Неисповедимы пути Господни. Гл. 1 Федорино счастье

Ирина Христюк
           НЕИСПОВЕДИМЫ ПУТИ ГОСПОДНИ
               
                ГЛАВА ПЕРВАЯ.

              ФЕДОРИНО СЧАСТЬЕ


       Начало десятых годов двадцатого века выдалось для Гаврилки, как ласково его звала матуся*, нелёгким. То жара выжжет их поле до основания, до пыли, то сильные дожди подтопят и пашню, и огород, и маленькую хатку. А тут ещё на молодого паренька горе непоправимое свалилось: один за другим покинули сей мир матуся и батько*. И остался он один-одинёшенек на целом свете: ни сестры, ни брата, ни родных. Что делать? Куда податься? Как выживать? Ему только-только стукнуло девятнадцать…
   
       Тревожные мысли не покидали его ни днём, ни ночью. От знакомых селян узнал, что несколько молодых людей собираются в поисках лучшей жизни податься на восток, в Бессарабию*. Вместе с ними решил попытать счастья и Гаврила. Уезжал из родной Галичины* на время, а оказалось навеки, навсегда…

       Тяжело добирались: спали, где попало и ели, что попало. Были благодарны каждому, кто приютит на ночь или покормит. Часто приходилось ночевать, где темнота настигнет – то в поле, то в лесу, а то и прямо под кустом у дороги. Всякие люди встречались на пути – кто покормит, а кто и пинка даст, а кто и совсем побьёт…

       К середине лета прибыли в Бессарабию и остановились в одном из северных сёл. Тут как раз началась уборка урожая и требовались рабочие руки. Гаврила решил: «Всё, хватит, остаюсь здесь». Село ему понравилось: маленькие беленькие хаты-мазанки*, покрыты, в основном, соломой, оставшейся после обмолота урожая, либо камышом. Нижние части домов для предохранения от сырости, опоясаны плетнём, высотой не выше колена. Образующееся пустое пространство заполнено сухой песчаной землёй. Получившиеся ступеньки – призбы - обмазаны жёлтой глиной. Возле домов – ухоженные огороды, виноградники, деревья. В центре села - деревянная церковь, выстроенная недавно при поддержке местных жителей. Рельеф вокруг села, в отличие от родного, горного, - преимущественно холмисто-равнинный. На территории села - несколько водоёмов и лиственничный лес, занимающий сотни гектаров. И люди здесь добросердечные, приветливые, улыбчивые. И что его поразило: в основном все жители - и мужчины, и женщины - голосистые. А песни - русские, украинские, молдавские – душа разрывается. То от радости, то от боли. А как говорят! Нараспев, нежно, ласково, мягко, словно душу гладят.

       И остался. И брался за любую работу: косил, молотил, скирдовал, пахал. А тут ещё хозяюшки: кому крышу перекрыть, кому дверь подремонтировать, кому окно. Всё в его руках спорилось, за что возьмётся. Спасибо родителям, вести хозяйство сызмала приучали.«Рукастый этот парень с Галичины, - говорили про него, - гарный хлопец, хозяйственный, да и характером покладистый. Повезёт же кому-то с мужем»…

       И повезло. Только кому больше – один бог судья. Они встретились взглядом и поняли: это – судьба. Она – взрослая женщина, вдова с четырьмя девочками-подростками. У неё какая-никакая, но - хата, огород, земля. Он – моложе, работящий, хорош собой, но без кола и двора, яко наг, яко благ, без роду и племени, один как ветер в поле.
   
       Сошлись, расписались, повенчались и стали жить-поживать. Времена были трудные, голодные. Жили очень скромно, но дружно и спокойно. Помощи ждать неоткуда. Родителей нет, родных и близких тоже. Главное, что в семье ладилось. Она не могла нарадоваться тому, что в доме появился мужчина. И никакой-то там лишь бы, а настоящий. В его руках любая  работа горела. И с детьми ласков, и ей, жене, внимание. И имя у него хорошее – Гавриил -  вестник Бога, принёсший Деве Марии благую весть о том, что она станет матерью сына Божьего.
А он впервые за последние годы почувствовал заботу, внимание, тепло и впервые в жизни познал женскую ласку и любовь. Старался изо всех сил, чтобы в доме был достаток, чтобы дети не голодали, чтоб одёжка у них, какая-никакая, да была, чтобы его родная Федорушка чаще улыбалась. Благодарил бога за то, что ему досталась такая любящая, спокойная, рассудительная и мудрая женщина.

