По конкурсу МК-17-Редкие формы, ч. 2

Творческая Мастерская Алкоры
http://www.stihi.ru/2017/06/05/1957 - Конкурсная ссылка
http://www.stihi.ru/2017/09/18/6253 - Итоги конкурса

Продолжаю публиковать и комментировать форму исполнения конкурсных стихов пакета "Мастер класс-2017. Редкие формы".

Общие пояснения см. начало статьи  по ссылке  http://www.stihi.ru/2017/09/19/4384 

******************************************

   - Светает. Андрис Сайнио -

Светает.
Свет тает.
Слышно как ангелы в небе летают.  100 100 100 10
Проснись.

Усталость
Осталась.
А впереди только самая малость –   100 100 100 10
Вся жизнь.

Природа,
При родах
Нового дня, обретает свободу     100 100 100 10
От сна.

Унынье
Отныне
Легко ты осилишь – ведь ты        010 010 01    потеря рифмы и смена ритма
Не одна.

С рассветом
Луч света
Роняет на волосы яркое лето.        010 010 010 010   смена ритма
Ты спишь.

К тебе я                потеря рифмы или очень слабая
Склоняюсь.
Тобою любуясь, твой сон охраняю,
Малыш.

Восьмистрочная строфа с рифмовкой АААб СССб
разностопный амфибрахий 1-1-4-1-1-1-4-1
010
010
010 010 010 010 (в начале стихотворения был дактиль 100 100 100 10!!!)
01
Форма строфы и их ритмика интересны, но, к сожалению, есть недоработки: в двух строфах -во 2-ой (строка 7) и в 3-ей (строка 5)  потеряны или слишком слабые рифмы: "унынье-отныне- ВЕДЬ ТЫ" и "К ТЕБЕ Я - склоняюсь-охраняю".  Кроме того, если в начале стихотворения удлиненные третьи строки строф соответствовали дактилю - 100 100 100 10, то во второй половине стихов они уже соответствуют амфибрахию - 010 010 010 010 , что тоже является недоработкой. По большому счету такие стихи номинации не подлежат, хотя задуманы они оригинально и по форме, и по содержанию.

   - Дачный день в июле. Владимир Демидов Пп -

Что с Украиной делать, как ей помочь? –
У Соловьёва снова ломали копья…
Хриплый петух соседки орал всю ночь.
Лишь на заре забылся коротким сном я.

Руки трясутся и пустота внутри.
Только вопросы, ни одного ответа.
День за окном, и небо огнём горит.
Жару даёт июль, середина лета.

Надо бы травку выкосить и полить
Грядки… Жена мне дома наказ давала.
Что там – не видно… Но лебеду и сныть
Вижу с крыльца... На закусь порежу сала...

День, словно пьеса нудная, не для всех.
Вечер на даче тоже… тоска и водка.
Там, на пруду – веселье, ребячий смех,
А на дворе – у мух с комарами сходка.

За горизонтом солнечный луч погас.
В мире тревожно, что не живётся людям?
И за кордоном снова ругают нас…
 Санкции с нефтью… этого не забудем…

Небо закрыто. День завершил спектакль.
Люстра погасла, зритель ушёл на отдых.
Яркие звёзды выстроились в пентакль...
В завтрашней пьесе может быть что угодно.

катрены аБаБ,
логаэд:  дактиль-хорей-дактиль-2 хорея
100 10 100 10 1
100 10 100 10 10
100 10 100 00 1
100 10 100 10 10
Лирическое стихотворение-раздумье, симпатичное, несмотря на вставки разговорного языка ("На закусь порежу сала...") рядом с  единичными поэтическими  образами ("Яркие звёзды выстроились в пентакль..."). Чистенько по форме, искренне по содержанию.

   -  Мост в Приэльбрусье. Любовь Голейчук Коэн Белл  -

Когда-то была река.
         Там оставляла я мост,
Первой разлуки тоску,
         Одетую в серый взгляд.
Что-то мне мост предрекал
         Тихо, не слуху, а в мозг,
Страхом, припавшим к виску
         Стуком тяжёлым не в лад.

Долго смотрела я вслед
         Расшатанным доскам, но
Не удалось мне понять,
         Что за тревога рвёт
Слёзно из горла: «Нет!»
         Нет. А чему? Окно
Автобуса- как броня,
         Сменило пейзаж, поворот,

Облако, день и судьбу.
         Всё позади. Отлегло.
Можно забыть и начать
         С чая и новых газет.
Что?! Голова- с целый пуд,
         И не прочесть этих слов...
Погибших там было пять.
         Надо же было глазеть,

Чувствовать и не орать:
         «Ветхой древесной дугой
Там под моим каблуком
         Смерти сгибалась спина!»
Поздно... Их было пять,
         Съеденных жадной рекой.
Катится к горлу ком...
         Боже, моя ли вина?!..

