Винченцо Катена... Забытые имена

Алексей Гончаров2
 
Картина:"Портрет Раймонда Фуггера".


Ранняя итальянская живопись эпохи Возрождения является вершиной мирового художественного наследия. Проторенессанс в живописи связан со средневековьем, с романскими, готическими, византийскими традициями, этот период явился подготовкой эпохи Возрождения. Он делится на два подпериода: до смерти Джотто ди Бондоне и после (1337 год). Период Раннего Возрождения охватывает собой время с 1420 по 1500 год. Период Высокого Возрождения простирается примерно с 1500 по 1527 год и Маньеризм — с 1525 по 1600 год. Эти даты являются приблизительными, потому что жизнь и творчество отдельных художников наложились на разные упомянутые периоды.

Художники Италии эпохи Возрождения, хотя и были преданы конкретным городам, тем не менее перемещались по всей Италии, часто имея дипломатический статус и занимаясь распространением художественных и философских идей.

Город Флоренция в Тоскане известен как родина Ренессанса, и в частности живописи Возрождения.


Творческая судьба Винченцо Катены (ок.1480 - 1531) во многом не похожа на традиционный удел художника.
Ещё при жизни Катена получил весьма широкую известность, его работы были высоко оценены современниками. Художественное наследие Катены весьма обширно; в сюжетном
отношении оно распадается на две большие группы, характерные для большинства
ренессансных художников - это портрет и религиозная тематическая картина. Талант
Катены блстяще проявил себя в жанре портрета, тогда как в многофигурной сюжетной
картине он лишь в редких случаях мог возвыситься над простым подражанием великим венецианским мастерам.

Несмотря на множество сохранившихся до нашего времени работ художника и на частые упоминания его имени в литературных источниках, о личности Катены и по сей день
известно немногое. Точная дата его рождение неизвестна. Старые авторы сообщают,
что Катена был состоятельным человеком и занимался живописью не ради заработка.
Известно завещание мастера, в котором он оставляет деньги в помощь неимущим художникам, а также на приют для бедных девиц.

Трудно сказать с полной определенностью, у кого учился Катена. В эпоху Возрождения в Италии художники обычно получали профессиональное образование в мастерских маститых живописцев. Обучение начиналось
в детском возрасте и длилось десять лет. Катена, видимо, вошёл в мир искусства другим путём. Судя по тому что его работы появились довольно поздно, художник не проходил систематического курса обучения, а был талантливым дилетантом. Несомненно, что он учился, заимствуя у ведущих мастеров своего времени их технические и художественные достижения. Творчество Катены несёт явные следы воздействия искусства Чимы Конельяно, Джованни Беллини, Джорджоне, Рафаэля.

Венецианской живописи принадлежит особое место в истории итальянского Возрождения. Ренессансные идеалы сохранялись там наиболее долго, большую часть 16 века, а первая треть столетия была воистину золотым временем для искусства и гуманистической культуры.

Венецианцы были прекрасными колористами. Цветовая гамма их полотен включает множество красок и оттенков, изысканно объединяющихся  в целостную гармонию. Катена был венецианцем, и его колористическое чутье позволяло создавать ему совершенные по цвету композиции.

Психологическая характеристика человека, проникновение во внутренний мир модели- самая сильная сторона творчества Катены. Одна из лучших его работ
- портрет Раймонда Фуггера, выполненный уже на склоне лет. Умение показать внутреннюю суть портретируемого в жесте руки, в силуэте осанки, в резкой тени, выделяющейся линии носа, ставит Катену в ряд с выдающимися портретистами итальянского Возрождения.