Методом Сократа

Василий Слынько
* * *
Давайте, задержим внимание на фразе "Люби лишь то, что... злит глупцов" из
стихотворения Владимира Владимировича Набокова (1899-1977) и попытаемся её
проанализировать. Но вначале вспомним фрагмент из 5-й главы Евангелия от Матфея:
=====================
<<Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.
А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите
ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца
вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и
посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас,
какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только
братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный>>.
=====================
* * *
Итак, что именно злит или может злить глупцов? Что такое глупец? Как его однозначно
идентифицировать? Можно ли быть мудрецом и специалистом сразу во всех сферах знания?
Другими словами, можно ли не быть глупцом? Что означает избирательная любовь и может
ли она быть неизбирательной, как в приведённом выше фрагменте? К слову, можно ли быть
совершенным, как Отец наш Небесный, и при этом не повторить судьбу Люцифера?
И, возвращаясь к основной теме: насколько велико различие между глупостью и
её антонимами – умом, здравым смыслом, мудростью и гениальностью?

Не являются ли глупость и мудрость различными оттенками непрерывного спектра
осведомлённости – большей или меньшей? Можно ли считать грудных младенцев глупцами
и, если да, то любить лишь то, что их злит? Что и когда злит младенцев? Если это голод
или боль в животике, то следует ли нам любить эти явления, следуя предложенному
правилу? Злятся ли мудрецы в те моменты, когда они обнаруживают свою
несостоятельность или более сильных соперников, рядом с которыми они выглядят
идиотами? Как относиться к тому, что злит мудрецов? Можно ли считать злящегося
мудреца мудрым?

Можно ли увязывать свою любовь исключительно с предметами злости глупцов? Нужно ли
постоянно сверять свои спонтанные проявления любви с неким перечнем причин их злости?
Не сужает ли это свободу выбора? Можно ли любить исключительно в указанных кем-то
пределах? Можно ли вообще указывать, что любить, а что ненавидеть или игнорировать?
До какого возраста такие указания являются благотворными? Может ли то, что одних
глупцов злит, радовать и веселить других? Как поступать в таких случаях?.. На каких
глупцов ориентироваться – самых глупых или самых мудрых? Нужно ли дожидаться злости
глупца, чтобы что-то полюбить? Как быть, если его злость не является постоянной и
чередуется с добротой?

"Люби лишь то, что... злит глупцов"

Видим, что эта красивая на первый взгляд фраза при внимательном рассмотрении
рассыпается в труху. То же происходит и со всей 1-й строфой, если приведённая
цитата покажется вырванной из контекста:

* * *
"Люби лишь то, что редкостно и мнимо,
что крадется окраинами сна,
что злит глупцов, что смердами казнимо,
как родине, будь вымыслу верна".

Базовые ценности – жизнь, семья, телесное и душевное здоровье, материальное
благополучие, отсутствие природных катаклизмов и войн, красоты малой родины и т.д. –
все они весьма обыденны и повсеместны; реальны и действительны; одинаково ценны
во сне и наяву; одинаково почитаются смердами и дворянами.

Что касается патриотической верности вымыслу, то здесь, видимо, имеется в виду его
противопоставление физической реальности, главной провинностью которой в глазах
идеалистов является её грубое нежелание следовать за их бесконечными прихотями.
Поэтому её так и называют: грубая реальность. В 1812-м мы тоже были не очень нежны
с французами, которых незабвенный Денис Васильевич громил рука об руку со смердами.

Внезапно вспомнив о том, что они по ходу дела были ещё и кормильцами своих господ,
я совсем другими глазами смотрю на эту строфу и стихотворение в целом. Мне до боли
знакома похожая ситуация, когда во имя узенького серпа эзотерики люди отвергают и
презирают полную луну обыденной реальности. Вывод:

* * *
Люби глупцов, стараясь их не злить.
Люби всё, что действительно и мнимо.
Не пробуй неделимое делить,
и может быть, жизнь не промчится мимо.

(2017)