, Россия — родина моя!
Сильнее бурь, сильнее всякой воли
Любовь к твоим овинам у жнивья,
Любовь к тебе, изба в лазурном поле.   

МАРИЯ  ПЕТРОВЫХ.  Её стихи идут из глубины сердца, они возникали из глубоко духовного восприятия людских судеб. Чуткости, с какой Петровых воспринимала природу, противостояла решительность, с которой поэтесса отвергала несправедливость, жестокость и закрепощённость окружающих её людей. Стихи Петровых о войне показывают, что поэтесса отвергает войну как таковую, скорбит о разлуках и страдает перед лицом насилия. Эти стихи выше любого сугубо национального мышления.

Стихи Марии Петровых высоко ценили Борис Пастернак, Арсений Тарковский и Анна Ахматова, которая назвала её стихотворение «Назначь мне свиданье на этом свете» «шедевром лирики последних лет». При жизни вышла одна небольшая малотиражная книга избранной лирики Петровых — «Дальнее дерево» (Ереван, 1968).

А.Тарковский говорил о поэзии М. Петровых:

«На первый взгляд, язык поэзии Марии Петровых – обычный литературный русский язык. Делает его чудом в ряду большой нашей поэзии способность к особому словосочетанию, свободному от чьих бы то ни было влияний. У нее слова загораются одно от другого, соседнего, и свету их нет конца».
В стихотворении  «Домолчаться до стихов» она  как – бы даёт наказ поэтам:

Одно мне хочется сказать поэтам:
Умейте домолчаться до стихов.
Не пишется? Подумайте об этом
Без оправданий, без обиняков.
Но, дознаваясь до жестокой сути
Жестокого молчанья своего,
О прямодушии не позабудьте,
И главное - не бойтесь ничего.

ЮРИЙ  ПОЛИКАРПОВИЧ  КУЗНЕЦОВ. Поэт, переводчик. Его называли "сумеречным ангелом русской поэзии" и "самым трагическим поэтом России". После окончания школы в г. Тихорецке учился в Краснодарском пединституте, затем  в Литературном институте имени А.М. Горького.
    В 1971-1976 г. работал в издательстве "Современник" редактором. В 1974 г. вступил в Союз писателей СССР. За годы творческой жизни было издано  19  поэтических книг.
    С 1987 г. и до конца своих дней Ю.П. Кузнецов вёл поэтический семинар в Литературном институте имени А.М. Горького. С 1990 г. - член правления Союза писателей РСФСР.
     Гражданин, поэт, учитель Ю.П. Кузнецов ушёл из жизни 17 ноября 2003 года, похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.

ЗНАМЯ С КУЛИКОВА

Сажусь на коня вороного —
Проносится тысяча лет.
Копыт не догонят подковы,
Луна не настигнет рассвет.

Сокрыты святые обеты
Земным и небесным холмом.
Но рваное знамя победы
Я вынес на теле моём.

Я вынес пути и печали,
Чтоб поздние дети могли
Латать им великие дали
И дыры российской земли.

ВЛАДИМИР ВИШНЕВСКИЙ.  Широко публикуется с 1985 г. В середине 1980-х годов стихи Вишневского стали песнями на музыку Вячеслава Добрынина, Татьяны Островской, Дмитрия Жарова и других композиторов. Эти песни не стали шлягерами, но вошли в репертуар Александра Абдулова,  Николая Караченцова, Ольги Зарубиной  Евгения Головина  и других исполнителей. В 2016 Вишневский записал песню «Без дублёра» в собственном исполнении, и она вошла в одноименный фильм о поэте. 
  Широкую известность получили  «одностишия»   В. Вишневского к своим ироническим стихам.

- Был отвергаем, но зато - какими!
- Как горько - потерять товарный вид.
- Тебя сейчас послать или по факсу?
- Мадам, да вам любой уступит место!..
- Ну сделай что-нибудь, хотя бы деньги!..

