Парадокс состоит вот в чем

Жарасбек Коргамбаев
Парадокс состоит вот в чем

Парадокс состоит в том, что именно в этот период, когда общество действительно создало настоящее изобилие благ потребления, возникают проблемы потребления, в основе которых лежат уже не экономические причины, а чисто человеческие. И именно в этот период возникают и кризисы, и рост тенденции обнищания, и деградации человека. И люди теперь не знают, как потреблять весь создаваемый объем потребительной стоимости. Ведь вокруг этого вопроса только мудрствуют, ища наилучшие «способы распределения» этой стоимости, будто если все произойдет так, то человечество успокоится, и люди будут жить счастливо, окончательно разрешив проблему потребления. Здесь сущность человека сведена просто к его животной сущности, раз люди обременены удовлетворением своих элементарных потребностей.Где же здесь высшие потребности, которые должны управлять человеком и его жизнедеятельностью? Что же здесь произошло со стоимостью и с самой потребительной стоимостью? Почему мир заклинился на потреблении? Почему в Казахстане не хватает жилья, в то время как 50 процентов жилого фонда пустует?
Заклинился, потому что дальше нет пути, просто некуда. Надо было создавать изобилия — создали. Но для чего его создавали-то, направляя все силы общества, всеми правдами и неправдами?
Здесь уже нет ни стоимости и ни потребительной стоимости. Из этого уже надо выходить.И жить другими понятиями, соответствующим современному уровню развития производительных сил. Потребительная стоимость таковой рассматривалась лишь в соотношении со стоимостью, в котором одна зависела от другой, но в котором стоимость развивалась безгранично, подавляя потребительную стоимость.И эта система руководила людьми столетиями. Здесь мы видим только экономическую необходимость и воспроизводства элементарных потребностей. Ведь если ты король, а твоя жена королева и вы живете во дворце, а ваши дети принцы и принцессы, то это не значит, что вами руководит высшие потребности. И что в конце концов все люди будут жить так. И тогда все будут жить счастливо. Это низшие потребности, из которых люди должны выходить, чтобы попасть в другое пространство — в пространство развития человека, где вещи в жизни людей будут иметь то место, которое им определено историей, а люди найдут друг друга, освободившись от вещного взгляда.

Но история шла именно этим путем. И если бы все обстояло не так, то современную высокоразвитую технологию мы никогда не увидели бы. Они должны были сложиться на этой основе и в этом направлении. Ее человечество достигло именно ценой подавления людей, ограничивая потребности миллионов и миллионов людей. Какие-то единицы «наслаждались жизнью», персонифицируя капитал, прибавочную стоимость, а целые массы трудились и создавали богатства. Она сложилась и развивалась только на основе подавления целых общественных классов. Когда же общество перешло на высокоразвитую техническую основу, и оно на этой основе производило огромный объем продуктов потребления, то уже стоимость перестала существовать.

Современное общество «избытка над потреблением» создает намного больше, чем классический капитализм, так что все свои «избытки» одни страны отправляют в другие. Тем самым на этой основе сложились всемирные связи. А мы и живем на этих «избытках», радуемся «благотворительности» капиталистов. И смысл этой высокой технологии состоит в том, что она порождает необходимость развития человека и перестраивает общественный мир к этой тенденции, на этой основе увеличивая пространство развития человека.И если люди этого не понимают и продолжают жить по-прежнему, то историю это уже не интересует. Именно поэтому в Америке это пространство заполнено «голым потреблением». И весь Запад до сих пор сосредоточен «на благосостоянии каждого». И, кажется, что общество когда-то обогатит каждого, в то время как в действительности в нем растет деградация человека. И тогда все люди будут равны и счастливы. Но всюду мы наблюдаем именно удручающую картину. Человек находится на уровне животной потребности, а общество на уровне массового потребления, а человек, который уже должен был бы развиваться как личность, уже деградирует и превращается в паупера.

Техника, ставшая непосредственной производительной силой, стоимости не создает, а только блага, а, следовательно, пространства развития человека. И история не ориентируется на отдельные люди, как они себя ведут, как поступают, к чему стремятся. Ей безразлично их переживания. И западные мыслители сильно ошиблись, делая ставку на личность. Общество само создает то, что должно стать достоянием каждого. И этого оно уже достигло. А если люди «в сказочном богатстве» живут еще мерками старого капитализма, то в этом виновато не общество.

