Музыкальный очерк 8. Filarmonica-квартет

Маргарита Мендель
Музыкальный очерк №8:
«FILARMONICA» – квартет
Моцарт, Прокофьев и Мендельсон



«Filarmonica» – квартет:
художественный руководитель –
Народный артист России Валерий Карчагин, скрипка
Заслуженная артистка России Оксана Анисимова, скрипка
Лауреат международных конкурсов Илья Тарасенко, альт
Лауреат международных конкурсов Станислав Овчинников, виолончель


  В начале была Музыка…


 Сезон отпусков, солнечных летний дней, пора путешествий и свободного парения – время недолгого филармонического затишья, когда концертная жизнь города скромно ограничивается вечерними серенадами центра и выступлениями приезжих артистов на сценах дворцов культуры. Лето – это своеобразный, почти трехмесячный антракт, когда можно вспомнить самые яркие моменты прошедшего сезона и поразмышлять о будущем, угадывая в шелесте листьев, в легком дуновении ветерка или же в пении старого фонтана едва уловимые слухом знакомые мелодии. Дивная меланхолия, не правда ли? Поэтому наиболее запоминающимся и значимым событием всегда является именно первый концерт, концерт – открытие нового сезона квартета «Filarmonica». Осенние концерты по праву вызывают повышенный интерес публики, некий ажиотаж и даже разговоры в фойе – куда более оживленнее и праздничнее. 
  В девятнадцать ноль-ноль, девятнадцатого числа девятого месяца… и одно сочетание цифр – чуткого слушателя уже интригует. Но никаких черных комнат с черными фортепиано. А уютная обстановка камерного зала филармонии, способствующего созданию прекрасной атмосферы соучастия и радости встречи. Перед нами музыканты, деятельность которых не ограничивается одной лишь «игрой в квартет» – там и множество репетиционных и концертных часов в составе Новосибирского академического симфонического оркестра, и сольная карьера, и участие в различных фестивальных проектах, и работа со студентами в стенах консерватории и школы-колледжа. Позиция «Filarmonica» –квартета – активная просветительская и художественная. Подтверждение тому – сегодняшний вечер-открытие сезона, грандиозное начало, где слушателей ожидало разнообразие музыкальных эпох и стилей, настроений и душевных состояний. К слову, встречали музыкантов не иначе, как победителей – триумфальными аплодисментами.
  Фа-мажорный дивертисмент (KV 138) Вольфганга Амадея Моцарта – словно воздушный поцелуй жизнерадостного трепета, предвкушающий волшебство расцветающих у тебя на глазах мелодий, это тот самый гессевский «золотой светящийся след, рассеивающий грусть, будто привет из другого мира… след мерцающий и исчезающий где-то вдалеке». Изысканность каждой ноты и сверкающий артистизм во всем. Исполнение, охваченное поэтическим экстазом и вдохновением, полное покоряющей обаятельности. Здесь даже аплодисменты зала между частями воспринимались не как противоречие установленному этикету, а, скорее, как непреодолимое желание выразить свою благодарность. Хотя всегда стоит учитывать, что любое произведение крупной формы (будь то симфония, соната или же сюита) есть структура завершенная, пронизанная единой мыслью, и овации в некоторых случаях нарушают не только композицию, но и отвлекают музыкантов, ведь степень концентрации внимания симфонического и камерного музицирования, а уж струнного квартета – a fortiori, очень высокая.
  Исполнение второго квартета Сергея Прокофьева (на темы из кабардинского фольклора) подарило публике массу ярчайших впечатлений и эмоций. Концерт, не теряя своей внутренней цельности и замысла, обратился театром струнной музыки с выразительными и вполне зримыми образами-характерами, картинами кабардинской долины. Виртуозная ритмическая живость в сочетании с совершенным техническим мастерством наделили этот квартет особой красочностью и по-музыкантски «режиссерским» посылом. Яркие театрально-риторические эмоциональные вспышки сменялись тонкими лирическими очертаниями и видами природы: будь то чистота и свежесть альпийского высокогорья с величественными вершинами ледников или же живописные водопады, будь то роскошные ковры мальвы и шалфея или же дикие леса предгорий с высоченными папоротниками. Сколько рельефных панорам и пейзажей воссоздает память наряду с воображением, внимая этим звукам. Но личностное переживание музыки – процесс всегда глубоко интимный и индивидуальный, полностью обособленный от действительности места и времени. Оттого и исполнение прокофьевского «Филармоникой» было подобно шедевру неукротимой звуковой фантазии. Искусство приобрело магическую силу.
  Второе отделение открыло уже знакомое и полюбившееся новосибирской публике сочинение Феликса Мендельсона – струнный квартет ля-минор оп.13. Драматический стержень и «бетховенский» мятежный дух по мановению четырех смычков обрели единый модус с энергетической мощью «Филармоники». Непрерывный романтический монолог завершается выразительнейшим речитативом первой скрипки… все на мгновение замирает, нить мерцающего света исчезает в гробовой тишине, все погружается в сумрак громоздящихся мыслей…
  «Золотой след блеснул, напомнив мне о вечном, о Моцарте, о звездах. Моросящий дождь, разбрызгиваясь на холодном ветру, звякал о фонари и светился стеклянным блеском, когда я вышел на затихшую улицу. Куда теперь? Если бы в этот миг совершилось чудо и могло исполниться любое мое желание, передо мной сейчас оказался бы небольшой красивый зал, где несколько хороших музыкантов сыграли бы мне две-три пьесы Моцарта…» [1]
  Оглушительными овациями зала прервалась эта минута грусти и отчаяния, а после артисты «Filarmonica» –квартета порадовали публику сыгранной на бис одной из частей («Dedication to Jobim») джазовой сюиты израильского композитора Юрия Поволоцкого. Почти в эквилибристическом парении, экзотические свингующие тона с легкостью вернули настроение праздника и осеннего торжества. Сколь утонченен и элегантен джаз в исполнении «Филармоники»! И этих два неземных часа – как следует отпразднованных музыкой, думаю, продлят на годы жизнь тем, кто отважился сентябрьским дождливым вечером приехать в камерный зал.
  Ведь свидания с «Filarmonica» –квартетом – самые незабываемые и восхитительные.



М. Мендель. Сентябрь, 2017 г.





[1] цитата из романа Германа Гессе «Степной волк»