ЛАРИСА РУБАЛЬСКАЯ. Окончила Московский педагогический институт по специальности «Преподаватель русского языка и литературы». Затем получила диплом переводчика японского языка. Много лет работала в качестве референта–переводчика в московских представительствах японской телекомпании NTV и газеты «Асахи». С 1983 года начала поэтическую деятельность. 
У стихотворений Ларисы Рубальской счастливая судьба. Их знают все, даже те, кто не подозревает, что это ее стихи, – просто слышали песни на ее слова в исполнении Аллы Пугачевой и Филиппа Киркорова, Ирины Аллегровой и Валерия Леонтьева, Александра Малинина и Аркадия Укупника. Вот одно из её стихотворений:

Переведи часы назад

Переведи часы назад,
На пять минут, на день, на год.
Переведи часы назад,
Пусть снова этот год пройдет.
Январский день засыпет сад,
Начертит пальмы на окне.
Переведи часы назад
И снова приходи ко мне.

В настоящее время  поэтесса является автором более 600 стихов и текстов ко многим ставшим известными и популярными песням.

НИКОЛАЙ ЗИНОВЬЕВ.    Один из крупнейших современных поэтов - Николай Зиновьев, пожалуй, является единственным, кто вполне преодолел затянувшуюся, уже на четверть века, информационную блокаду русской литературы. Будучи человеком непубличным, истинным затворником, он, тем не менее, стал самым цитируемым поэтом, если не в литературных статьях, то - в самой нашей устной речи от Сахалина до Калининграда.

- : -

  У карты бывшего Союза
  С обвальным грохотом в груди,
  Стою. Не плачу, не молюсь я,
  А просто нету сил уйти.
   
  Я глажу горы, глажу реки,
  Касаюсь пальцами морей.
  Как - будто закрываю веки
  Несчастной Родине моей...
   
  Или (его же)  "Россия":

  Под крики шайки оголтелой
  Чужих и собственных Иуд
  Тебя босой, в рубахе белой
  На место лобное ведут.
   
  И старший сын указ читает,
  И средний сын топор берёт,
  Лишь меньший сын ревмя ревёт
  И ничего не понимает.

А знаменитые строчки Н. Зиновьева о поэтах:

А поэты – те же люди,
Только больше в них Христа,
Сколько в душу им не плюйте,
Всё равно она чиста.
   
  Мне кажется, трудно в наше время найти другого автора, который с такой силой отразил бы в своих стихах гражданскую тему, тему патриотизма и любви к Родине.

