Транзитная остановка

Алла Даниленко
Возвращаюсь с моря… Почти двое суток в поезде… Транзитная остановка в городе N. Вокзал. Несколько часов до очередной пересадки. Захожу в багажное отделение оставить вещи. Людей нет. Лишь в уголке суетится какой-то странный старичок. Слева в камеру хранения входит группа кришнаитов. Они не на долго отвлекают мое внимание. Вещи оставлены в камере и впереди прогулка по городу.

Стоит теплая августовская погода… Яркое утреннее солнце озаряет привокзальную площадь. Последние деньки лета… Ностальгия с соленым привкусом моря по так быстро прошедшему отпуску… Так не хочется осени.

Обычный областной городок. Хотя, не такой уж обычный. В нем уже есть любимое место – один из красивейших парков с перепадами высот, спусками, мостами, живописной набережной вдоль реки, историческими постройками и развлечениями. Не первый раз, делая транзитную остановку, коротаю время в этом парке. Обычно поезд приезжает ранним утром, практически на рассвете… Город только начинает пробуждаться… И до вечера у меня есть время погулять по парку. Удивительно, как быстро здесь пролетает время.

Парк славится наличием более 5 тысяч деревьев и 30 видов экзотических деревьев. Здесь произрастают гинкго билоба, сосна чёрная, дуб гребенчатый, яблоня Недзвецкого, лиственница, бархат амурский и другие. По деревьям скачут почти ручные белочки, которые берут орешки и семечки прямо с рук, доставляя удовольствие гуляющим.

На Киевском спуске расположена бронзовая скульптурная композиция «Лодочник» – человек, стоящий в лодке, рядом с которым сидит рысь. Скульптура символизирует первого человека, приплывшего в эти места.

Парк живописен и своими водными каналами-озерцами, с воздушными мосточками и фонтанами, с большим количеством водоплавающих птиц –  уточек, гусей, белых и черных лебедей. Говорят, что прекрасный «Лебяжий пруд» или «Лебединое озеро», как его называют местные жители – это в прошлом – древняя речушка. Вероятно, вокруг нее и строился когда-то город. Здесь размещались детинец, окольный город и посады древнерусского города. Так что, место это – еще и уникальный археологический объект.

Парк XIX века, или точнее, дворцово-парковый ансамбль, считается одним из красивейших мест в современной Беларуси, благодаря сочетанию высокого берега реки и паркового ландшафта, площадью 34 гектара.

Жемчужиной ансамбля является дворец, воплотивший дух екатерининской эпохи, построенный XVIII-XIX вв. в стиле классицизма. Необычайно привлекательны и другие объекты XIX в. – собор святых Петра и Павла, часовня-усыпальница и Зимний сад с башней обозрения.

Но есть в этом парке и еще одно удивительное место – ресторанчик «Прованс» с панорамным обзором реки. Всякий раз попадаю сюда в ослепительно-солнечный день. После прогулки так приятно отыскать это место. Сидишь на открытой веранде, пьешь кофе, мимо проплывают прогулочные теплоходы и катера, завораживает своим течением река… Кстати, прогулочный теплоход носит имя города, в котором я живу. Интересное совпадение. Играет приятная музыка... Музыка замечательно подобрана к интерьеру и настроению места. Погружаешься в атмосферу Франции… и забываешь, где ты есть. Вокруг цветущая лаванда… Приятный аромат кофе… Удобные сиденья с подушечками… И ты медленно уходишь в свои ощущения… Блаженство… Транс… Я бы назвала это состояние чем-то близким к трансу…

Вот, точно также, как и всякий раз, пошла я в сторону парка от привокзальной площади по центральной городской улице и в этот день… Прямо у нижнего яруса «Прованса» открылось новое авангардное бар-паб-кафе «Квартирник». Поддавшись ненавязчивому предложению официанта посмотреть их необыкновенный интерьер, зашла, и, удивившись, развеселилась… Интерьер и правда необычный. Перевернутые комнаты, различные вещи из прошлого, грампластинки вместо подставок на столах и многое-многое другое… Вряд ли бы обратила внимание на все многочисленные окружающие детали и тонкости обслуживания, согласившись посидеть на берегу с бокалом пива, если бы не две милые старушки за соседним столиком… Одна пила кофе из фарфоровой чашечки с блюдцем, а вторая – сок в граненом стакане… Неподалеку, две девушки снимали рекламу обуви на фоне интересного интерьера… Я наблюдала за девушками… Случайно взгляд упал за соседний столик… Одна из старушек подозвала официантку и стала ей говорить, что не очень эстетично, с ее точки зрения, подавать напитки в граненом стакане: «У Вас что, посуды не хватает»? Девушка оправдывалась, объясняя старушке, что в этом и заключается главная концепция их кафе… Именно это и привлекает сюда многих людей. Но самое забавное началось тогда, когда бабулькам принесли счет в обычной домашней тапочке. Очень интересно было наблюдать за их меняющейся мимикой, выражающей полное недоумение… Этот необыкновенный город всегда меня чем-нибудь удивляет. Вот так, случилось и в этот раз, развеселившись, я открыла для себя новый объект на берегу реки и продолжила путь по городу в сторону вокзала.

