Двухстопные Размеры Силлаботоники. С комментариями

Собиратель Гербариев Лунных
22.03.2017(1.1) Двухстопные Размеры Силлаботоники.

•2-стопный Хорей•

23.03.2017(3)

Утро пахнет
Мятным чаем
Знаешь парень
Ты случаен

Как и все мы
В этой жизни
Помним Сены
Запах ближний

Кто-то Темзы
Кто-то Волги
Кто-то грезит
С Амазонки

Водопады
Пароходы
И закаты
И восходы

Каждый помнит
Где-то там как
Он гулёна
У обмана

Царь не раб он
Точно знает
Умирая
Воскресает

В новой жизни
Не червём же
Хоть и сгинул
Чуть краплёным

Бог простит ведь
Правда братцы
Не ютиться
Всем на барже

Чайкой белой
И довольной
Вечерело
Спать пойдём ли

•2-стопный Ямб, м/ж•

22.03.2017

Печаль скучна
Проста и грозна
Как пыль с моста
Как в небе звёзды

Их купол жжёт
Манит и манит
Своим снежком
И расстояньем

Дорог не счесть
Их бездны тьма
Похожим здесь
Молчаньем там

Наш голос слеп
И глух и дерзок
Своих детей
Он в клетках держит

Возможно всё
И может голос
Нас бережёт
Как солнце колос

Как вечный круг
Гончарный мажет
Теплом из рук
И пеплом сажи

Течёт вино
И в чашах полно
А ты готов
Вкусить их золот

Тот мёд богов
Готова чаша
Так пей её
Трещишь не скажешь

И никогда
Возможно это
Один лишь раз
Ты жив иль нету

Гончарный круг
Тебя пусть сделал
Но обжиг рук
Огня был смелым

И треснул ты
И раскололся
Летят мечты
Твои на воздух

•••

Но ничего
Проходит эра
И ты готов
Опять поверить

Тебя здесь нет
И ты повсюду
Желанный свет
И тьма о сударь

В последний раз
Готов иль снова
Тревожить глаз
И веру в Слово

•2-стопный Дактиль, д/ж•

24.03.2017(1)

Негою льдистою
В снах утопаю
Этих неистово
Ты меня манишь

В сонмы наречия
Слова живого
Где же мы вечером
Будем знакомы

Как полыхает всё
Зори в рассветах
Мы повстречаемся
И без ответа

Душишь молчанием
Рушишь живою
Речью не знания
Царственный Омут

•2-стопный Амфибрахий•

24.03.2017(2)

Деревья и травы
Цветы и полесья
Наполненны славой
Твоею Алеся

Ты выйдешь как нимфа
Улыбкой разбудишь
Округи и нивы
Живых незабудок

Ни тени ни звука
Зари на рассвете
Но всё вокруг утро
Сладчайших напевов

Алеся Алеся
Так будь же здорова
В саду твоём песни
Я городом болен

•2-стопный Анапест, м/ж•

23.03.2017

Говори же со мной
Говори же не бойся
Ты мой сон неземной
В небе пасмурном солнце

Ты рассеешь мой мрак
Ты разгонишь все тучи
Ты мой истинный маг
И огонь неминучий

Если будет заря
Полыхать до рассвета
Может я может я
И найду все ответы

А пока не живу
Не живу существую
Без тебя я бегу
Как обычно по кругу

И на ощупь пою
И на ощупь играю
Без тебя я живу
Без тебя умираю

Если будет мне миг
Всё ж увидеть пространство
Без тебя это крик
Затаённого рабства

Птичкой певчей в золе
Золотого убранства
Славы ближней и дней
Ничего без тебя мне

Пусть немного я лгу
Как без этого боже
Без тебя я умру
И воскресну положим

•••КОММЕНТАРИИ•••

Если говорить языком простым, то Силлаботоника, это система стихосложения ОДНОГО Метра.

