Гоголь-центр

Владимир Емельяненко
   Вот и хорошо. Очень даже здорово, что получился конфликт вокруг
Гоголь центра. Не яичко ко Христову дню, но ложка к обеду определённо.
   И замечательно, что раздались вопли на тему "художник и власть" и
тему "властителей дум". Чуть не описался "душ", ибо последнее выражение
чаще относится к помещикам. Почти все писатели - дворяне.
   Оксюморон "властитель дум" появился (если не ошибаюсь) в 19-м веке.
Да, да, именно парадоксальное соединение. Вообще-то в начале
упомянутого века писательство, рисование, музицирование и т.п не относилось
к профессиональным обязанностям. Скорее - знак профессиональной пригодности.
Многие служили. Но вовсе не писателями. Николая Васильевич, например,
по 3-му отделению.
   Писательство было делом частным. Иногда приватным, хотя "можно
рукопись продать". И позже, в достоевские времена книгоиздание - частный
бизнес. Ну, поднадзорный, конечно. И фронда писателя понятна. И понятно
было противопоставление вольного ума косной, формализованной власти.
   Так что, оксюморон 19-го века.
   Ах, да, да. Ода Фелице. И Ломоносов звёзды получал за прославительные
стишки. Но служба была в Академии. Служили Державин, Фет, Грибоедов...
   "Властители дум"... Слушайте, да как можно забраться в чужие мысли,
в чужую черепную коробку? Кто пустит? Какое-такое НЛП? Эта метода - только
для слабых умов, тех, которые сами хотят, чтобы ими манипулировали.
Да и то... Не по всем вопросам. А писатели-то ставят главные вопросы
человека, человечества. И писатель получается  собеседником, а вовсе не
властителем. Дальше будете спорить? Не собираюсь. Оксюморон.
   Власть. На мой, простолюдина взгляд власть только тем и занимается,
что отбирает часть моего урожая для командования мной. На эти тугрики 
или "бульбы" нанимает полицейских, чтобы мне указывать, где ездить,
а где не моги. На мои собственноручно заработанные средства. Это и
понятно. Власть и происходит из желания получить что-то на халяву, да
побольше.

   И наступил 20-й век. Юрий Олеша придумывает выражение "инженер
человеческих душ". То ли в самой "Зависти", то ли в записных книжках,
но именно в этом томике были такие слова. А то, что пиарщиком сего
выражения был Сталин, мне-то что?
   Откуда эти слова придумывались? То ли на большевистсий манер Юрий
Карлович переделал "властителей", то ли обобщил опыт РАППа, тоже неважно.
Важно, что - служащий. И власть - напрямую. Уже не оксюморон.
   И те же, что у физической власти претензии на кусок общественного
пирога. В виде пайки, квартиры, турпоезки на Беломор и т.п. Но вот,
ведь, фокус. Не "белогвардейские" Бунин с Набоковым оказывается во
фронде относительно власти. Советские, просоветские Платонов, Шолохов,
Твардовский, Шукшин и далее-далее. Неудивительно. Чтобы картинка,
герои были узнаваемыми следует писать убедительно. В твоей голове,
движущей пишущей рукой должно быть соответствие слов и реальности.
Тогда и публика станет читать.
   Власть всегда придумывает свои картинки. Ей и нужны-то команды,
штампы, стереотипы. Реалии, увиденные писателем этим штампам противоречат.
Фронда писателя неизбежна. И время писателя ушло. Сейчас виден, популярен
один автор (если не считать детективщиков). И тот частью паяц, Задорнов.

   Вот, вот. О паяцах и речь. Ушли писатели, теперь кумиры публики
царствуют в балагане. До 19-го века их так и звали; "актёришки",
"лицедеи". Да никакая не церковь! Всё проще. Крестьянин и мещанин были
обременены "тяглом". Обязаны были добывать для общества, государства
ресурс. кое-что оставляя себе. Дворянин, конечно, кушал из фарфора
серебряной вилкой, но за эту чистую и красивую жизнь был обязан
отдавать свою кровь. И не только личную, зачастую, кровинушку.
   А лицедей тяглом не обременён. Ходит себе по свободе, пляшет. Рядом
с бомжем, конечно. Да и сам - без определённого места жительства, разве
что с паспортом. Сословие низшее из низших. Даже холоп, т.е. раб мог
драть его за виски.
   Сегодня же актёры-режиссёры оторвались. Царствуют над умами. И наряду
с физической властью объявляют неизбежное право на общественный пирог.
И вот эта ссора власти и защитников Серебренникова - вовсе не противостояние
художника тирану, а просто фрагмент конкурентой борьбы. Борьбы одной группы
власти с другой.
   Приехали.

   Теперь о писательстве. Открываю томик номинантов прозыру. Тот,
в котором меня напечатали: "Браво, редакция, браво отборщики". Все
тексты - достойная русская речь. Все тексты, где точнее, где слабее,
но - о реальной жизни. Все убедительны. Наверное, каждый славен
в своей профессиональной среде, провинции, городе, но все - Noname.
В общероссийском статусе - звать Никак. Мы сейчас живём на пространстве
пишущего народа, пишущей нации. А плясуны - там, в телеэкране.
   И нам они неинтересны. Позубоскалить, разве.

   И выводы для себя. Я и впредь буду, не кланяясь, печатать сам себя.
Искать сильных редакторов, корректоров, верстальщиков. Но ни на пайку
государственную, ни на милость денежных спонсоров не оглядываться.
Вот, допишется многосюжетная сказка о Коше и Шкале, напечатаю. Читатели?
Мне и десятка похвал будет достаточно. Значит, не зря работал.