Свой уголок на земле

Николай Коновской
СВОЙ УГОЛОК НА ЗЕМЛЕ
(несколько слов о творчестве белгородского поэта Виктора Тарасенко)

Виктор Тарасенко – мой земляк, с ним мы знакомы более десяти лет; наши районы – мой, Алексеевский и его, Вейделевский, – граничат; более того, расстояние между Варваровкой, где я родился и вырос и его «родовым» хутором Колесниково вёрст пятьдесят, и его вполне можно преодолеть за час езды на скутере или за три часа на велосипеде, что в своё время Виктор и делал.
К моему большому сожалению, в последние годы по разным причинам мне побывать на своей малой родине не удаётся, а потому с тем большей остротой и каким-то душевным утешением читал замечательные строки Виктора Тарасенко, нашедшего для своей родины единственные сокровенные слова,  к которым хочется внутренне присоединиться:

Милые сердцу картины:
Нивы, сады и луга.
Родина – край мой любимый,
Ты мне всегда дорога.

Тут я родился и вырос,
И в благодарность судьбе,
Чтобы со мной не случилось,
Я возвращаюсь к тебе.

Здесь мы и сеем, и пашем –
Полною жизнью живём,
Вместе на праздниках пляшем,
Славные песни поём.

Нет нам роднее и краше,
Ближе его и милей,
Места, чем Родина наша –
Свой уголок на земле.

Думаю, что Виктор Тарасенко с полным основанием мог бы повторить известные слова Сергея Есенина о своём творчестве: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моём творчестве».
В подтверждение этой мысли приведу следующее стихотворение поэта:

ПОЛЯ ЗОЛОТЫЕ

Выйду я за деревню в раздолье,
Где трава у дороги в росе,
Где пшеницы волнуется поле
В золотой, первозданной красе.

Где подсолнухов целое море,
Что и взглядом никак не объять,
Расцветая, в безбрежном просторе,
Будет долго меня провожать.

Я иду, зачарованный словно,
И смотрю на родные поля,
Что-то шепчут ромашки любовно
И ласкает их нежно земля.

Прелесть лета – поля золотые,
Как вы дороги, мне и близки.
Зёрна, солнца теплом налитые,
Жизнь несут и поют васильки.

Вы надежда, богатство и сила
Для народа во все времена.
И горда вашей славой Россия –
Благодатная наша страна.

Здесь мы видим, как поэт, восхищённый красотой родной земли, пристально всматривается во все её «вещественные» проявления, «детализируя» увиденное: здесь и «пшеницы волнующееся поле», и «подсолнухов целое море», и ромашки, «что-то любовно шепчущие» и васильки – мир лесостепной белгородчины, расширившийся до размеров большой Родины – России, увиденной любовным сыновним взглядом.
Обращает на себя своей вещностью и зримой предметностью поэтический образ: «Зёрна, солнца теплом налитые», – читатель словно своей кожей чувствует вес, тепло, шероховатость зерна на своей собственной ладони. Вот она, точность и достоверность образа, свойственная творчеству поэтов, знающих сельскую жизнь не понаслышке! – да и то сказать, – Виктор , многосторонне одарённая личность, – поэт, музыкант, композитор – хотя и  более сорока лет проработал на «культурной ниве» белгородчины  худруком и директором в сельских Домах культуры, но жил и живёт той же земной многотрудной жизнью, что и его земляки.
Виктор Тарасенко как человек широкой «светской» культуры, в своё время окончивший в Орле филиал МГИК, с мягкой самоиронией представляет читателю свои три «покровительницы-Музы», сопутствующие ему в творчестве. Имена этих Муз: Поэзия, Музыка, Природа (стихотворение «Три женщины»):

Три женщины прелестные
Разбили сердце мне
И чары их чудесные
Со мной наедине.
………………………..
Одна из них – Поэзия
Наивна и чиста,
В волнах живой экспрессии,
Как жар её уста.

В отрыве от реальности
Витает в облаках,
То весела, до крайности,
То вдруг впадает в страх.
……………………………...
А Музыка - вторая
Из дам мне тешит слух,
Божественно играет
И поднимает дух.
……………………………
Природа – третья женщина,
Как трепетная мать,
Добра, но переменчива
И может наказать.


Она строга, но ласкова
И на любовь щедра,
Со всеми одинаково
Достаточно мудра.

