Глава 14. Материя и три её состояния

Аля Аджигитова
   14.1. Всевышний сказал: Я открою тебе науку, овладев которой,ты, как многие мудрецы прошлого, перенесёшься в иное измерение - царство сознания, простирающееся за границами вещественного мира.

   14.2 Постигнув эти истины, частица сознания обретает свойства, подобные Моим
( свойства Сверхсознания). Тогда она больше  не будет заключать себя в вещественную оболочку во время творения вселенной и в муках расставаться с ней во время уничтожения.

   14.3. Материя - это лоно, которое Я оплодотворяю семенем. Из этого лоно на свет появляются живые существа, первое из которых - " нерожденный" Брахма.

   Разъяснение:

   Во время сотворения вселенной совокупная масса материи делится на стихии, каждая из которых обладает особыми качествами. Материя существует и до сотворения  вселенной, но  в непроявленном состоянии, она не имеет качеств и не существует во времени. С другой стороны, предмет имеет качества, только кода воспринимается сознанием. Поэтому, строго говоря, не материя обретает качества в момент сотворения вселенной, а сознание получает возможность воспринимать материю.

   Семя , о котором говорит Кришна в этом стихе - частице сознания ( души), которые, попадая в материю, начинают воспринимать её качества. Из материи в разных её состояниях образуется телесная оболочка частиц сознания.

   14.4. Вечное и бесконечное Сознание преображается в материю и предоставляет частицам сознания временные оболочки, самые ценные из которых -  тела небожителей и людей.

   Разъяснение:

   Из этого стиха следует, что материя - существо, принявшее качества вещества.
Все силы Высшего Существа, Господа, сознательны. Одну из этих сил, которую мы
называем материей, майя - шакти, Он " просит" стать оболочкой или полем деятельности для другой силы -  индивидуального сознания, татастха - шакти.

   14.5. Материя, или иллюзия, существует в трех состояниях: просветления, возбуждения и помрачения. Попадая под воздействие этих состояний,  сознание заключает себя в телесную оболочку и испытывает радость и  горе.

   14.6. Поскольку состояние просветления чище двух других, оно позволяет видеть
окружающий мир в менее искаженном свете и приносит чувство умиротворения. Просветление превращает душу в рабу знаний и благополучия.

   14.7. Состояние возбуждения вызывает потребность в чувственных наслаждениях. Возбуждение делает душу алчной, ненасытной и превращает её в рабу деятельности.

   14.8. Состояние помрачения  порождено тьмой, потому  вызывает наибольшее помутнение сознания и скрывает истинную суть вещей. Помрачение делает душу рабой
беспечности, лени и сна.

   14.9. Просветление сковывает ощущением благополучия, возбуждение привязывает к деятельности,, а помрачение, лишая знаний, приковывает к лени, праздности и сну.

   14.10. Иногда в сознании преобладает  просветление, иногда возбуждение, а иногда помрачение. Между тремя состояниями иллюзии ( материи) идет непрерывная больба за превосходство.

   14.11. Если чувства воспринимают предметы в почти неискаженном свете, это свидетельствует о просветлении. Состояние просветления можно узнать по ощущению благополучия.

   14.12. Когда в сознании преобладает возбуждение, это видно по таким признакам, как жадность, чрезмерные усилия, тщеславие и ненасытность к телесным удовольствиям.

   14.13. Когда преобладает помрачение, это видно по безрассудству, унынию, лени и лживости.

   14.14. Покинув тело в состоянии просветления, душа отправляется в миры небожителей и святых мудрецов.

   14.15. Если душа покидает тело в состоянии возбуждения,  она рождается в  обществе деятельных людей, работающих ради собственной выгоды. Расставшись с телом в состоянии помрачения, душа рождается в теле животного.

   14.16. Мудрые утверждают, что добрые дела несут человеку мир и ощущение благополучия,  труд ради собственной выгоды - тревоги и страдания, а деятельность в помрачении - безумие и отупение.

   14.17. Просветление награждается знанием, от возбуждения появляется  жадность, а помрачение приводит к безумию, глупости и безволию.

   14.18. Находясь в состоянии просветления, сознание переносится в высшие миры небожителей; пребывая в возбуждении, оно обитает в средних сферах (человеческом обществе); а попав в сети помрачения, перемещается в низшее полусознательное  существование.

   14.19. Когда душа осознает, что все действия в окружающем мире совершает материя, которая играет сама с собой, переходя из одного состояния в другое, а душа не имеет  этой деятельности никакого отношения, она может соприкоснуться с идеей любви ко Мне.

   14.20. Когда на сознание не влияют три состояния иллюзии, из которых              образуется внешнее тело, когда оно перестает мнить себя рождающимся, умирающим, стареющим и страдающим, оно может испить нектар любви к Всевышнему, Безусловной Красоте.

   14.21.Арджуна спросил: Мой Господин. по каким признакам отличить человека, который не находится под влиянием иллюзии? Как он ведет себя? Как ему удается быть в стороне от иллюзии, находясь в иллюзорном мире?

   14.22.23.24.25.
Всевышний сказал: Человека. на которого не действует ни одно из состояний иллюзии, можно отличить по многим признакам. В нем просветление,возбуждение и помрачение не вызывают неприязн и, когда они появляются, и сожаления, когда они уходят. Тако человек уравновешен в радости и горе, поскольку понимает, что эти
ощущения возн икают от соприкосновения чувств с их объектами и что материя в
разных состояниях взаимодействует сама с собой. Он одинаково относится к радостям и  печалям, потерям и приобретениям. Он понимает, что его родной дом - в мире сознания, а не вещей; для него  комок глины, камень и слиток золота имеют равную ценность. Такой человек одинаково принимает осуждение и похвалу, бесчестие и почет. Он не теряет рассудка ни при каких обстоятельствах, одинаково относится к друзьям и врагам и безразличен ко всему, что  у других вызывает навязчивую мысль
обладать или отречься. Кто имеет названные качества, на того не  действуют три состояния материи.

    14.26. Кто служит Мне, Кришне, Безусловной Красоте, забыв о выгоде и отречении, тот освобождается от влияния трех состояний иллюзии. В служении Мне
душа начинает видеть себя в истинном свете и открывает для себя смысл существования.

   14.27. Вечное, бессмертное и неиссякаемое Сознание порождено Мною, Безусловной Красотой, и покоится во мне. Сознание существует лишь для того,чтобы обрести Меня, Счастье, как  своего Повелителя.

   Конец  14 главы " Материя и три ее состояния" из Бхагават-Гиты.

   Для тез , кто желает изучить глубже, есть возможность  слушать аудиоварианты
на английском и русском языках, с комментариями Е,Б,М, Шрилы Прабхупады.

   Главы 1, 3-13,15,16,18, читайте на Проза.ру Аля Аджигитова