Восьмистрочник с квадратной рифмовкой абсдабсд.
Трехстопный логаэд (дактиль-хорей) с мужской рифмой
100 100 1
100 100 1
100 100 1
100 100 1
100 10 1
100 100 1
100 10 1
100 10 1
Нестандартный  ритм и оригинальная структура строфы усиливают интригу  сюжета  рассказа, который и после прочтения остается  мало понятным,  но читать все равно интересно.

   - Сон о нашествии.   Татьяна Баракина Роксана Ланд -

Между трав запутался вольный сон
О лихих делах, о степном просторе -
Налетит беда с четырёх сторон,
Разнесётся стон, вою ветра вторя,

Зашумит ковыль и склонится ниц,
Запоют в ночи песню смерти стрелы,
Глянет вечный страх из пустых глазниц
И помчится рать по чужим пределам.

Паутиной дней затянулся след
Тех жестоких всадников, но порою
Я в тревожном сне вижу яркий свет
Их костров, пылающих за рекою.

Катрен аБаБ,
логаэд из стоп анапеста и ямба
001 01 001 01
001 01 001 01 0
001 01 001 01
001 01 001 01 0
Красивая мелодия стихов, поэтический слог, внятный сюжет небольшого лирического стихотворения, передающего настроение.

   - Последний маяк. Елена Шилова Леана  -

От рутины суетной нет житья,
И на горле будто затянут жгут...

Мне вчера приснилось, что я маяк
На крутом, изрезанном берегу,
А вокруг – бескрайний, безлюдный мир,
Шёпот моря, чаячий хриплый плач,
И представить страшно, на сколько миль
Расплескалась мгла.

Я смотрюсь в неё столько долгих лет,
Что померк от горя лучистый взгляд.
Мой огонь – единственный на земле,
Но никто не ведает, где земля,
И давно истлели останки тех,
Кто бы мог направить ко мне корабль.
Но я жду в зияющей темноте,
Я всё жду утра.

Ни зажмурить век, ни шепнуть: "Спаси!" -
Жить куда сложнее, чем умирать.
Угасая, я на пределе сил
Полыхну надеждой в последний раз,
Разгорюсь, как искра в сухой листве,
Указав дорогу домой тому,
Кто несёт в своих парусах рассвет
Сквозь слепую муть.

...Привкус соли, холод и резь в глазах.
Не реальность – выцветший гобелен.
Напоённый сыростью воздух затхл,
И простуда – меньшая из проблем.
Я коплю усталость, как яд – змея,
Обречённой рыбиной бьюсь в сети.
Только в память въелось, что я – маяк
И должна светить.

Октет абабсдсд* с укороченной строкой,
логаэд  анапест-ямб
001 01 001 01
001 01 001 01
001 01 001 01
001 01 001 01
001 01
Тщательно продуманная форма по структуре строфы, которую можно было бы рассматривать как два отдельных катрена, если бы не укороченная 8 строка - она превращает простые катрены в октет на 4 рифмы. Гармоничный ритм логаэда (анапест и ямб - родственные метры, они всегда хорошо сочетаются в логаэдах). Отличный сюжет, где и язык - язык поэзии, и тема есть, и лирические размышления. Множество прекрасных образов - тропов, прекрасных и точных сравнений: " Я коплю усталость, как яд – змея, обречённой рыбиной бьюсь в сети" или " Угасая, я на пределе сил полыхну надеждой в последний раз, разгорюсь, как искра в сухой листве". Мне кажется, это одно из лучших стихотворений  пакета.

   - Дикая пустошь. Селена Ка  -

В прошлое невозможно опять войти.
А настоящего больше не будет…нет.
— Что это?
— Гиблый  ветер в моей степи,
Выжженной  белым солнцем за много лет,
Стонет на пепелище  угасших чувств,
Где  разгулялось  дикое вороньё.
Счастью заупокойный сорокоуст
Тихо читает небо, не пряча слёз.

Стали  теперь криницы пескам сродни.
Воды  закрыли ряской  следы от ран.
— Что же случилось?
— Просто иссяк родник.
Просто  далёк спасительный океан.
Ты забывал, что  рекам нужны  моря,
Рыбам в ручьях – живительный кислород.
Ты забывал... и  мёртвая чешуя
Мой устилает берег в краю болот.

