Мельницы Монтефиори

Исаак Розовский
(Из цикла "Сионские летописи")


     (Памятка туристу)

   
   
                Посвящается Х.Л. Борхесу               
               
Картина Босха "Поклонение волхвов" является, пожалуй, лучшей иллюстрацией к тексту.      

1.

Граф Монтефиори родился в 1811 году в деревушке под Аяччо,
что на острове Корсика, а скончался (или, скажем осторожнее,
исчез) в 2006 году в Иерусалиме.
Неудивительно, что за эти без малого 2 века
(срок немыслимый по человеческим меркам)
жизнь его обросла легендами, а сам он
получил прозвище Агасфер.

Граф был знаменит не только своим долголетием.
Судите сами - чернокнижник, каббалист и алхимик,
владелец несметных богатств, филантроп и покровитель искусств,
он был к тому же искусным инженером и механиком,
интересным поэтом, недюжинным скульптором и гениальным зодчим.

О первом периоде его долгой и бурной жизни,
о том, как босоногий корсиканский пастушонок
превратился в блистательного графа Монтефиори,
довольно точно рассказано у Александра Дюма
в его знаменитом и почти одноименном романе.

Сам Монтефиори не отрицал, что в ранней юности
он был осужден по темному и странному делу,
в котором фигурировали красавица, контрабанда и кровная месть.
Он долгие годы провел в каземате с неким узником духовного звания,
уточняя, правда, что это был не аббат Фариа,
а раввин и знаток Каббалы, ставший для юноши вторым отцом.
Вот почему сразу после своего чудесного освобождения
Монтефиори прошел гиюр* и стал вести жизнь правоверного иудея.

До сих пор остается тайной
источник внезапного и баснословного богатства Монтефиори.
Завладел ли он кладом, чей секрет раскрыл ему раввин-сокамерник?
Или это результат успешных занятий алхимией? Нам сие доподлинно неизвестно.
Уже много позже ему было пожаловано дворянство и титул графа
за, как было сказано в королевском указе,
неоценимые услуги особо деликатного свойства,
оказанные им Британской Империи.


2.

За всю свою долгую жизнь
Монтефиори ни разу не был женат, хотя
лучшие семейства Старого и Нового Света
жаждали назвать его зятем.
"Я повенчан с Иерусалимом" - отшучивался Монтефиори
в ответ на недоуменные вопросы.
В его словах не было намека на тайный гомосексуализм,
поскольку на иврите Иерусалим
(как, впрочем, и все другие города) - женского рода.
Иерусалиму он действительно отдал всего себя,
и ни одна невеста в истории человечества
не могла бы похвастать и малой толикой того,
что сделал для своей Монтефиори.

Он полностью изменил облик города, превратив его
в тот самый Золотой или Небесный Иерусалим,
который рисовался воображению этого гения и, возможно, безумца.
Чего стоит один только мост над Масличной рекой!?
Этот хрустальный сон, способный
парить без единой опоры над искусственным каскадом,
в котором вода рушится вниз как бы со стен Старого Города,
заполняя купальни Султана,
чтобы спустя мгновение, уже одевшись в гранит,
плавно катиться на юг к Гееному.**

Не менее знаменит грандиозный по замыслу и исполнению
Мемориал Еврейской Мудрости, в течение многих лет
служивший крупнейшим административным
и научно-исследовательским центром всего Ближнего Востока -
Система небоскребов с одним общим для всех зданий торцом представляет
собой книгу, как бы раскрытую на всех страницах одновременно
(благодаря особому голографическому эффекту,
секрет которого не разгадан до сих пор).
Каждое здание - это отдельная страница,
а число этажей соответствует количеству строк (26)
в канонических текстах Торы,

Каждое окно на каждом этаже каждого здания (как сказал бы Борхес)
выполнено в форме определенной буквы древнееврейского языка.
Вечером с появлением третьей звезды, по замыслу Творца
(то есть, Монтефиори), все окна одновременно вспыхивают,
и перед потрясенным наблюдателем возникает
полный текст первой книги Торы - Книги Бытия (правда, без огласовок)

А те, кому посчастливилось хоть раз увидеть все великолепие
рукотворного Большого Каньона в Малке, уже никогда не забудут его.
Не забыть им и строгого изящества Храма
Еврейской Демократии в Эйн-Керем,
и величественные очертания Мавзолея Алии в мерказ-клита Гило,
не забыть памятника Вечному стату-кво на площади Еврейского Согласия -
эти стометровые фигуры Ешиботника*** и Киббуцницы****,
которые держат в воздетых руках Декларацию Независимости,
находясь как бы внутри гигантской золотой Сукки*****,
увитой гроздьями смарагдов, рубинов и сапфиров,
олицетворяющих виноградную лозу, апельсины сорта "королек"
и другие виды сельхозпродукции.


3.

Можно еще долго перечислять перлы,
созданные гением Монтефиори.
Увы, ужасное землетрясение 2019 года, почти полностью разрушившее город,
не пощадило и большей части его шедевров.

А преступная политика министерства Туризма тогдашнего Израиля,
запретившего (дабы привлечь больше туристов
и паломников для пополнения казны)
"рисовать, фотографировать или каким-либо иным образом
запечатлевать любые объекты на территории Иерусалима"
лишила потомков возможности любоваться
этими шедеврами хотя бы на иллюстрациях
в туристических проспектах и учебниках по градостроительству.


4.

Но ни землетрясение, ни время оказались не властны
над самыми загадочными и прекрасными творениями Монтефиори -
над семью исполинскими мельницами,
возвышающимися над городом этакими гигантскими вентиляторами,
чьи черные лопасти безостановочно молотили воздух,
даруя прохладу жителям Иерусалима даже в самый жаркий день.

Эти мельницы еще называют поющими, так как
совместное вращение гигантских крыльев порождает
удивительные вибрации, создающие и поныне
звуковые эффекты, ни на что не похожие.
Это и скрипы, и вздохи, и уханье, и, в то же время,
нечто неизъяснимо прекрасное, что хочется назвать музыкой сфер.
Сейчас эти мельницы стали
олицетворением и символом "ловли ветра"
(по меткому выражению Экклезиаста)

Людям меланхолического склада
эти вечно вращающиеся жернова напоминают
крылья огромных черных птиц,
что кружат над руинами города в поисках случайной добычи.
Более жизнерадостные усматривают сходство мельниц
с Колесами Обозрений, установленными в публичных парках
для увеселения детворы.
Поэты же с их необузданным воображением утверждают,
что крылья мельниц более всего похожи
на спицы в руках искусных, но невидимых вязальщиц
("Пусть не публичные, а все же Парки", как выразился один из них.)

Спицы мелькают, вязальщицы
безостановочно вяжут нечто невидимое,
а потом распускают пряжу.
Вот почему любители "черного юмора"
называют Иерусалим... Впрочем, это не важно.

*Гиюр – процедура перехода язычника в иудаизм
** Гееном, он же Геена огненная – место, расположенное недалеко от иерусалимской синематеки. Оттуда, согласно легенде, подтвержденной, впрочем, свидетельствами очевидцев, начиналась дорога в Ад.
*** Ешиботник – студент ешивы, высшего религиозного учебного заведения
**** Киббуцница  - жительница кибуца, сельскохозяйственной коммуны, имеющей некоторые черты сходства с советскими колхозами.
***** Сукка – шатер (или шалаш), в котором правоверный еврей должен находиться безвылазно в течение 7 дней, пока продолжается Суккот (праздник Кущей)