Это значит, что человек, управляющий этой техникой, лишь развивает свои способности и духовные силы. И это есть смысл и цель истории, а не просто потребление. Если человечество овладело технологией, то оно развивает только технологию, чтобы увеличивать производительность труда. И повышение производительных сил здесь достигается не за счет эксплуатации рабочих, а за счет технического прогресса и совершенствования способов его применения, в котором люди, напротив, освобождаются от непосредственного труда и тем получают условия для своего свободного развития, а в капиталистическом обществе — вытесняются в сферу потребления. Необходимый труд, создающий необходимый объем потребительной стоимости, таким образом, здесь настолько сократился, что большинство людей уже занимаются «ничего не деланием», то есть просто делают деньги — абсурд умирающего капитализма. Здесь главным двигателем является только человеческий ум и его творческие способности. И мы сейчас находимся именно на такой стадии развития производительных сил, когда общество меньше всего нуждается в массе людей и привлечении их к необходимому труду. Само понятие «лишние люди» возникает отсюда. И общество здесь озабочено только производством этих благ, а людей, освободившихся этим движением, предоставило на произвол судьбы. И эта сфера превратилась в неразрешимую проблему. И вот они и развлекают друг друга, одни доставляют другим удовольствие, лечат других, стригут им волосы, другие оплачивают их услугу, и человек повсюду ищет способы удовлетворения своих потребностей за счет других. И это теперь они называют трудом.

Просто общество создало праздных людей, которым нужны только деньги, чтобы они могли жить по стандартам потребительского общества. И развиваются способы делать деньги. И цены здесь регулируются не стоимостью, а устанавливаются произвольно, смотря по обстоятельству, по спросу, а то и по сговору, и ради обогащения и выживания отдельных людей по-капиталистическому способу. Точно так же, как это происходило в средних веках. И люди вдруг полностью попали в зависимость от торговли. Ведь в средних веках общество сидело на труде крепостных крестьян — мелких производителей, а потому земля была основным богатством. Капитализм же сидел на труде рабочих, где поэтому основным богатством было средства производства — крупная промышленность. Современное же общество уже полностью сидит на техническом прогрессе, на автоматике. И что же здесь должно быть основным богатством? По логике исторического развития им становится сам человек. Но поскольку он еще облачен в деньги, то естественно, этим богатством являются деньги. Стало быть «свободные по существу люди» еще не знают, кто они такие. Люди знали, что они должны освободиться от крепостнического рабства. Они знали, что должны освободиться от капиталистического рабства. Денежное же рабство их привело в замешательство. И они об этом просто еще не задумались.

Эти «свободные люди» не могут не выживать и не деградировать. Люди должны здесь потреблять или блага и знать, для чего его потребляют, или, потребляя их в виде «товаров», медленно само разрушаться, чтобы побыстрее исчезнуть с лица земли, на этой основе так и не постигнув сущности своего назначения и не открыв в себе людей, отличных от потребления, от общества, веками стоявшего над ними, от вещей — их творения. И это означает, что если здесь нет экономических законов, объективно регулирующих общественные отношения и над людьми стоят только деньги, то, это свидетельствует, что люди впервые уже должны жить «по человеческим законам». А для этого нужно формировать человека, как раз отделив его от этой вещи – денег как всеобщего богатства. И тогда они все организуют в соответствии с необходимостью развития каждого. Поэтому не только растет роль государства, права и т. д., но оно вообще становится над обществом и так же превращается из контролирующей силы в самодовлеющую, основанную на делании денег. И речь идет не о том, что они к этому не придут, а о том, что это является исторической необходимостью, и как быстро люди к этому придут, осознав сущность новой эпохи. Общество, ставшее технологическим, уже есть общество будущего, но только построенное на основе денег.

И насколько изобретателен ум человека и его способности в создании всех технических усовершенствований, сегодня же он настолько же оказался невежественным в отношении к самому себе и в потреблении этого блага, превратив его в самоцель в денежных отношениях. И теперь люди озабочены деланием денег. Ведь капитализм все время обременялся именно тем, что он должен был постоянно воспроизводить рабочую силу, и в то же время развивать производство, и этого противоречия он так и не смог разрешить. И для капитализма важно было производить, а не деньги делать. Основная масса населения здесь была занято трудом, и лишь незначительное число жило праздно. А техника человеку служит долго, не требуя вознаграждения. Человек лишь обслуживает технику и управляет ею как своей силой и развивает навыки и другие способности. Что же теперь должны делать люди, создавшие изобилие и обменивающиеся друг с другом своими «избытками»? Должны завершить свою историю, не сумея их разумно распределять между собой и не сумея превратить общественные силы в свои личные силы?

