Гражданская война в Америке лекция 4 Д. Блайт

Юрий Шибаловский
Профессор Дэвид  Блайт:   Я не буду утверждать, что политическая элита юга Америки (в основном крупные плантаторы) делала первые шаги к отделению от севера из-за того что начиталась огромного количества литературы, о которой я говорил на прошлой лекции, а именно апологии системы рабовладения.
Однако нельзя не принимать во внимание тот факт что антология литературы в защиту рабовладельческой системы, опубликованная на юге в 1855 году, насчитывала 450 страниц.   В 1860 году эта антология была обновлена и дополнена и составила 900 страниц.  Этот том состоял из цитат и наиболее ярких отрывков из литературной апологии рабства.  Эта  антология стала настольной книгой апологетов рабства, стоявших за отделение юга.
Франсез Эллен Воткинс Харпер, писатель и поэт, в своей речи, направленной против рабства, дала ответ на вопрос почему рабство процветало и имело столько ярых защитников. Она выступила с речью после судебного решения Дрэд Скотта:
"Спросите Мэрилэнд с его десятками тысяч рабов готов ли он к свободе и послушайте его ответ.  Спросите Вирджинию с её сотнями тысяч рабов не устала ли она от своей позорной торговли и не желает ли стряхнуть со своих рук кровавую торговлю. И она вам ответит: "Хотя я вся полна плодородием и мощи моей воды достаточно для того чтобы привести в действие веретена фабрики, способной одеть весь мир - вся моя экономика зиждется на продаже моих сыновей и дочерей, которым выпало родиться не с белым цветом кожи." Спросите затем юг и все хлопковые штаты заявят: " Нам требуется свежее пополнение на место тех что сгинули от тяжкого бремени труда на наших плантациях."
И они получают это пополнение в виде сотен тысяч подросших для тяжкого труда чернокожих юношей.
Ежегодно на плантациях юга от невыносимого труда умирают двадцать тысяч рабов.  Это должно повергнуть современную цивилизацию в шок и побудить её на высокие дела.  Она должна противостоять чудовищной алхимии, посредством которой кровь обращается в золото. Вместо криков страдания, боли и агонии, эти алхимики слышат звон монет, попадающих в их карман."
Чудовищная алхимия - очень точное определение системы рабовладения
На мой взгляд это является основным ответом на вопрос почему эта система имела огромное число сторонников, готовых за неё сражаться - система рабства была невероятно выгодна.
Сегодня мы в общих чертах поговорим о  корнях и происхождении анти рабовладельческой идеологии и о сути северного общества.
Если юг являлся рабовладельческим обществом, то север представлял собой рыночное общество, которое начало приобретать  рыночные черты  в конце семнадцатого века, а процветало уже  в 1920х годах.
 В предвоенный период тенденция стремительного развития экономической, общественной и политической жизни севера была нацелена совсем в ином направлении  нежели то которое мы наблюдали на юге.
Процветающее свободное рыночное общество с его бурно растущей экономикой, рынком, коммерцией, менталитетом потребления, и главное, с его идеей свободного простого человека, имеющего право выставлять на продажу свой труд  и продавать при подходящих ему условиях и разрывать контракт при не соблюдении этих условий - всё это очень не устраивало плантаторов юга, раздражало и пугало.
  Рыночная революция, имевшая место в предвоенный период - а надо иметь в виду что это не одноактное действие, а некоторый процесс - происходила столь стремительно, что даже консервативный слой северян с опаской наблюдал бурное развитие транспортного сообщения, строительство железных дорог, каналов, внедрение прочих технологических инноваций, таких, например, как телеграф.
С рыночной революцией связан рост городов, которые становились торговыми и производственными центрами.
 Фермеры, которые ранее производили продукты в основном для собственного потребления, теперь стали производить их ещё и на продажу. Они стали приобретать готовую одежду, обувь, свечи, мыло и прочие товары в магазинах и лавках.
Рыночная революция трансформировала идею прав личности.  Идея права на свободу передвижения логично вытекала из свободы продавать свой труд на рынке как любой прочий товар: если в другом штате на рабочие руки был больший спрос то они, для нормального существования рынка, должны свободно перемещаться туда.