БОЛЬШИЕ ПОЭТИЧЕСКИЕ ФОРМЫ. ПОЭМА

Поэмы – самые ранние из сохранившихся памятников древней письменности. Они являлись и являются своеобразными «энциклопедиями», при обращении к которым можно узнать о богах, правителях и героях, познакомиться с начальным этапом истории нации, а также с её мифологической предысторией, постичь свойственный данному народу способ философствования. Таковы  первые образцы эпических поэм во многих национальных  литературах: в Индии – народный эпос «Махабхарата» и «Рамаяна», в Греции – «Илиада» и «Одиссея» Гомера, в Риме – «Энеида» Вергилия.
     Начиная с античности и до литературы постмодернизма, поэма занимает достойное место в искусстве как отечественной, так и зарубежной литературы. Даже краткое перечисление, не охватившее и десятой части всех выдающихся произведений данного жанра, позволяет ощутить его значимость и многообразие его разновидностей. В русской литературе к жанру поэмы обращались практически все   выдающиеся  поэты. С ХУШ века до наших дней  поэма остается в поле зрения, как художников слова, так и критиков и литературоведов.
   В России «большое  стихотворение»  (поэма)  начало появляться  уже в середине 18 века. Это «Вергилиева Энеида» Осипова, «Елисей»  Майкова, «Наташа» Жуковского, а  также поэмы   Баратынского, Подолинского, Козлова и других авторов.
    В 19 веке поэма  появляются   поэмы Пушкина, «Медный всадник», «Цыганы», «Полтава», «Граф Нулин» и др.  Лермонтова («Мцыри» и «Демон»),   «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова,
    20 век – новые веяния. Блок – «Двенадцать», «Облако в штанах» Маяковского.
А поэмы военного времени!
Осенью 1941 г.   Н. Тихонов написал поэму о фронтовом осажденном Ленинграде «Киров с нами».  Поэмы «Россия» А. Прокофьева, «Даль памяти» Исаева, «Сын» П. Антокольского, «Похороны друга» П. Тычины, «Знамя бригады» А. Кулешева, «Зоя» М. Алигер  рисовали героические характеры советских людей, принявших, не дрогнув, смертный бой с врагом. Зоя в одноименной поэме М. Алигер перед смертью с верой в будущее говорит: «Я умру, но правда победит!»
    Осенью 1942 г. А. Твардовский начал публиковать главу за главой свою замечательную поэму «Василий Теркин».  В этой поэме  создан обобщенный облик советского бойца-фронтовика, рассматривающего свои боевые подвиги как повседневный ратный труд. Но этот труд озарен светом высокой патриотической идеи - идеи защиты от врага великих завоеваний социализма. Тёркин - герой, вобравший в себя энергию народной борьбы с фашизмом. Он - носитель лучших черт русского народного характера, олицетворение народной сметки и народной силы.
      Этот список можно продолжать и продолжать.
      Без характеристики поэмы нельзя обойтись при анализе любой художественной эпохи.   В русской  литературе начала  20 века  наметилась тенденция превращения поэмы лиро-эпической в  поэму чисто лирическую. Уже в поэме А. А. Блока «Двенадцать»  чётко проступают  как   лиро-эпические, так   и лирические  мотивы. Ранние поэмы В. В. Маяковского («Облако в штанах») также скрывают эпический сюжет за чередованием разнотипных  лирических высказываний. Особенно ярко эта тенденция проявится позднее, в поэме А. А. Ахматовой «Реквием».
        За последние годы в поэзии обнаруживается тяготение к большим формам. Если не говорить о поэмах Маяковского, которые развивают несколько иную линию в поэзии, следует отметить поэмы Н. Тихонова («Лицом к лицу»), Б. Пастернака («Высокая болезнь») и др.
Часто к большим поэтическим формам прибегал Ю.П. Кузнецов. Наиболее известные его поэмы
«Путь Христа», «Сошествие  в  ад».
    В поэме "Путь Христа". Путь Кузнецова ко Христу во многом идет через восприятие олимпийских богов, через восприятие Зевса. В кульминационных фрагментах поэмы живописуемая Кузнецовым метафизическая бездонность природного космоса становится своеобразной завесой, скрывающей от человеческого разумения процесс духовного становления Христа...
      О другой поэме Ю. Кузнецова  поэт  Ю. Тюленин сказал:  «Сошествие  в ад»  лучшее из того, что поэт написал за все годы своего творчества. Кто внимательно прочитает поэму, тот, конечно же, поймет, что вся жизнь поэта была посвящена лишь титанической подготовке к написанию этого шедевра!
В одном из четверостиший поэмы автор  говорит:

…Свет перед нами летел над волнами эфира
Мне открывалось иное сияние мира
Полный восторга и трепета я произнес:
— Мы над Землей?
— Над Вселенной! — ответил Христос...

В  поэме Ю. Кузнецов, подобно Данте, загнал в ад  людей, принесших человечеству много бед.
Грешники, брошенные в бездну, — представители всех эпох и народов. Своей собственной волей он загнал в ад на вечные муки и Ивана Грозного, и Иосифа Сталина, и Павлика Морозов, и Мазепу, и Власова.
   Российские поэты и критики по-разному относятся к поэмам Ю. Кузнецова, но, несомненно,  одно -  они внесли большой вклад в развитие русской литературы. 

   В последние годы  на полках книжных магазинов    и  в интернете появились  поэмы как  чисто  патриотического направления   («Поручик Лермонтов», «Ермак», «Кондратий Рылеев», «Смерть адмирала», «Сказ о Китеж - граде», «Три жизни княжны Таракановой»), так и  поэмы, содержащие религиозную тематику («Рождение Иисуса», «Жизнь и смерть Иоанна Крестителя», «Агасфер», «Скитания души»). Все они принадлежат перу одного автора Ужегова Генриха Николаевича. Не обошёл автор своим вниманием и   тему романтической  поэмы («Космическая фея», «Утёс»,  «Отцвели хризантемы», «Месть Афро-диты» и др.). Все эти поэмы можно увидеть   в   электронной библиотеке  Мошкова  (на сайте «Современная литература»), на сайте МФВСМ – словарь рифм.
   Примером стихотворного мастерства автора может служить вступление к поэме «Сказ о граде – Китеже»:

О невидимом граде – Китеже
Начинается мой рассказ,
Поклонитесь же, поклонитесь же,
Тем, кто молится  в нём  за нас.

Приходите сюда   с  иконами,
В сердце выстройте веры храм,
И  с хрустальными  перезвонами
Китеж снова  явится вам.

Говорят, что град   белокаменный,
Могут видеть лишь только  те,
Кто пришёл сюда  с верой  пламенной
И в  духовной жил  чистоте.