       Через год родился у них первенец, вылитый отец. Иваном назвали. Радости Гавриловой не было конца. И решил он в честь рождения наследника колодец во дворе выкопать, чтоб к соседям по воду не ходить. Решил – сделал. Федора не могла нарадоваться своему счастью. В труде и заботах проходили дни, недели, месяцы, годы. Вскоре Господь им доченьку, Еленку, послал, похожую  на маму и тата*. Забот и хлопот прибавилось, да радости не убавилось. Гаврила старался изо всех сил. Учился всему и у всех: у кого спросит, как да что, с кем посоветуется, а иногда и одного взгляда достаточно, чтобы профессиональные хитрости уловить. Смекалистый, он усвоил детали столярного и плотницкого дела, научился мастерить и строить. В селе его уважали. «Старательный этот Галецкий, злой на работу», - говорили про него. Не отставала и Федора. Она «цементировала» новую семью своей мягкостью, кротостью, лаской и добротой. В семейном понимании и душевности явился на свет  третий ребёночек – девочка. Роды были тяжёлые, продолжительные. Но девочка родилась крепенькой, здоровенькой, настоящей красавицей - живой портрет мамы. Наталкой, или нежно Талькой, назвали.

        Время текло. Подрастали дети. Старшие замуж выскочили. Справили, как могли, свадьбы. А тут новость из новостей – Федорушка затяжелела. «Ой, радость-то какая, - делился с детьми Гаврила. – Скоро у вас братик или сестричка появится». Как мог, управлялся в поле, помогал по дому жене. Он любил работать руками. Работа ему -  в радость. Да и про детей не забывал: то по головке погладит, то пошутит, то историю интересную расскажет. Дети тянулись к нему, любили…

        Осень в том году наступила рано. Резко похолодало. Снег припорошил землю. А тут подошло время рожать. Тяжёлые, сложные роды. Время томительно тянулось, с роженицы уже семь потов сошло, повитуха* с ног сбилась… Гаврила упал на колени пред иконой Божьей Матери, молил и плакал, просил и плакал: «Пресвятая Матерь Божья, помоги, не забирай эту святую женщину, спаси дитё, мы его вырастим, выведем в люди всех детей… Не разлучай нас, Богородица. Не оставляй деточек сиротами. Не…» Но резко прервавшийся душераздирающий крик Федоры разделил его жизнь на «до» и «после» сегодняшнего дня. Он ещё кричал, призывал на помощь людей и всех святых, но небеса молчали … И воцарившую на миг гнетущую, гробовую, тишину прервали пронзительные детские крики и отчаянный плач мужчины...

        Он никого и ничего уже не видел, только свою любимую, свою родную, свою единственную. Она лежала в гробу, помолодевшая, красивая, умиротворённая, и рядом – их родное дитятко, мальчик, так и не увидевший этот мир, своих родителей, сестричек и братика. Постаревший и поседевший за день, он стоял у гроба, обнимая шестерых дочек и сыночка и не находил ответа на вопрос: ну, почему? почему так случилось? за что? Если б не дети, - ушёл бы вместе с ней. Казалось, всё село вышло проводить в последний путь его жену с ребёнком. Рыдали все: и молодые, и старые, мужчины и женщины, взрослые и дети. Мир для него рухнул. В один день, в один миг...

        «Как жить дальше, Боже? Подскажи, Господи! Как детей мне одному поднять? Дай сил», - взирал он ко Всевышнему, не находя решений.
Но даже в самом жутком сне он не мог себе представить, что уготовано ему судьбой, через какие трудности придётся пройти, какие нечеловеческие испытания его ждут...

      09. 09. 2017.

   Продолжение следует.
---------------------------------

*Матуся (укр.) – мама.

*Батько (укр.) – отец

*Бессарабия – ныне Молдова.

*Восточная Галичина (польск. Galicja Wschodnia) - исторически географическая область на Западной Украине. Современные границы Галиции были сформированы во время пребывания края в составе Австрийской империи в течение 1772-1918 годов. Восточная Галичина сегодня занимает Львовскую и Ивано-Франковскую области Украины, а также Тернопольскую область без её северной полосы.

* Мазанка - тип сельского дома и хаты.
Стены мазанки состоят из каркаса (тонкие ветки дерева или даже хвороста) или сырцового саманного кирпича и обмазываются глиной (откуда и название). Стены мазанки известкуются изнутри и снаружи белятся.
Материал из Википедии - свободной энциклопедии.

*Тато - разг. папа, тятя, батько.

*Повитуха - (повивальная бабка, приемница, пупорезка, пуповязница ) - женщина, чья роль заключается в том, чтобы помочь ребёнку появиться на свет.
Материал из Википедии - свободной энциклопедии.

---------------------------
На фото: дедушка Гавриил и бабушка Федора.