Двойники

Юрий Вигнер
Скрывающийся в норе («Нора» Кафки) несколько раз намекает, что он прячется от самого себя: «…может даже показаться, что я сам - враг и выслеживаю подходящую минуту, чтобы успешно вломиться в подземелье». Однако он не принимает эту мысль всерьез: для него такое предположение – всего лишь обман чувств и разума.

А вот «Эликсиры» Гофмана целиком и открыто построены на теме раздвоения, и там описывается сходная ситуация, в которой действительно происходит встреча «с самим собой»:

«Медард по обвинению в убийстве сидит в тюрьме. Под полом кто-то стучит, кричит, царапается. Кто-то хочет пробраться к нему. Медарду страшно, но он все же начинает вытаскивать камни из пола. «Находившийся внизу упорно пробивался вверх… и тут внезапно из глубины до пояса высунулся обнаженный мужчина и, точно привидение, уставился на меня с безумной усмешкой, с ужасным смехом. Яркий свет лампы упал на его лицо — я узнал самого себя и лишился чувств». Фрагментированные части «я» стремятся, таким образом, друг к другу, однако с враждебностью, страхом и ужасом».
––––Сафрански. «Гофман».