Бхагавад Гита - Песнь Всевышнего

Геннадий Анатольевич Федоров
Краткий пересказ

Содержание Песни диалог Кришны с Арджуной составляет.
И Кришна, воплощение Всевышнего, Арджуну наставляет.
Действие Песни  происходит на поле будущей битвы.
Пандавы и Кауравы — два родственных рода, с молитвой,
Готовятся к бою, чтобы оружием решить вопрос о том,
Кому из них принадлежит царство Хастинапура с дворцом.
По праву царство принадлежит роду Пандавов,
Но Кауравы не желают признавать Пандавов право.
Война — спор разрешить способ единственный.
Арджуна, воин из рода Пандавов, друг Кришны, очень воинственный
Когда битва уже готова начаться, вдруг утрачивает решимость.
Он внезапно осознаёт, что его победа в этой битве - неотвратимость,
Которая приведёт к смертям многих достойных людей,
Наставников и родственников. Он готов сложить оружие скорей.

И Кришна, вызвавшийся быть колесничим Арджуны,
Объясняет ему, почему тот обязан сражаться. Накануне
В первом Своём наставлении Кришна объясняет,
Что личность, с которой себя Арджуна отождествляет,
Не является его подлинным "я". Как и людей большинство
Арджуна полагает, что джива - личность его,
Состоит из души и тела, связанных друг с другом глубоко.
«Твоё подлинное "я" — атман, т.е. душа», Кришна объясняет,
«Которая, не испытывает страданий, не рождается и не умирает.
Она чистое сознание — только наблюдатель, а не деятель.
Временно обосновавшийся в твоём бренном теле свидетель.
Душа ошибочно отождествляется с личностью. Для сведения,
Страдания возникают именно из этого ложного отождествления.
Когда душа свою подлинную природу, постигает
Она освобождения (мокши) от перерождений достигает».

Каждый объект в повседневном мире тел материальных,
Складывается из трёх ГУН - "прядей" изначальных:
Это саттва, то есть "просветление",
раджас, то есть "возбуждение"
и тамас то есть "помрачение".
Личный долг (сва-дхарма) любого из людей
Зависит от состава гун - количества их долей:
Для мыслителей лучше путь размышления
Для правящих и воинов - путь свершения
Для остальных - путь преданного Всевышнему поклонения

Задача Кришны в беседе состоит в том, чтобы Арджуне указать
На его обязанности и путь к мокше ему показать.
Арджуна — воин, и его дхарма заключается в том,
Чтобы вести праведную войну и находится в состоянии боевом.
Для его собственного блага, и блага всего общества, необходимо,
Чтобы он исполнил свой долг. И Арджуна обретёт неоспоримо
Уважение общества, если пойдёт по пути воина неукротимо.
Но как же быть с мокшей? Исполнением долга
Можно достичь небес, но мокшу – без толку.
Согласно ведам, единственный путь к освобождению —
Это джняна-йога, то есть йога познания, а не свершения.
Она даёт знание о том, что душа и Высшее начало едины.
Кришна не отвергает этого пути. Но, говорит Он, отныне,
Для таких людей, как Арджуна, а также для большей части человечества,
Есть и другой путь, который лучше не только для них, но и для Отечества.
Этот путь карма-йога, то есть йога действия. Надо уточнить,
Большинство людей действуют из желания получить
Какую-либо личную выгоду, "ПЛОДОМ" называемую.
Кришна утверждает, что не действие просто совершаемое,
А только действие, совершаемое ради обретения "плода",
Привязывает человека к колесу новых рождений всегда.

Если люди не привязываются к плодам своих действий (нишкама-карма),
То эти действия не имеют никаких кармических последствий.
Моральный кодекс (дхарма) любого общества ставит перед собой цель двоякую:
Чтобы благо и отдельного человека, и общества всего (лока-санграха) достигались одинаково.
Дхарма строится таким образом, чтобы благо отдельного человека и благо общества совпадали
Кришна говорит: "имея в виду всеобщее благо" (лока-санграха) надо, чтобы люди долг свой исполняли

Кришна сказал, что у него Самого нет заинтересованности в участии личном,
Но, действует Он, чтобы поддержать мировой порядок в состоянии отличном.
Таким образом, наряду с джняна-йогой Кришна и карма-йогу признаёт.
Она к освобождению (мокше) тоже ведёт. Как же это произойдёт?

Человек, осуществляющий карма-йогу, лишается желаний,
Он прекращает гонку за счастьем, у него больше нет переживаний,
Его уже не могут поколебать всевозможные бедствия
И различные негативные последствия.
Такой человек свободен от аффектов, гнева и страха;
Он безразличен к выгоде или ущербу любого размаха
Его чувства отвлекаются от своих объектов легко,
И он находится в мире, будучи не от мира сего.
Ум такого человека достигает полного умиротворения.
Он осознаёт, что его подлинная природа — душа, и достигает освобождения.

Дхарма – это обязанности человека, предписанные к исполнению,
Соответствующие занимаемому им общественному положению,
Совершаемые по правилам добродетельного поведения,
Бескорыстно, для общего блага Отечества и всего населения

Кришна ещё и третий путь к мокше провозглашает для ближнего:
Бхакти-йогу - путь преданного поклонения и почитания Всевышнего.
Бхакти — это между Всевышним и человеком отношение,
Основанное на взаимной любви и восхищении.
Если человек искренне Всевышнему поклоняется,
То он Всевышним из круга перевоплощений освобождается
И человек в материальный мир больше не возвращается.
Всевышний отводит ему место рядом с Собой.
В Своей обители благой.
Кришна указывает, что путь преданного почитания открыт для всех,
Религиозная жизнь является доступной любому человеку без помех.

Всевышний сказал: кто эту беседу другим повторяет
И постоянно размышляет о ней,
Тот в жертву Мне свою свободу приносит и почитает
Тем самым Меня и поклоняется Мне

Изучайте Песнь Всевышнего бескорыстно
и она станет для вас на пути бескомпромиссном
проводником к высшему благу, через превратности жизни