То есть, если стихотворение написано в Силлаботонической системе стихосложения, то для того, чтобы это проверить, — оно должно пройти испытание на ИЗМЕРЕНИЕ: Стопой одного Метра  — и никак иначе: или Ямба, или Хорея, или Дактиля, или Амфибрахия, или Анапеста.

•••ПЕРВОЕ ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ>>>

Например, возьмём цепь ударных и безударных интервалов (абстрактный Размер):

1о1о1о1о1о

Вот, — по такому принципу у вас располагаются и слова:

жИзнь моЯ полнА небЕсных лИлий

ВОПРОСЫ:

1 Каким Метром написан этот стих?
2 Каким Размером написан этот стих?
3 К какой системе стихосложения принадлежит этот стих?

ОТВЕТЫ:

1 Хореем.
2 5-стопным Хореем.
3 К Силлаботонической системе стихосложения.

Вы скажете, например, что схему этого примера, можно разбить ведь и так:

1 | о1о | 1о | 1о | 1о

И... Какая ж это Силлаботоника — система ОДНОГО Метра...? — скажете вы.

На что, я, вам и отвечу... — только так и никак иначе:

1о | 1о | 1о | 1о | 1о

Это и есть, Силлаботоника — система ОДНОГО Метра.

Вы. А...

Никаких А... Метрика, основывается на тех же законах, что и деление слова по слогам. Нельзя взять любое слово и разделить его как вам захочется:

Си--ллаб--ото--ник--а

Правильно? Да неужели! А зачем же вы тогда, путаете МЕТРИЧЕСКИЕ ВАРИАЦИИ с измерением? Что такое Метрические вариации и чем они отличаются от Размера? И правильная МЕТРИЧЕСКАЯ ВАРИАЦИЯ этого стиха, будет такой:

1 | о1 | о1 | о1о | 1о

Это можно показать на примере комнаты и существующей в ней мебели.

Например, ваша комната в длину равна 4 метрам. На этом пространстве у вас находятся: шкаф, кресло и стул. Отобразим отрезками это расстояние: от двери до шкафа оно будет равно 1 метру, шкаф равен 1 метру, от шкафа до кресла — 0.5 метра, кресло равно 0.5 метра, и наконец от кресла до стула, — включая длину стула, стыкующегося со стеной, — оставшееся расстояние будет равно 1 метру:

о1о | 1 | о | 1 | о1

И что это за абракадабра? Вы также измеряете свои комнаты? Дома? Что ещё? Разве длина вашей комнаты не равна 4 метрам? —

о1 | о1 | о1 | о1

Всё остальное — как мебель в вашей комнате — это МЕТРИЧЕСКИЕ ВАРИАЦИИ:

Безвёздным | утром | день | настал —

о1о | 1о | 1 | о1

— вот это одна из МЕТРИЧЕСКИХ ВАРИАЦИЙ (4- стопного Ямба), конкретно говорящая о мебели в вашей комнате (равной 4 метрам). Но не мебель в комнате говорит о Размере её — 4- стопном Ямбе:

о1 | о1 | о1 | о1

Безвё | здным у | тром день | настал

Только так и никак иначе, существует понятие Метра и Размера. И... если... даже... убрать... само... это... понятие... — Метра, Стопы и Размера, то та же разбираемая комната будет равна ОТ-ШКАФА-ДО-КРЕСЛА-ПРЫГ-К-СТУЛУ-СТЕНЫ — пойдёт? Приблизительно тоже самое получается, если убрать МЕТРИЧЕСКИЕ ВАРИАЦИИ, где существующие Размеры — словно странные комнаты наполненные сломанной мебелью... Более подробно и немножечко по-другому, об этом, мы поговорим позже. Сейчас же — продолжим говорить о Силлаботонике. Итак,

<<<КОНЕЦ ПЕРВОГО ЛИРИЧЕСКОГО ОТСТУПЛЕНИЯ•••

Силлаботоника, — благодаря разнице Стоп: элементарных едениц измерения Метра, определяющего Размеры — подразделяется на две подсистемы:

1 Двухсложная Силлаботоника.
[и]
2 Трёхсложная Силлаботоника.