Между тем практика показывает, что в техническом прогрессе человек действительно развивает свои умственные способности и управляет силой природы как своей собственной силой. И если в обществе все создано так, то, очевидно, надо все организовать так, чтобы это имело отношение к каждому человеку, а не человеку вообще. И тогда мы, несомненно, окажемся в обществе свободно развитых людей. И суть состоит в том, чтобы организовать развитие человека, устранив делание денег. Вне этого люди просто развлекаются и забавляются, не зная, как использовать свободное время, которое образовалось в результате технического прогресса. И миллионы людей, предоставленные себе, просто делают деньги, чтобы так или иначе участвовать в распределении благ и его потреблении.

Если все это рассматривать применительно к нам, то нам не трудно будет убедиться, что на основе «рынка» мы никогда не сможем создать этот уровень техники на основе индивидуальных производителей. Стало быть, у нас вообще это «пространство развития человека» превращено просто в пространство «выживания». И нас просто стягивает «денежное рабство». При том положении, в каком малое и среднее предпринимательство составляет подавляющую силу, во всем постсоветском пространстве, напротив, уничтожили и ту техническую основу, которая была создано социализмом. Теперь их попросту заменили личными автомобилями и компьютерами, ввозимыми из-за границы. Они свидетельствуют лишь о запросах индивидов, и их рост показывает на необходимость индивидуального развития человека.

А заграничные товары стоимости не имеют, их ценами просто манипулируют отдельные люди, на этом делающие деньги. Они к нам отправляют только свои избытки, не нужные им. И если все разложилось по означенным нам причинам, то ясно, мы уже не сможем самостоятельно создать не только названный уровень технического развития, но и создавать достаточный уровень благосостояния людей, требуемый именно нашей эпохой. Для этого необходимо объединить людей и их силу организовать как производительную силу общества, которая уже никогда не будет создавать стоимости, а только самого человека как человека развивающегося. И если учесть, что современное общество самоликвидируется, формируя человека-потребителя, то через человека саморазвивающегося оно перейдет на новый уровень развития.

Суть именно в производительных силах, которые упали в результате распада общественного производства. Какую же производительную силу образуют индивидуальные производители, которых мы красиво называем «малым и средним бизнесом»? Не более как средневековую. И здесь люди просто манипулируют ценами, одни наживаются, а другие выживают. И все это не имеет никакого отношения к обществу. А люди просто оказались в одиночестве, тем самым утратив социальное мышление. И эти чисто индивидуальные отношения мы называем общественными. И здесь нет никакого порядка. Откуда же у нас вдруг появилось понятие «хаос», «беспорядок»? Ведь это только люди, предоставленные себе, которые живут, «как им заблагорассудится». И если этот порядок желают воспринять «вечным», «рас и навсегда данным», значит, мы еще даже не задумались.

В этом положении мы, напротив, обречены на то, чтобы остаться, хотя и на время, придатком развитых стран и поедать их «избытки». Мы и в этом положении сейчас находимся перед очень серьезной опасностью, угрожающей нам теперь не изнутри, а именно со стороны развитых стран. В том смысле, что если их расстраивает кризис, то это не может не отразиться и на нас именно в силу того, что мы связаны со всем миром и в первую очередь с этими странами и потребляем их «избытки», распределяя их между собой самыми различными способами.

Во всех развитых странах их внутренние противоречия, скрытые ранее от внешнего взгляда, теперь выливаются наружу и влияют на всю мировую экономику, — на многие отсталые и развивающиеся страны, ориентирующиеся главным образом на развитые страны. И здесь нельзя не задуматься, к каким последствиям приведет углубление мирового кризиса? Никто ведь не может гарантировать, что разрушающийся мировой капитализм и дальше может содержать нас ради получения наших природных ресурсов. Напротив, как раз они сегодня обесцениваются, и падают цены не только на минералы, но и на нефть. Да дело даже не в этом. Кризисы связаны не с нарушением ценообразования, а, напротив, ценообразование связано с кризисом. Ведь если история устремлена к осуществлению человека, а люди в сознании беспрерывно подгоняют эти стремления под товары и деньги, то мы имеем дело просто с бессознательным противодействием, в котором люди, привязанные к этим отношениям по своему сознанию, по потребности отталкиваются от них, даже понятие не имея, почему все происходит так. Ведь нельзя же измерять все потребностями миллионера, производящего автомашину или еще что-нибудь другое. Мы страдаем не от недостатка автомашины, а от их избытка. И задача состоит вовсе не в том, чтобы обеспечить автомашиной каждого человека. Это абсурд.

Сегодня в историю вовлекается каждый человек. И их бессознательные потребности натолкнулись на эти отношения, которые, напротив, их поработили.