Аарон Великолепный. Воспоминания о Карфагене

Алехандр Иванов 12
Эта история, помню, произошла еще до моего рождения. Да что там моего! Даже Христос родился на два века позже! Но ты же знаешь мою родню: она повсюду. Да.

Карфагеняне были воинственным и деловым народом. Они даже вырыли, нет, не залив Гольф де Тунис, всего лишь две гавани на побережье — одну на 220 военных кораблей, другую — для торговых. В те времена их флот был лучшим на всем Средиземном море! Кроме того, вокруг всего города они выстроили крепостную стену. Почти 7 оргий (12 м) в высоту и 193 стадии (37 км) в длину! Не Китайская стена, конечно, но тоже! Карфаген сделался неприступным с суши и моря.
Рим и Карфаген сначала не ссорились, даже воевали вместе против опасных общих врагов, но, как водится, не поделили зоны влияния. Еще бы! Сицилия – такой лакомый кусок!
И начались между ними Пунические войны. И холодные, и горячие, и с распитием спиртного между…

И хотя основали государство финикийские колонисты из города Тир, то есть европейцы, и государство было достаточно демократическим, даже иногда народное собрание собиралось во главе с Советом Старейшин, а назвали их коррумпированными афро-азиатами, что от части тоже верно.
Не везло Карфагенянам: проиграли они свою толи холодную, толи не холодную войну. И Первую, и Вторую. Даже великий Ганнибал не помог. Плакала у них Сицилия…
Потерял в результате Карфаген статус мощной державы, и все равно его существование не давало римлянам покоя. Так, один римский сенатор, говорят, пилот змея воздушного – врут, наверно, этот Марк Порций Катон Старший, непримиримый враг Карфагена, все свои речи (даже за столом) тупо заканчивал фразой: «Кроме того, я думаю, что Карфаген должен быть разрушен» (Ceterum censeo Carthaginem esse delendam).

Тем временем силы Рима существенно подросли, укрепилось его влияние. В войнах были побеждены Македония, Селевкидская империя, Югославская… (Хотя нет, Югославская – это я путаю, это потом), поставлен в зависимость Египет.
Однако Карфаген, даже лишившийся былого могущества, беспокоил своим экономическим восстановлением, создавал существенную конкуренцию римской торговле.
Римляне всемерно старались ослабить его. Такой хитрый мирный догов заключили,  что даже все свои споры карфагеняне должны были решать через суд Римского сената. А в это время сосед Карфагена, нумидийский царь Массинисса, союзник Рима, постоянно обвиняя Карфаген в агрессии, грабил пунийские территории.
Стал падать уровень жизни в Карфагене.
А Рим тем временем готовился к войне с Карфагеном, строил свои базы по периметру границ заклятого друга.

Пунийцы пытались предотвратить войну всеми силами, но римская армия уже отплыла в Африку.
Тогда Карфагенянские либералы казнили глав антиримской партии и направили в Рим посольство с их головами в подарок.
Римский Консул, не дурак, однако, потребовал сдать всё стратегическое вооружение, включая слонов, выдать 300 детей знатнейших граждан в качестве заложников и выпустить всех пленных.
Согласились Карфагенские правители, даже то, что Римляне не требовали, поломали.

Тогда Рим огласил главное условие: Карфаген должен быть разрушен, разделен на части, а все его жители должны выселиться в любое место пустыни, и жить там, но не ближе чем в 85 стадиях (16 км, 10 миль) от морского побережья. Это означало, конец всей промышленности, всей торговле. А как тогда жить?
Тут даже либералы возопили: грабят! разоряют! И Карфаген наконец стал готовиться к войне. С какими слезами вспоминали они своих боевых слонов, прекрасных юношей, отданных в рабство! Да и остальное уничтоженное оружие не помешало бы. Долго ругали жители предателей – западников, да не вернуть ничего!

Первый штурм был отбит с большими потерями для римлян, партизанские пунийские отряды тревожили римлян набегами. Даже, Массинисса не оказал Римлянам никакой поддержки – не хотел закрепления римлян в Африке.
Но были и новые штурмы… Когда город уже был почти захвачен, карфагенские патриоты и римские перебежчики, которые не могли рассчитывать на пощаду, укрепились в храме Эшмуна на высокой скале. Римляне стали морить их голодом. Видя, что спасения нет, осажденные подожгли храм, чтобы сгореть, но не сдаться врагу. Говорят, лишь Командующий Гасдрубал выбежал из храма, стал себе пощаду вымаливать. Тогда Иша, жена его, прокляла труса и кинулась в огонь вместе с детьми.

А Римляне развалили Карфаген, кого убили, кого продали в рабство.
Да не кончилась на этом история. Поняли Римляне, что поторопились, даже заново город построили, но не было уже силы былой, гордой, и захватили всю эту землю арабы, и сильно поспособствовали падению Римской Империи. А вот это уже действительно другая история.

К чему это всё?
Да так, вспомнилось не ко времени…