По-простому: Двухсложники и Трёхсложники. Так как, Стопы Метров: Ямба и Хорея — двухсложны; а Метров: Дактиля, Амфибрахия и Анапеста — трёхсложны. Даже в общем числовом эквиваленте...: два Двухсложника и три Трёхсложника. Рассмотрим их поподробнее.

ДВУХСЛОЖНИКИ:

1 ХОРЕЙ: Двухсложный Метр, идущий, строго, по НЕЧЁТНЫМ слогам. Стопа Хорея, это ударно-безударный период (в пространстве?) его шага (во времени?):

(1о)(...)

2 ЯМБ: Двухсложный Метр, идущий, строго, по ЧЁТНЫМ слогам. Стопа Ямба, это безударно-ударный период (в пространстве...) его шага (во времени...):

(о1)(...)

ТРЁХСЛОЖНИКИ:

1 ДАКТИЛЬ: Трёхсложный Метр, идущий, строго, по НЕЧЁТНО-ЧЁТНЫМ УДАРНЫМ слогам с интервалом между ними в два безударных слога. Стопа Дактиля, это ударный-безударно-безударный период (в пространстве...) его шага (во времени...):

(1оо)(...)

2 АМФИБРАХИЙ: Трёхсложный Метр, идущий, строго, по ЧЁТНО-НЕЧЁТНЫМ УДАРНЫМ слогам с интервалом между ними в два безударных слога. Стопа Амфибрахия, это безударный-ударно-безударный период (в пространстве...) его шага (во времени...):

(о1о)(...)

3 АНАПЕСТ: Трёхсложный Метр, идущий, строго, по НЕЧЁТНО-ЧЁТНЫМ УДАРНЫМ слогам с интервалом между ними в два безударных слога. Стопа Анапеста, это безударный-безударно-ударный период (в пространстве...) его шага (во времени...):

(оо1)(...)

Говоря языком более сжатым, написанные выше стихи, принадлежат тому или иному Метру, потому что, они следовали законам того или иного Метра.

Почему первое стихотворение написано Хореем? Потому что ударность этого стихотворения хореическая. Вот и всё. Если же говорить о стопности, то, поскольку ударность этого стихотворения хореическая, то и стопность его будет такая же хореическая. Это я к тому, что, необязательно знать стопность стихотворения... — знайте (чувствуйте) его ударность:

Утро пАхнет
тЕрпким чАем
знАешь пАрень
тЫ случАен

1234
^~^~
1о1о
1о1о
1о1о
1о1о

Те, кто проверяет стихи по Стопе, получают то же самое, только в усложнённом варианте:

Утро / пАхнет
тЕрпким / чАем
знАешь / пАрень
тЫ слу / чАен

12 / 34
^~ / ^~
1о / 1о
1о / 1о
1о / 1о
1о / 1о

Мало того, те кто так делает начинают потом грузиться (думать, недоумевать...) над тем, во-первых, для чего это всё нужно, во-вторых, как понимать те или иные строки стихотворения... – такие как последняя — в заданном примере:

тЫ слу / чАен

Вот смотрят они на это... И думают... — писать стихи... значит писать так?.. Что за бред!..

Друзья мои! Стихи пишут словами, а ИЗМЕРЯЮТ их Стопами. В этом примере, самый что ни на есть такой же элемент ИЗМЕРЕНИЯ как и в других, — не более.