Каждую ночь в чащобах густых лесов
Траурной мессой  слышен унылый  вой.
— Кто это?
— Это стаи бездомных псов.
Были они когда-то  дружны с тобой.
Были они нежнее, чем сто сестёр.
Ныне –  в глазах потухших  черна печаль:
Ты не давал им пить из твоих озёр.
И перестал их заново приручать.

Каждое утро я  отпираю дверь
В доме, который грустью кровоточит,
Чтобы не слышать крики былых потерь
И тишину, что точит свои мечи.
Нет единенья больше меж нами. Боль
Мглой застилает жёлтый бурьян в глуши.
— Где это?
— Там, где  прежде жила любовь.
Это немая  пустошь моей души.

Сдвоенные катрены, соединенные в октет только законченностью содержания: абаб сдсд.
Логаэд  дактиль-хорей с мужской рифмой
100 10 100 10 1
100 10 100 00 1
100 10 100 10 1
100 10 100 10 1
Здесь тоже для создания логаэда выбраны родственные метры - гармоничное сочетание дактиля и хорея. Звучит этот логаэд прекрасно - понижающейся лесенкой из отдельных стоп-ступенек, мелодия стихотворения приятна и выразительна. Отличный поэтический слог и много точных авторских  образов, например: "Ныне –  в глазах потухших  черна печаль: ты не давал им пить из твоих озёр и  перестал их заново приручать". Или: ".. Каждое утро я  отпираю дверь
в доме, который грустью кровоточит".  Или : " Там, где  прежде жила любовь. Это немая  пустошь моей души".

   - В гридне новые столешницы и лавки... Людмила Ревенко -

В гридне новые столешницы и лавки,
Гусляры сидят возле окон,
Да томятся с пирогами мёды сладки,
Ждёт гостей Владимир в новый двор.
101000100010
001010001
001000101010
101010101
Калачи да шанежки несут на блюдах,
И нажарили отличных лебедей.
Шкуры барсовы, медвежьи. Отовсюду
И глашатаи скликали богатырей.
001010001010
00100010001
101000100010
001000100001
И Дунай Иванович с Никитичем,
Илья Муромец, красавец Алексей,
Святогор, Микула Селянинович.
Слуги кормят богатырских их коней.
Брага тёмная запенилась туманами,
От вина – веселие, да в пляс.
Отстояли русский дух от басурманина,
И Апраксия обносит кружкой нас.

Катрен АбАб, где А - сначала  женское окончание, а  в концовке оно становится уже дактилическим.
Акцентный стих, рифмованный по катренам, не урегулированный  по числу Иктов (то 3, то 4, то 5 в одном стихе)
1010001000100
001010001
001001000100
00100010101
Ритмика не совсем гармонична, особенно царапает слух звучание второй строфы, но стихи написаны в духе народной былины, которую обычно читали нараспев, поэтому для данного жанра такая ритмика допустима.

   - Дом на закате. Ольга Альтовская -   

Дом на закате - как ло;скут парчи,
Окна горят пожаром.
Свет уплывает и гаснет вдали,
Тени ползут, пушатся.
Тайны густеют, желаний полны.

Канут сомненья пустые в ночи
Следом за алым шаром.
Духи ночные коснутся  земли –
Чуткие ветра пальцы…

«Слышишь, как струны играют? Молчи,
Чудным поддайся чарам!» -
«Чёрные простыни нам постели…»

Только – вдвоём. Только пламя свечи -
В мире глухом  и старом.

Сонет неканонический - "закатник". Игровая форма .
14 строк разбито на 4 строфы, уменьшающегося объема - 5, 4, 3 и  2 строки. Рифмовка: аБсДс  аБсД  аБс  аБ,   соответственно уменьшению объема строфы  убывает и число используемых рифм, образующих каждую строфу.
Гармоничный логаэд составлен из родственных стоп дактиля и хорея.
100 100 100 1
100 10 10
100 100 100 1
100 100 100 1
100 10 10
По содержанию  хорошо сделано: и логика изложения есть,  и язык  сонета поэтический.