В стихотворении «Нет музыки лучше» все три Музы Виктора Тарасенко – Поэзия, Музыка и Природа выступают в своей замечательной слитности и неразделённости:

НЕТ МУЗЫКИ ЛУЧШЕ…

Нет музыки лучше, чем пение ветра
В вершинах деревьев, в журчанье ручья,
В волшебном сиянии лунного света
И в трелях в весеннем лесу соловья.

Нет музыки ласковей вздоха любимой
В ночной тишине, под небесным шатром,
Чем музыка встречи с местами родными,
С тропинкой, ведущей в родительский дом.

Нет музыки лучше, добрей и дороже,
Чем шорохи сказочных в золоте нив,
Чем песнь колыбельной у детского ложа –
Любить её буду, пока ещё жив.

Главной темой в творчестве Виктора Тарасенко  я бы назвал тему любовную: любовь поэта к своей родной земле; к духовному наследию, завещанному нам предками; к поэзии, музыке, неброской нашей русской природе; к женщине прекрасной, наконец (любовная лирика в творчестве Тарасенко занимает значительное место) и, чтобы не быть голословным, в качестве образца его любовной лирики приведу следующее стихотворение:

ПАРУСА НАДЕЖДЫ
Наполнит ветер паруса надежды
И поплыву я к берегам мечты,
Где есть любовь, такая же, как прежде,
Туда, где ждёшь со мною встречи ты.

Там всё волшебно, места нет разлуке,
Чарует блеск твоих лукавых глаз,
Где ты мои целуешь нежно руки
И вся природа молится за нас.

Где нет печали, фальши и обмана
И ты меня обнимешь горячо,
Где в лёгкой дымке синего тумана
Любая боль нам будет нипочём.

Где будем мы, и плакать, и смеяться
И в сказке счастья безоглядно жить,
В тот райский сад, где нечего бояться,
Где будем мы любовью дорожить.

Заметим, что здесь любовь гораздо шире узко личностных отношений двух влюблённых, она достигает границ «райского сада»,  так что «…и вся природа молится за нас».
«И море, и Гомер – всё движется любовью…», – кстати вспомнились мне строки замечательного поэта «серебряного века» Осипа Мандельштама при чтении стихотворения Виктора Тарасенко…
Поэт погружается в философские и творческие поиски, напряжённо размышляет над смыслом земного бытия, над «последними вопросами», судьбой своей души в вечности, ибо:

Зовёт меня даль неизведанных мест,
Глазами невидимый в вечности крест.
(стихотворение «Дорога»)

Таков образ его дороги, дороги постижения смысла жизни, людей и самого себя.
Поэт знает, что «к свету дорога лежит через тьму», к свету спасения, – уточнил бы я от себя, а потому и «дорога туда нелегка» и требует многих духовных усилий, но ведь непременно для человека верующего в конце дороги :

Туннель оборвётся и явится свет –
Иного пути к осознанию нет.

К осознанию смысла жизни, смысла множества скорбей и тяжких испытаний, которыми смирившаяся с грозным Промыслом душа и спасается для вечности, – снова добавлю я от себя.
Пожелаем нашему автору и дальше не снижать высоты своего лирического и духовно-философского полёта!
… Тогда же, в самом начале нашего знакомства, прочитав стихи Виктора, находящиеся еще в рукописном виде, я посоветовал ему издать их отдельным сборником, благо, что такая, хотя и платная, но возможность сейчас существует. Виктор прислушался к моему совету, и в итоге свет увидели два поэтических сборника: «Свет любви», 2007г и «Дороже жизни», 2010г.
В своей третьей книге, сборнике стихов «Парус надежды» Виктор Тарасенко предстаёт уже как серьёзный сложившийся поэт с «лица необщим выраженьем» – своим выстраданным миропониманием и со своим голосом, – своей, отличной от других, лирической тональностью.
Белгородская земля щедра на литературные таланты.
В давно ушедшем девятнадцатом веке она дала России такие значительные не только литературные, но и общественные фигуры, как Николай Станкевич, Александр Никитенко, Николай Страхов.
В середине прошлого-начале нынешнего века на белгородчине плодотворно трудились ныне от нас ушедшие Виталий Буханов, Владимир Михалёв, Игорь Чернухин.
Сейчас, в наше время, активно и талантливо работают Владимир Молчанов, Валерий Черкесов, Павел Савин, многие другие поэты…
Верю, что и набирающее поэтический вес имя Виктора Тарасенко не затеряется в кругу этих имён.


Николай Коновской, член Союза писателей СССР и России, лауреат литературной премии Александро-Невской лавры.