Введение в технику стихосложения

Александр Аркадьевич Андреянов
Как для фигуриста важна техника катания, так для пишущего стихи – техника стихосложения.
Проблема в том, что технику стихосложения можно освоить только практически, а в большинстве материалов по этому вопросу излагаются лишь основы теории стихосложения без какой-либо практической составляющей. Именно по этой причине наше пособие является практимумом. Скажем сразу, что мы рассматриваем технику традиционного стихосложения с размером и рифмой.
Любая величина измеряется с помощью соответствующей единицы. Например, расстояние измеряют в миллиметрах, сантиметрах, дециметрах, метрах, километрах, а в астрономии  – в астрономических единицах, в парсеках и даже в световых годах. Единицами стихотворных размеров служат стихотворные метры – дву- или трехсложные  стопы, в которых один слог ударный. Итак, комбинация из нескольких слогов, принадлежащих не обязательно одному слову стихотворной строки, называется стопой стихотворения, и  служит метром его размера. Схематически безударный слог стопы удобно обозначать знаком дефис «-», а ударный слог наклонной чертой «/» (некоторые для этой цели используют соответственно букву «о» и единицу «1»).
Два слога дают две разновидности стоп и стихотворных метров. Если ударение приходится на первый слог стопы, то это хорей. Схема его такова: /- .  Например, есенинские строки: «Роща синим мраком» и «Месяц синим рогом», типичный хорей, поскольку каждое слово состоит из двух слогов и в каждом слове ударение приходится на первый слог.
Когда под ударением находится второй слог стопы – метр именуется ямбом. Схематически он предстаёт так: -/ . 
А. Пушкин
МечтЫ, мечтЫ,        -/   -/

Три слога рождают три разновидности стоп и стихотворных метров. Если ударение приходится на первый слог трёхсложной стопы, то метр именуется дактилем. Схема его такова: /-- . Например:
А. Пушкин
КУбок янтАрный    /-- /-
ПОлон давнО –       /-- /

Когда под ударением оказывается второй слог трёхсложной стопы, тогда метр называется амфибрахием (-/-).
А. Блок
СтарИнные рОзы      -/-  -/-
НесУ, одинОк,          -/-  -/

В случае попадания ударения на третий слог стопы, метр именуется анапестом (--/).
Ю. Друнина
Ни вдовА, ни женА.  --/  --/

Стихотворные метры – это абстракции, а стихи пишутся конкретными размерами. Качественная сторона стихотворного размера определяется названием стихотворного метра, а количественная сторона – числом стоп и слогов в строке, и схемой рифмовки. Отсюда следует, что конкретных размеров перечисленных метров может быть достаточно много. Многочисленные разновидности стихотворных размеров всех пяти упомянутых метров будут обстоятельно и поочерёдно рассмотрены в последующих занятиях.

Для иллюстраций мы приводим фрагменты как стихов классиков, так и   самодеятельных авторов с портала Стихи.ру, а также из других источников.  В качестве заданий практикума использованы в основном стихи из Сборника стихотворений молодых поэтов «Голоса на рассвете», выпущенного Издательством «Детская литература» в 1981  году. В Сборник вошли 212 стихотворений 85 молодых поэтов, пишущих на русском языке  в разных уголках страны. Из 212 стихотворений абсолютное большинство – 202 стихотворения написаны метрами силлабо-тонического стихосложения. Ямбом написаны 47% стихотворений из 202, хореем и  анапестом по 19%, амфибрахием – 10% и дактилем – 5%. В случае использования стихов из Сборника мы приводим инициал и фамилию автора и цифрами указываем страницу, на которой напечатан использованный  фрагмент стихотворения.

Почему использован давно вышедший сборник, а не какой-то современный?
Во-первых, потому, что это сборник молодых (на то время) поэтов, которые уже состоялись как поэты, хотя до этого были начинающими. Именно стихи молодых поэтов являются для нас ближайшим ориентиром, к которому следует стремиться.
Во-вторых, потому, что сборник стихов разных поэтов даёт более полную картину поэзии, чем книга одного автора.
В-третьих, потому, что хорошие стихи не стареют. А хорошие стихи в сборнике есть.

Наши первые задания направлены на выявления уровня владения стихотворной техникой. Задания могут быть актуальными для всех любителей стихосложения, при условии, что эти задания они будут выполнять самостоятельно, не просматривая решения в уже опубликованных рецензиях. Все варианты решения предлагаемых заданий мы изложим при подведении итогов выполнения заданий введения.
 В упомянутом выше сборнике  некоторые стихотворения имеют очевидные изъяны. Задача наших собеседников – отредактировать представленные фрагменты стихов и опубликовать свои варианты в рецензиях на данное введение.

Задание 1. Зарифмуйте первую строку с третьей.
Т. Бек

ПЕСНЯ ПРО КУЗНЕЧИКА

С асфальтовой жаркой дороги
В окраинный скверик свернем…
Под лавкой усатый кузнечик
Стрекочет о чем-то своем.                С. 19.

Задание 2. Зарифмуйте третью строку с первой, соблюдая размер четверостишия и сохраняя его смысл.

Н. Рябинина:

А в полдень, в ситцевой юбчонке,
Плелась девчушка в огород
И ничего уже не знала
Про свой предутренний полет.          С.171.

Задание 3. Несмотря на то, что в окончаниях первой и третьей строк стоят одни и те же буквы, звуковой, а не графической рифмы не получается, поскольку в первой строке ударение приходится на гласную «о», а в третьей строке  – на гласную «и».Зарифмуйте первую строку с третьей, соблюдая размер четверостишия.

В. Яковлев:
   
      ВОЗВРАЩЕНИЕ

Не отпишусь письмом и точка!
В плену заржавленных пружин
Проснется узкая калиточка
Да скрипнет голосом чужим.              С. 201.


11.09.17