2017 - 5. Обзор от Татьяны Половинкиной

Золотой Пегас
 

Татьяна Половинкина, http://www.stihi.ru/avtor/polotany 

Доброго времени, дорогие участники!
Спасибо за интересное чтение. Поэзия дарит незабываемые минуты проникновения во внутренний мир человека, духовно обогащая.
Не стала раскладывать конкурсные работы по всем составляющим: ритм, рифма синтаксис, язык, внутренняя структура образов, строящихся то по закону зрительного, то слухового впечатления, то на основе обмена чувственными признаками и ассоциациями. Поэзия уклоняется от определений. Ведь она одновременно стихия, "природа" и – искусство, дело рук человеческих. Нельзя рассуждать, нельзя сказать, почему это хорошо или нехорошо; определить – значит сузить. Поэтому просто пара слов от меня как читателя о текстах, исключительно субъективно и без претензии на неоспоримость.
 

1.  Потом мы долго будем сожалеть...

Музыкальная, обволакивающая лирика, слегка винтажная, в ней использованы самые разные способы описания, и они проходят по самым разным человеческим чувствам.
«Деревянные клавиши крыльца», «плеть лета» как потенциальная никнущая «гроздь», «старенький торшер» и «обрывки ссор», торчащие из карманов – всё это фактурно, колоритно, харизматично.
На мой взгляд, есть небольшой сумбур в повествовании:  почему жаль, что август стучал спелыми яблоками по клавишам крыльца? Потому что урожай яблок символизирует приход осени? Не всегда, да и вообще образ настолько обаятельный, что сожаления у меня, например, не вызывает. 
Отчего способ прикосновения к клавишам должен был «увенчаться арией»?
«Грусть усталых глаз» клише. «Засон» - звукопись.

2.  про ёжика

Ох, ловлюсь я  в эти сети, которые хитро для меня расставлены автором)) Первая строфа особенно удалась: здесь аллюзии и вариативность привычных выражений, ирония и лёгкий слог.
Вторая – не с философской точки зрения, но со стилистической – не столь изящна; затянутая лозунговость интонации не фокусирует внимание на деталях. В итоге действительно «впопыхах». «Не дёрнув глазом» - не понравилось. Но в целом артистичная работа.

3.  Крановщица

Кряжистые стихи, под стать характеру и воле героини. Есть отличные образные находки, вроде «безбашенным станет кран», но есть и несвязности, на мой взгляд. Держаться при укачивании – не спать, то есть?
«Под Донецком где-то разрушен дом.
Есть такое право, и есть гарант»
- логику строк не нащупала.
«От тяжелых мыслей лечись трудом» и здесь же: «Помогу. Ведь это совсем не труд» - так каков всё же призыв автора? «Многовато лексических «крючков» («как», «так», «такой»).
За тему – поклон в пояс!

4. балкон на пятом этаже

Неизвестно, как всё случится в действительном будущем, находящемся за пределами лирического монолога, но хочется верить в светлое)) Что понравилось: не грубо, не в лоб, а как-то очень мягко противопоставлены чёрное и белое (зияющий космос-клерет, пустующий балкон-лучи зари). Это отнюдь не равнозначно противопоставлению добра и зла, однако, контрасты оживляют.
Что не совсем понравилось: не хватило осознанного чувства, не просто пылкости эмоций. Сконцентрированного, собранного, сфокусированного чувства, воплотившегося в буквально нескольких строках. Не размазанного, не ассоциативного.

5.  что-то нужное

«Что же может быть бесполезнее, чем отрезанное сшивать» - забавно)) Это не просто бесполезно, но и невозможно.
Вообще бросаются в глаза сумбурность мысли и притянутости образов: «ёкает в подреберьи»? Что там? Серезёнка, поджелудочная железа... срочно к врачу!
Пламя тусклое, но в глазах отражается.
Почему ни следа в стерне? Это ведь остатки колосьев, как раз напоминаний достаточно.
«Где касались ножи и лезвия» - красивость. Откуда здесь этот образ, окончательно разрушающий картину? «..что-то нужное, неизвестное ты, отрезав, унес с собой…» - хоррор...
Словом, художественно пока неубедительно, но темперамент есть безусловно!

6. обернёшься на чёрный снег

Начало было многообещающим, дальше текст набирал в образности, и чувство меры на глазах истаяло.
Понимаю, как можно перенести тьму, но как перенести заплатки? С места на место разве)
«Небо цвета свинцовой стыни» – провал в красивость. Небо цвета холода...
«Звук церквей» - голоса церквей, наверное?
Понимаю стремление автора к высокому, к глобальности, но пока не решено, на мой взгляд, более простое в стихах.
Отдельные образы («юродивого» звона церквей) и концовка с ощущением ветра в волосах мне понравились, и вообще чувствуется, что автор ищет, нащупывает, получает неподдельное удовольствие от процесса, а это главное!