•••ВТОРОЕ ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ>>>

Так, например, вы можете разговаривать с человеком, стоящим рядом с вами и в тоже время, находиться с ним по разные часовые пояса (?) — благодаря меридиану: незримой линии идущей перпендикулярно оси Земли / :

(знАешь) / (пАрень)

Также этот меридиан может пересекать одного из вас:

(тЫ) (слу / чАен)

Или, например, город в котором вы живёте — может, также, пересекать один из этих меридианов. Дом. Улицу. Да что угодно. Вот так и слова в Размере Метра, измеряемые Стопой могут незримо приходиться на то или иное слово — и незримо делить его – в ИЗМЕРИТЕЛЬНОМ, конешно же, смысле.

Более простой пример: возьмите любой конструктор, например Лего, — вот вам и Стопы.

<<<КОНЕЦ ВТОРОГО ЛИРИЧЕСКОГО ОТСТУПЛЕНИЯ•••

Только опять же, повторюсь, всё это, проще сделать при помощи ударности. И, в некоторой степени, так будет лучше. Правильнее. Как угодно, — но пробуйте делать это так и никак иначе. Если вам интересно, конешно.

Далее. Пробуйте чувствовать тот или иной Метр. Если вы идёте Хореем пробуйте идти ПО НЕЧЁТНЫМ слогам в строке, а не СТРОГО ПО НЕЧЁТНЫМ слогам в строке...:

Кто-то грезит
С Амазонки

Водопады
Пароходы
И закаты
И восходы

Каждый помнит
Где-то там как

1о1о
оо1о

оо1о
оо1о
оо1о
оо1о

1о1о
1о1о

Далее. Понимайте, что

Хорей это не Ямб, а Дактиль не Амфибрахий... и так далее... Каждый Метр имеет свой ход, а с тем и Ритм, — и смешивать их не надо...:

•••1•••

Чайкой белой
И довольной
Вечерело
Спать пойдём ли

Печаль скучна
Проста и грозна
Как пыль с моста
Как в небе звёзды

•••2•••

Чайкой белой
И довольной
Вечерело
Как в небе звёздном

Печаль скучна
И довольна
Как пыль с моста
Как в небе звёзды

Говоря языком простым, в первом примере, два 4- стишия написаны разными Метрами, а с тем, — диссонанс или аритмия этого стихотворения очевидная. В некотором смысле, так пишут песенные тексты — куплеты: одним Метром, а припевы: другим.
   Во втором примере, в каждом 4- стишии — если рассматривать их по-отдельности, — присутствуют сбои Ритма — по причине нарушения основного Метра.

Собственно, как только вы научитесь чувствовать ход того или иного Метра, вы не будете писать так как показано в первом и втором примерах. Ваши слова будут следовать чётко — по правилам того или иного, но одного Метра стихотворения. Единственно, где вы можете ошибаться, так это в Размере того или иного Метра. Когда та или иная строка у вас будет большей или меньшей стопности (не ударности... а именно стопности. И опять же, не потому что... а потому что так говорить правильнее):

•1•
Чайкой белой
И довольной
Вечерело
Спать с тобой пойдём ли
•2•
Печаль скучна
Проста и грозна
Как пыль с моста
Как в небе плачут звёзды

В этих примерах присутствуют нарушения Размера. Чисто-теоретически и нарушения Ритма.

Правда, иногда, нарушения Размера, бывают такими, что нарушения  Ритма можно и не почувствовать. В связи с чем будьте любезны это понимать. Когда прийдёт время. То есть, я имею ввиду, чтобы нарисовать схему, — при необходимости, это сможет сделать каждый или вам это сделают под видом критического взгляда на вещи, — добрые самаритянины,

но знайте, не по схеме, отображённой на бумаге проверяется нарушение Ритма.

Если бы это было так, то Силлаботоника, — говоря языком простым донельзя — была бы единственной системой стихосложения. И то, Силлаботоника — равностопная и разностопная. Где вольной Силлаботонике места бы не нашлось. То есть, многим басням Крылова, например, или поэме «Горе от ума» Грибоедова, — просто бы не нашлось места и всё.

Поэтому, нарушения Размера, это не всегда нарушения Ритма.

