Я и религия

Сергей Козицкий
По правде говоря, я никогда не был религиозным человеком. Как-то ещё в институте я понял, что терпеть не могу ходить строем и петь строевые песенки. И уж конечно ни в каком виде не могло быть и речи о том, чтобы стать членом какой-либо религиозной организации. На физтехе у нас была своя панк-рок группа под названием "Метро". Название группы было взято по словам песни моего друга, который сейчас живет в Киеве и занимается наукой в НАН: "Ты слушал Машину, любил Поворот, но Метро никогда никуда не свернет, в тёмном тоннеле лишь выход да вход, движенье назад, движенье вперед...". Мы вели припанкованный образ жизни в своём понимании и были отщепенцами, находящимися в оппозиции к официальной культуре и идеологии. За что иной раз и перепадало, но речь не об этом.

В русле такого "панк-стиля" был интерес к различным нетрадиционным учениям, в том числе оккультным и религиозным. Например, мы познакомились в таком духе с антропософией Рудольфа Штейнера, книжками Карлоса Кастанеды, новой хронологией Фоменко, соционикой и ещё черти чем.

В этом ряду занимало достойное место и сознание Кришны Свами Прабхупады. Цель состояла не в том, чтобы загрузить мозги очередными догмами в духе нового клона марксизма-ленинизма, но в том, чтобы узнать что-то новое для себя, усвоить и принять на вооружение. Никаких разлапистых организаций, связанных с сознанием Кришны тогда в России не было - были отдельные неформальные группы и дружеское общение в этой среде, которое не сильно отличалось от упомянутого "панк-стиля", контркультура СССР конца 80-х годов прошлого века, те самые катакомбы, через которые по Кургиняну спасается мир.

Колёсиком и винтиком очередного социального механизма, в лучшем случае равнодушного к интересам каждого отдельного человека а в худшем - откровенно человеконенавистнического становиться никто не хотел. Дураков не было - почти все в ту пору были комсомольцами и знали как это бывает. Если речь шла о неформальном вдохновляющем общении в дружеском кругу - то это то, что всех устраивало. Мы ушли в катакомбы от инфернальных социальных существ и обратно не собирались.

Ясно, что прижиться в структуре ИСККОН с таким умонастроением было практически невозможно, в лучшем случае можно отсвечивать где-то на периферии. Ведь хорошо известно, что случилось с революционерами 1917 года в 1937-м. Неформалы и отщепенцы становятся помехой и подлежат нейтрализации. То, что обычно понимается под религиозным или идеологическим учением очень хорошо гармонирует с некой социальной структурой, оказывающейся материальным воплощением в социуме этого учения. Будь то какой-нибудь вариант коммунизма, или христианства, или нацизма... имя им легион. Сколько-нибудь искушённый человек легко может создать своё учение, обосновать его, написать книги, создать организацию, навербовать сторонников и... например, зарабатывать деньги, по совету Рона Хаббарда. Последний так и говорил: "Хочешь заработать много денег - создай религию!"

В этом смысле очень не хотелось наблюдать, как Сознание Кришны на поверку оказывается такой религией, приспособленной для нужд и благополучия организации. А все признаки этого были, Например, принятие на вооружение книжки Стивена Кови "7 навыков высокоэффективных людей". Не составляет труда показать, что в Бхагавад-Гите исповедуются принципы, ровно противоположные тем, которые исповедует мормон Кови. Так оно обычно и получается, что конкретная деятельность организации приводит к тому, что приходится применять принципы, противоположные первоначально декларируемым в исходном учении. История христианства с её крестовыми походами и сожжением еретиков - тому яркий пример. При таком раскладе Сознание Кришны оказывается в лучшем случае тусовкой ролевиков, типа толкинистов, разыгрывающих сцены из Пуран. Ничего плохого в этом может и нет, но хотелось то не этого.

А дело в том, что Бхагавад-Гита имеет куда больший потенциал, чем просто какое-то ещё одно философское учение. Она несет потенциал мета-религии, такой системы, которая позволяет подняться над всем многообразием религий, идеологий и философий, расклассифицировать их и свести к общему знаменателю. В Гите есть целая глава, которая так и называется: "Разновидности Веры". И конечный вывод лично мне очень нравится: "Оставь все эти дхармы, о Арджуна, лишь только Мне вручи себя всецело...". Свами Бхактиведанта на английском пишет: "Abandon all varieties of religion...". - "Оставь всё разнообразие религий...". И от этого как-то легко на душе становится, как будто нёс груду кирпичей километр, и наконец принес.

Бхагавад-Гита плохо поддаётся приспособлению под нужды какого-нибудь нового варианта -изма. Конечно, всегда найдётся кто-то из ролевой тусовки, кто будет вещать на тему... туда ходи - сюда не ходи, то - читай, это - не читай, с теми дружи, этих - избегай. Но Гита - книга обитателей катакомб, неформалов и отщепенцев, людей не от мира сего, всё расставляет по местам: отстранённость от общей массы людей, признание важности самореализации, философский поиск абсолютной истины... Важно не забывать, что речь идет о мета-религии, о том состоянии, когда религия достигает совершенства и становится в пределе чем-то другим. Вы можете относиться предвзято к индуизму, но есть такой русский философ А.Ф. Лосев, который в "Диалектике Мифа" описал те же идеи и перечислил характерные черты мета-религии, которые сильно пересекаются с утверждениями Гиты.

Я никогда не был религиозным человеком...