   - Шершавая река. Елена Чернышова Щербакова. -

Солнце украдкой ласкает горы.
За перевалом - далёкий город.
Тихо в ущелье с названием - заковыристым...
Небо коснётся меня туманом
и разольётся привычно странно
там, где вершины, шершавой рекой - извилистой.
100 100 10 10
100 100 10 10
100 100 100 00 100
100 100 10 10
100 100 10 10
100 100 100 10 100
Время смягчает точёный профиль.
В чём-то мы пас, ну а в чём-то - профи...
И на задворках, как эхо случайной памяти:
"Чёрное с белым - вы не берите.
Нет или да мне - не говорите".
Мы, осторожно обнявшись, уходим с паперти...
100 100 10 10
100 100 10 10
100 100 100 10 100
100 10 100 10
100 10 100 10
100 100 100 10 100
Мы прорастаем, пуская корни,
и не сорвёмся на бал сегодня.**
Не потому, что друг друга опять обидели...
Не сожалея о том и этом,
чёрное с белым - заполним цветом?
Нитью стихов перевязанные невидимой...
100 100 10 10
100 100 10 10
100 100 100 100
100 100 10 10
100 100 10 10
100 100 100 00 10 0
** Детская игра, в которой нужно отвечать на вопросы, не называя чёрный и белый цвет и слова да и нет. Начинается со слов ведущего: «Вам барыня прислала сто рублей. Да и нет не говорите, чёрное и белое не берите. Вы на бал поедете?»

Шестистрочник с женскими рифмами ААБССБ
Не чистый логаэд, составленный  из стоп дактиля и хорея,  где в длинных строках порядок стоп немного меняется:
100 100 10 10
100 100 10 10
100 100 100 10 100
100 100 10 10
100 100 10 10
100 100 100 000 10

По форме сделано  интересно: небольшие сдвижки ударного слога в длинных строках шестистрочника хотя и делают логаэд неточным, но не портят звучания, а скорее оживляют  его. С содержанием дела  хуже. Автор словно разговаривает с самим собою, не заботясь о том, чтобы донести свои мысли до читателя. От описания пейзажа идет перескок мыслей на детскую игру, но до конца мысль стихотворения так и не раскрыта, часто используются слова, которые употреблены только ради рифмы, но никак не работают на содержание ("Мы, ОСТОРОЖНО ОБНЯВШИСЬ, уходим с ПАПЕРТИ..." (???).

   -  Отпусти.Нина Матрохина  -

Накажи меня. Крикни. Ударь наконец!
И во всём будешь прав...
Словно карточный домик,
построенный нами хрустальный дворец
Лёг, сложился, накала страстей не сдержав.
Ну прости!

Я же вольная птица! Мне трудно дышать
Среди замкнутых стен.
В бесконечных попытках
от гибели верной меня удержать,
Ты однажды и сам нити тонкие вен,
Чтоб спасти,

От отчаянья вскрыл на запястьях своих.
Неразумный твой шаг
Не лишил меня воли.
Бессмысленность правил "от сих и до сих"
Не приемлю... А ты меня держишь как враг
Взаперти,

Бессловесною пленницей. Жизнь не собрать
Из кусочков, как пазл.
Метко брошенный камень -
и вдребезги... Я не хочу умирать
В этом склепе картин, гобеленов и ваз.
Отпусти...

Стихи записаны в смысловой - свободной форме. Чтобы разобраться со  структурой любых стихов, их всегда полезно записать по строкам  до рифмы:

Накажи меня. Крикни. Ударь наконец!
И во всём будешь прав...
Словно карточный домик, построенный нами хрустальный дворец
Лёг, сложился, накала страстей не сдержав.
Ну прости!

Я же вольная птица! Мне трудно дышать
Среди замкнутых стен.
В бесконечных попытках  от гибели верной меня удержать,
Ты однажды и сам нити тонкие вен,
Чтоб спасти,

От отчаянья вскрыл на запястьях своих.
Неразумный твой шаг
Не лишил меня воли. Бессмысленность правил "от сих и до сих"
Не приемлю... А ты меня держишь как враг
Взаперти,

Бессловесною пленницей. Жизнь не собрать
Из кусочков, как пазл.
Метко брошенный камень -и вдребезги... Я не хочу умирать
В этом склепе картин, гобеленов и ваз.
Отпусти...

В такой записи  становится понятна модель строфы:
пятистрочник с рифмовкой абабс*, где с* - межстрофная рифма.
Разностопный анапест 4-2-6-4-1,
001001001001
001001
001001001001001001
001001001001
001

Все было бы хорошо, если бы не переносы предложений (и мысли) на другую строку или - того хуже! - в другую строфу. Каждая строка с концевой рифмой предполагает паузу при чтении, а если в этом месте предложение не закончено или это место предложения, где пауза при чтении противоестественна, то ритмика теряется, рифмы перестают быть слышными. Я бы на месте автора доработала стихи - постаралась совместить концы фраз с концами строф и стихов - было бы просто замечательно!

Продолжение см. http://www.stihi.ru/2017/09/21/3851