 Это также обусловливалось огромными размерами Америки,  то есть северной её части, для  обслуживания и развития экономики которой требовалось свободное перемещение рабочих рук, чего естественно невозможно было достичь при рабовладении. 
Рыночная революция вызвала  бурный рост огромных состояний в текстильном производстве, железнодорожной отрасли, в финансовых спекуляциях.  Началось зарождение Уолл-Стрита. Вместе с тем усиливалось социальное неравенство.
 Рыночная революция принесла с собой взлёты и падения экономики, выражавшиеся в большой депрессии 1837, а затем в 1857 годах.
Рыночная революция внесла новый взгляд на детей, которых ранее рассматривали в основном как подсобную рабочую силу, но с появлением технологий и производств в большинстве буржуазных семей главным для детей стали считать образование.
Рыночная революция вселила в американское общество социальный оптимизм, давая ему ощущение, что оно является обществом прогресса.  У многих появилось ощущение, что перед Америкой открыта широкая дорога успеха, процветания и лидерства.
 Многие поэты, такие как Уолт Уайтман, воспевали Америку, пророча ей великое будущее, считая её маяком во тьме, центром всего хорошего что есть в мире.
  И многие американцы поверили в это. А почему бы и нет?  Разве у нас нет Декларации независимости, Конституции и Билля о правах, записанного, в отличие от Британцев, на бумаге?
Ещё одним следствием рыночной революции приток эмигрантов. В 1830х годах из восточной Европы в Америку прибыло 600,000 эмигрантов, в 1840х - 1,5 миллиона, в 1850х - 3 миллиона.
Почти половину населения крупных промышленных городов севера составляли эмигранты.
Каналы, прорытые  в торгово-коммерческих целях, служили также и удобным способом перемещения эмигрантов.
  Пароходы стали романтическим и грозным символом свободы передвижения и торговли.
Часто в тумане они крушили мелкие рыбацкие лодки, и эпизод, описанный Марком Твеном в его повести о Томе Сойере, когда их плот был раздавлен пароходом, не являлся беспочвенной фантазией автора.
Ещё одним следствием рыночной революции явилась доктрина Явного Предначертания, основным тезисом которой являлось правомерность и справедливость американской экспансии. Эта доктрина содержала в себе много идей, но главной была идея об Америке как носителе и двигателе свободы, демократии и христианства во всём мире.
Христианство являлось глубоким корнем комплекса идей под названием Явного Предначертания, так же как и ярый национализм, процветавший  в 1820х - 1830х годах. При этом однозначно Явное Предначертание являлось двигателем капитализма. Зачем же ещё Америке понадобились земли Мексики, Орегона, Калифорнии?
Конечно же ещё в основе Явного Предначертания лежала ещё и идея о превосходстве белого человека.
В этом и заключалась трудность для движения аболиционистов - идея превосходства белого человека причудливым образом сплеталась как с идеей прогресса, так и с её антагонистом - рабовладением. 
  Главной проблемой для аболиционистов начала девятнадцатого века являлось то же самое что является проблемой для участия третьей партии в политической жизни сегодняшней Америки - отсутствие актуальной повестки.  Всё удобно распределено между республиканцами и демократами, а на долю остальных остаётся только Блумберг и " я миллиардер и вы тоже можете им стать."
   В начале девятнадцатого века аболицианисты не могли предложить сколько либо значимой политической повестки, кроме прекраснодушного морализаторства, но к шестидесятым годам девятнадцатого века картина сильно изменилась и аболиционисты почувствовали, что пришло их время.
С другой стороны, республиканцы были проникнуты  духом свободы и не могли потерпеть никакого вмешательства со стороны.  Противоречия были настолько глубинными, радикальными и глобальными, что тот конфликт в том состоянии общества и социально-политическом устройстве, как севера, так и юга, никак  не мог быть решён мирными дебатами, и атмосфера становилась всё более и более напряжённой, что в конечном счёте привело к гражданской войне.