Все как обычно – камера хранения, багаж и, внезапно, чье-то шуршание справа… Поворачиваю голову – все тот же старичок раскладывает свои вещички на столике… И вот тут только, я замечаю, что это не обычный старичок… Было в его облике что-то озорное от ребенка, потерянное и грустное от взрослого, какая-то безысходность от старца, особая просветленность во взгляде и отрешенность в облике – видимо, от самого Бога…. Напоминал он мне какого-то растерянного, но светлого Ангела. Раскладывал карандаши, кисти, бумагу, ставил вдоль стен свои картины… Всякий раз, бросал взгляд в мою сторону, добродушно улыбаясь. Забрав вещи, я подошла поближе, рассмотреть картины и только тогда поняла, что написаны они в необычной технике точечного рисования. Картина, и правда, притягивала взор, на ней хотелось задержаться, рассмотреть, вникнуть в каждый элемент, в каждую мелкую прорисовочку… Я стала задавать вопросы, и мой собеседник вдруг оживился, стал много и увлекательно рассказывать о технике, об используемых материалах, о себе, о том, где и как он изучал художественное ремесло. Он делился со мной своими знаниями: какие инструменты стоит покупать, как следует их использовать, как добиваться различных эффектов. Мы с ним беседовали обо всем, что касалось его дела. Я все больше и больше проникалась его необыкновенным светом… Выяснилось, что он был учителем рисования, учился в Репинском училище, что его картины покупаются не только в этом городе. Но до поезда оставалось не так много. Я спросила: «А почему же Вы прячетесь здесь, в багажном отделении, ведь здесь совсем мало людей, и никто не видит Ваши необыкновенные картины»?
И тут он мне отвечает следующее: «Девочка моя, там, на солнце, быстро выцветают краски… Пока я рисую следующий элемент, предыдущий уже становится тусклым… Но это не главное. Я прячусь от «Них». Ведь «Они» меня находят повсюду. Кругом камеры… А если «Они» меня найдут – три дня мне нет жизни, совсем плохо, я лежу, не поднимаясь…».

– Но кто «Они», от кого Вы прячетесь?

– Они – те, кто испытывает на мне радиоволны. Они находят меня. Теперь ведь их можно и с телефона пускать. И нет мне потом жизни…

Он, вдруг, стал таким грустным, потерянным и беззащитным, что так захотелось ему помочь, но как? И надо было уже бежать на поезд.

– А Вы очертите вокруг себя мысленно круг и за этот круг не проникнет никакое зло… Надо в это просто поверить…

– Девочка моя, это же воздействие не психическое, а физическое, никакой круг тут не поможет. Никакая преграда не спасет… Это же радиоволны – они проникают везде…

Это было так убедительно. Что мне оставалось думать обо всем этом?

В его взгляде было столько безнадежности в тот момент, столько безысходности, потерянности и боли. Он менялся в лице как ребенок. Все, что я могла – просто обнять его, сказать ему, что он необыкновенный, а его картины очень светлые и прекрасные. Я пожелала ему добра и здоровья, и его лицо снова засветилось… Сколько было ему лет? Определить сложно. Но я знаю точно, что забыть такие глаза невозможно, потому, что он смотрел на меня глазами Ангела.

P.S. Когда дописала этот рассказ, решила ссылку в интернет пустить и вот, что о нем раскопала… Оказывается, не только я увидела в этом человеке необычный свет. Теперь я знаю его имя – Валерий Ляшкевич. И слава о нем долетела до берегов Невы… Как жаль, что такие люди оказываются за бортом жизни, не имея элементарного. Но он совсем не похож на обыкновенного бездомного. Кто знает, может быть это и правда гений, который, может быть, появился не в свое время. 

Что же это за город N, в котором со мной происходит столько чудес? А есть в нашей Беларуси такой необычный, особенный город. А как он называется, вы и сами сейчас догадаетесь, прочитав легенду, которая гласит, что плотогоны, проводившие по реке Сож плоты, предупреждая друг друга об опасности напороться на песчаную отмель, кричали «Го! Го! Мель!». Конечно же, это только одна из красивых историй!

До свидания, город N! Я обязательно к тебе вернусь!

События от 27 августа 2017 года, г. Гомель

Выдержки из публикаций «Гомельский Ван Гог», «Наш Диоген», «Одержимый искусством», «Гомельский художник покорил Санкт-Петербург!»:

«Гомельский Ван Гог», «Наш Диоген», «Одержимый искусством» – так некоторое время величала «неформатного гения» местная пресса. Жизнь художника тем временем вновь переместилась в привычное русло – на улицу. Спал он, правда, не в подворотнях, а просто в подъездах. Обычно в домах, расположенных в центре города. Забирался на площадку повыше, поближе к чердаку. Так и ночевал. Даже на картинах ставил свои «адреса» – «лесвичка дома Советская, 119», «Киевский спуск». На хлеб зарабатывал по-прежнему продажей картин и просто просил милостыню, ведь очереди за его произведениями не выстраивались…».

«...как вспоминает выпускница художественного училища Елена, бродячий мастер рассказывал о теории изобразительного искусства настолько живо, так глубоко и доступно мог объяснить понятия «перспективы» или «композиции», что многие преподаватели рядом с ним не стояли. Ни в переносном, ни, к счастью для них, в прямом смысле…».

«После презентации документального фильма «Перекресток» о необычном талантливом художнике зрители познакомились с его работами – впервые в главном музее страны выставлена экспозиция работ Валерия Ляшкевича».

«Работы художника находятся в собраниях Национального художественного музея Республики Беларусь, Гомельского дворцово-паркового ансамбля, Заславского историко-культурного музея-заповедника, а также в частных коллекциях в Беларуси, России, странах Европы и США».

http://anonimusi.livejournal.com/255728.html
http://gomelnews.onliner.by/2014/10/07/talant-bez-propiski
http://news.tut.by/culture/284707.html
http://ivorus.blogspot.com.by/2012/01/blog-post_7741.html