Забегая чуть вперёд, скажу, что нарушения Метра, также, не всегда означают нарушения Ритма.

Но, говоря о постановке ритмического слуха, всё же лучше научиться понимать и чувствовать симметрию силлаботонического стиха, — где нет места ни нарушениям Метра ни его Размера. — Ведь, какая вам будет польза от знания: МОЖНО / ИЛИ / НЕЛЬЗЯ — если вы не чувствуете, когда это действительно можно сделать, а когда этого сделать нельзя? Поэтому-то, чувство Ритма нужно развивать. —

...и если вы идёте Хореем, — значит вы идёте Хореем. Если вы идёте равностопным Хореем — или 2- стопным, или 3- стопным, или 4- стопным и так далее, – то есть одним из выбранных вами Размеров по отдельности — значит вы идёте одним из них. И, говоря о подсознательном чувстве Ритма — по большому счёту разницы нет — это, также, всё и происходит. То есть, написав стихотворение — совершенно ничего не зная о его структуре, вы, проверяете его по тем же законам симметрии, которые я обозначил. Более подробно, это происходит в три этапа:

1 В первую очередь, вы читаете стих. Раз. Два. Три...
2 Во вторую очередь, — после нескольких прочтений — не найдя или исправив посредством внутреннего слуха или чувства Ритма те или иные нарушения, вы
3 даёте себе добро на проверку стихотворения графИческой СкандОвкой — визуальной — на глаз, или на бумаге:

ктО-то грЕзит
с АмазОнки

Тем самым, — исходя из третьего пункта, вы, в некотором смысле, проверяете свой ритмический слух на уровне Метра и Размера.

Подчеркну, графическая Скандовка, это не голосовая Скандовка. Проверять стихи, можно только ГРАФИЧЕСКОЙ Скандовкой. Проверять стихи, вообще, голосом, — не стоит. Потому что, в той или иной степени, для того, чтобы почувствовать нарушения Метра и Размера, НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ОТКРЫВАТЬ СВОЙ РОТ. Помимо этого, чем выше ваш голос, — начинающийся от шёпота — тем медленнее ваш темп. Темп стихотворения — это, приблизительно, темп движения мысли... Мысль, как скорость света — быстрее звука. Поэтому, только графическая Скандовка не препятствует развитию у вас ритмического слуха или чувства Ритма. Единственно что, помните за порядок. Также помните, что графическая Скандовка отображает только Размер Метра.

Не знаю, сколько времени у каждого из вас на это уйдёт, но рано или поздно проблемы Метра и Размера силлаботонического стиха, вас, интересовать, по большому счёту, больше не будут. По двум причинам:

1 Вдохновение, относительно Метра и Размера, будет чётким. Или же ваш почерк будет таким:

если вы сознательно захотите написать стихотворение тем или иным Размером Метра. Как, например, приведённые примеры двухстопных стихов — это задание на тему.

2 Хватит и одного прочтения, чтобы понять, что в стихе нет нарушений ни Метра ни его Размера. А если и есть — в основном Размера, — то вы, будете уже достаточно чувствительны к Ритму, чтобы понимать насколько те или иные нарушения можно исправить или оставить.

Собственно, говоря языком простым и метафорическим, когда-то, вы, толком не умели ни говорить ни ходить — помните? Задумываетесь ли вы, теперь, как это происходит? Чтобы куда-то пойти, — вы просто встали и пошли. Будучи же ребёнком, вы, подсознательно, имея желание куда-либо пойти, сначала пытались встать... И падали... падали... падали... Потому что даже мышцы ваши были не способны к такому простому решению — кардинально меняющему ваше лежачее или сидячее состояние к которому вы привыкли. Так ли это происходит со слухом, знать наверняка не знает никто... но чисто-теоретически, это возможно. Иначе, никто бы из вас, никогда, не читал бы никаких теоретических пособий по этому не хитрому вопросу.

И на этом, всё.