У кого в груди сердце чистое,
Кто бежит от чужих щедрот,
Кто в любой беде может выстоять
Положить главу за народ…

Наши прадеды в древнем Китеже
Честь  народную  сберегли,
Поклонитесь же, поклонитесь же
Поклонитесь им до земли.

Несмотря на сложное время, в которое мы живём, русская  литература   не подпала под влияние Запада. Она идёт своим путём, развивается,  и не теряет патриотической направленности. 
Классики художественной литературы такие как: Пушкин, Лермонтов, Блок, Есенин, Толстой и многие другие, оставили в веках память о себе, потому что о чем они говорили, актуально на все времена. Они создавали идеал «настоящего» патриота своего Отечества, а так же говорили о великих подвигах наших соотечественниках. Этим они внесли огромный вклад в нравственное развитие, всех последующих поколений нашей страны. Благодаря этому в людях воспитывается чувство патриотизма и появляется желание любить Родину. Без их творчества Невозможно представить русскую литературу. Их вклад в жизнь русского народа огромен и незаменим.   
     Большая литература рождается на больших тектонических сдвигах.  А национальные чувства русских  никогда не были узкими. Достоевский прав, русские обладают всечеловеческим сознанием. Нам близки все народы, населяющие испокон веку Россию: и татары, и осетины, и мордва, и карелы. У нас одна Родина, одни недра, одно прошлое и одно будущее. Или мы вместе победим, или вместе погибнем. Кстати, и победа Путина, и победа "Единства" говорит о тоске народа по всеобъемлющей национальной идее.

                ПОСЛЕСЛОВИЕ АВТОРА

О том, что литературная «божья искра»  в России не погасла, можно показать на  примере небольшого города Тихорецка, который расположен почти в центре Кубани. Население  города всего 65 000 человек, но литературные традиции здесь  всегда были на высоте.
    В 20-ых годах 19 века, работая редактором местной газеты,  А. Первенцев   написал  здесь  свой знаменитый роман «Кочубей».  В годы войны  из под его пера  романы «Испытание», «Огненная земля», пьеса «Крылатое племя»  рассказы, в том числе «Девушка с Тамани», «Валька с торпедной „девятки“».
      После войны   он  пишет   романы «Честь смолоду», «Матросы», «Гамаюн, птица вещая», «Оливковая ветвь», «Директор Томилин», «Секретный фронт».
     Первенцев - дважды лауреат Сталинской премии.
     В годы репрессий  в своих дневниках   он  выражал сочувствие к происходящему,  был шокирован арестом Ольги Берггольц.
     В поздние годы Первенцев очень сильно переживал кризис идеологии Советского государства, за что неоднократно обвинялся в «сталинизме».
   В городе Тихорецке прошли детские и юношеские годы Ю. П. Кузнецова (кстати, автор этой статьи учился с Юрием в  параллельном классе   (в 1955-57 гг). Именно здесь увидело свет первое стихотворение Ю. Кузнецова «Тракторист».
   В  Тихорецком литобъединении «Родник» начинал свою   большую  поэтическую  жизнь,  известный всей России поэт, Николай Зиновьев. Сейчас он – почётный член   и частый гость «Родника».
(Кстати, в Тихорецком районе  родилась мать В. Маяковского, а Первенцев  - троюродный брат  великого поэта).
     Молодое поколение писателей   и  поэтов старается не отстать  от «стариков». Только за последние 5 лет наш «Родник» дал России  четырёх членов Союза писателей России (О. Немыкина, В. Романов, Б. Стариков, В. Курмакаева), шесть членов Международного Союза писателей.
   Поэты и писатели – родниковцы,  по составленному отделом образования  графику, выступают со своими стихами в школах, учат молодёжь любить свой край, свою Родину.
   Ежегодно в Тихорецке проводится фестиваль «Родники земли Кубанской, и нашими гостями  бывают представители почти всех ЛИТО края.  На фестивале также подводятся итоги всекубанского конкурса «Поэт года» с вручением    памятной медали.
   Последние два года наш «Родник» издаёт свою газету, в которой печатаются лучшие стихи и рассказы кубанских (и не только кубанских) поэтов и писателей.
   Литобъединение  в Тихорецке существует  около 70 лет, и я не ошибусь, если скажу, что оно является вторым литературным сердцем Кубани.