7.  Он каждый день с восьми и до пяти...

Первые строки, особо о бритье напомнили заставку из сериала о Декстере)) Написано иронично (чуть больше бы ещё!) и буквально с толстовской детатьностью. В этой детальности мой читательский разум и потонул.
Через всё повествование сквозили лексические натянутости («с востми и до пяти», «то и намного позже», «всё мимо, всё куда-то», «не понять ни месяца, ни даты»).
«В нём мало пользы: в мясе только вред» читаю как иронию, иначе бы и это отнесла к стилистической ошибке.
«Но есть метро и рейсовый автобус,
где можно плыть в мечтах меж облаков» - не верю!)) Вот как пассажир общественного транспорта не верю в такую идиллию))
А вот здесь автор просто покорил меня оригинальностью взгляда: «и эту маску впитывает кожа».
Впечатление и осталось как от заставки сериала про маниака-убийцу, который иначе как нехорошими делами не знает, как скрасить очередной будничный день)

8.  Простить себя...

Симпатичное мне стихотворение, однако оно распадается на две части. «И день прошедший множит эту ложь» - в принципе можно было бы здесь закончить. Дальше идёт тоже неплохой фрагмент, но есть две части, а это всё-таки наводит на мысль, что композиционно здесь что-то не случилось.
Некоторая расхожесть фраз и образов тоже присутствует («хранишь в копилке детских снов», «время лечит»). Не то, чтобы здесь это банальность... но упрощённый образный строй. Зато это стихотворение прекрасно воспринимается на слух. Хотелось бы, чтобы автор творчески позволил себе чуть больше, немного вышел за флажки и раскрепостился.

9.  Ода проходящим
"А уж чувствую, что дурь на меня находит – я и в коляске сочиняю, что ж будет в постеле?" (из письма Пушкина). Ощущение, что автора настигло всепоглощающее вдохновение, и он просто не мог остановиться, продолжая свой рассказ до конца, рисуя фантасмагорические картины, представившиеся его огромному воображению)) В сложной полифоничности образов сила и обаяние стихотворения.

10.  Черёмуха цветёт   

Для меня не всё в стихотворении бессворно (напрмер «Ты – далеко. Ты даже не со мной» и некоторые моменты звукописи – «какночь»), но в нём выражена неуловимая сущность лирики вообще, по крайней мере, какой-то её блистательной грани: внешний мир в ней удивительным образом сливается с внутренним, духовным миром человека. Как сказано у Тютчева: "Всё во мне и я во всём!..".
«Как ночь черна в углах зелёных ниш» - это очень точно.

11.  Рождение

Я вижу в этой теме довольно широкую, но яркую метафору (буквального восприятия тоже не отвергаю, однако мне интереснее думать образно). В любом случае вижу важные, стержневые строки, в которых воплотилась поэтическая философия острого трагизма и неразрешимых противоречий человеческой жизни. Написано довольно цепляюще эмоционально. Отчего-то захотелось перечитать старину Хэма...

 12. В начале

Весьма противоречивые (лексически, эстетически, экспрессивно) образы, однако и эффект от этого контраста очень впечатляющий. Уверена, текст бы так не запомнился, не будь у него такого антирешения. Здесь стихи можно разбирать построчно, зрительные образы  идут наравне с энергетическими, то есть, с кинетикой. Словом, для меня это та высшая душевная согласованность с самим собой, то прозрение своей правды, которая и делает некое сочетание размера, ритма рифм стихами.


13. Февраль
 
Напомнило фрагмент фильма «Красота по-американски», где скрытый эстет с душой истинного художника упоённо снимает на камеру то витающий в воздухе, то танцующий по поверхности асфальта целлофановый пакет. В целом для меня данное стихотворение в этой стилистике. Правда сама строка «как пустые пакеты, потеряны мысли» недостаточно убедительна по смыслу: насчёт одного потерянного верю, но множественность не даёт собирательности образу, картинка распадается.
Первая часть стихотворения написана сильнее. К сожалению, далее текст затухает от строки к строке. «Можно искать красоту – в повседневности...» - теза брошена. Концовка смазалась, но потенциал стихотворения (и автора, разумеется) очевиден!


1 место - №12
2 место - №10
3 место - №1
4 место - №11
5 место - №6
6 место - №2
7 место - №9
8 место - №13
9 место - №8
10 место - №7
11 место - №3
12 место - №4 
13 место - №5