Прекрасная Италия. Затерянный мир Эриче

Любовь Черм
   Помните "Затерянный мир" Конан Дойла? Где "время остановилось" на поднятом катаклизмами плато вместе с динозаврами и дикими племенами людей?

   Примерно в такой "затерянный мир" мы сейчас и поднимемся. Это городок Эриче на горе Сан-Джулиана высотой 700м. Наш автобус - машина времени, с каждым витком серпантина уносящий нас из действительности. Действительность проваливается всё ниже и ниже и размывается дымкой. Серпантин - как портал в прошлое.

   Местный гид, сидящая у лобового стекла рядом с водителем, увлеченно рассказывает:

-В незапамятные времени (но всё-таки после динозавров) вершину этой горы, постоянно закутанную облаками, посетил сын богини любви - Эрикс. Раздвинув руками белоснежное облачное покрывало, он восхитился открывшимися сверху панорамами побережья и склонов горы. Сын богини любви мог быть только романтиком, а потому, зачарованный красотами, решил: быть здесь городу! Сказано - сделано. Появился город, названный в честь Эрикса.

  В те давние мифологические времена город посещали разные личности, конечно же, тоже мифологические. Личность №1 - Геракл. Здесь он восстанавливал силы между свершением своих подвигов. Личность №2 - Дедал. Художник, скульптор и конструктор имел один грешок, за что и поплатился собственным сыном Икаром. Дедал смастерил крылья, на которых они улетели из заточения на острове Крите. Икар в силу своей юношеской дерзости ослушался отца и, переоценив силы, поднялся слишком высоко к солнцу. Солнце растопило воск в крыльях, Икар упал с большой высоты в море и разбился, а его отец Дедал долетел до Сицилии и (угнездился) приземлился аккурат в Эриче. Здесь он (или финикийцы) спроектировал и помог построить защитные зубчатые стены вокруг города.

   Ааааа, мама мио! - вскриком прервала свою плавную речь гид. Это через лобовое стекло у нее почти под ногами разверзлась пропасть на крутом повороте.

-Сколько езжу, а привыкнуть к серпантинам на высоте никак не могу.

   У нас начало немного закладывать уши, а у Иры опять надулся подголовник.

-Если отступить от мифов, - успокоилась гид, - то на горе сначала появилось древнее финикийское языческое святилище. Потом, как на Сицилии заведено, пришли древние греки и переоборудовали святилище финикийской Астарты в храм своей Афродиты. На пятки грекам в сумерках веков уже наступали римляне со своей Венерой. 

   В те времена гора Эрикс была хорошим ориентиром мореплавателей. А потому и богиня стала считаться их покровительницей. Гора с Эриче располагалась недалеко от порта, и моряки часто навещали храм. Практически все корабли, проходящие через бухту возле Эриче, привозили с собой подарки для богини. Принимать морские дары выходили жрицы храма, и в ответ одаривали моряков своей любовью. Хотя, какие желания здесь были первичными, а какие вторичными, остается домысливать.

   Я представила, как оголодавшие без женского общества мореплаватели, нагруженные подарками, наперегонки лезут по склонам в гору, цепляясь за кусты и деревья. Вот она - волшебная сила любви! На секунду в тумане времён мелькнул древний грек (?) у ворот храма Венеры.

   Тем морякам даже в голову не приходило, что в город можно будет подняться, сидя в удобном кресле автобуса. Как это удалось нам, обленившимся и растолстевшим потомкам здоровых и поджарых древних народов.

   Не прошло и 20 минут, как мы уже стояли перед Воротами Трапани, не истратив на подъем ни единой калории.

   Сегодня наверху солнечно. Облака где-то (черти) Эол носит. С одной стороны нам повезло, так как откроются завораживающие виды вниз, а с другой стороны не очень. Когда древние узкие улочки растворяются в облачной пелене, уходит ощущение времени, стирается грань между явным и мифическим, стирается до оглядывания на скрип двери, до вздрагивания от чьих-то гулких шагов на пустынной улочке. А вдруг это Дедал? Или сам Эрикс? Или грек-мореплаватель, сметающий всё и всех на своем пути к храму Венеры?
   Оглядываемся назад в туман веков за ворота, откуда пришли, и в туманную перспективу будущего, а потом возвращаемся в солнечное настоящее и идем к кафедральному собору и его стене желаний.

   Если подержаться за лепной крест и подумать о чем-то хорошем, то эта мечта будет подхвачена восходящими потоками воздуха, спелената облаками и, повязанная подарочной ленточкой, рано или поздно упадет с небес в ваши доверчиво подставленные ладошки.

   Последние постройки города относятся к средним векам и имеют на себе отпечатки арабской, византйской, арагонской, норманнской культуры. И мы, как те арабы, арагонцы, норманны идем по тем же улочкам, глазея на керамику, на местные тканые коврики, выставленные из лавок, выходим на малюсенькую площадь и внимательно слушаем рассказывающего о чем-то гида.

   Улочки выводят нас на смотровые площадки к замку Афродиты-Венеры. От нее открывается вид на Трапани, солеварни, Эгадские острова и спрятавшийся в дымке Тунис.
   С северо-восточной стороны, где хорошо сохранились  финикийско-дедаловские стены с зубчиками, защищавшие город с суши, открываются умопомрачительные виды на крепостную башню и замок Пеполо.

   Навосхищавшись, как Эрикс, окрестностями, погружаемся опять в лабиринт средневековых улочек. Обедаем на открытой веранде кафе.
   Потом я вспоминаю еще свои не отправленные небесам мечты и возвращаюсь к стене желаний.

   Покидать этот осколок прошлого, затерявшийся во времени и облаках, не хочется. Обидно, досадно, но... всё-таки спускаемся с небес на землю и мчимся по побережью мимо карьера, где добывают мрамор, мимо горы, виденной сверху, на пляж.

   А потом возвращение в Палермо. И опять захватывает дух от сицилийских пейзажей. И понимаешь и древних греков, и римлян, и арабов и прочих, прочих, бившихся за этот рай на земле.