Спасите наши души

Владимир Таёжник
   Посвящается  Прохору Исидоровичу Мошнину. 

                ****
Прослушать музыкальную драматическую поэму "Спасите наши души" можно здесь

https://www.youtube.com/watch?v=NsKWuDpH3Ew&t=118s
               
                ****
  Искренне благодарен:
- профессору Аристотелевского университета  Васильевой Г.Н.(Украина) - за   
  глубокие и неожиданные мысли по теме книги.
- композитору и певице Ирине Крайдер (Германия) - за эмоциональную оценку и   
  сотрудничество в написании арий.
- барону Эдварду Хёрнеру (Германия) - за глубокомысленную молчаливую поддержку.   
               
                *******
                СПАСИТЕ  НАШИ  ДУШИ
                роман-поэма
               
                *******
                год 1917
                Александровский дворец, Царское Село

Стакан хрустнул в руке и осколки стекла врезались в сжатые судорогой  пальцы. Император не почувствовал боли и не замечал выступившую кровь, которая сквозь побелевшие от напряжения пальцы капала на пол.
Он  отошёл от окна и подошёл к рабочему столу, оставляя за собой дорожку из капающей крови. На рабочем столе императора Николая Второго лежала карта Российской Империи.
Подойдя к столу, Николай почувствовал резкую боль в руке.  Он поднял руку,  раскрыл ладонь и с удивлением посмотрел на кровоточащие  порезы.
Император побледнел. Капли крови падали на карту России. Осколки окровавленного  стекла упали на карту и стук от падения осколков привёл его в чувство.
Император в ужасе смотрел на растекающуюся по России  кровь.
Он побледнел ещё больше.   Император понял, что предсказание Серафима Саровского о судьбе России и о его личной судьбе начинает сбываться.
                ***
Небесный театр, занавес мрачный
в этом театре нет больше любви
в зале мерцает взгляд чей-то алчный
у провидения руки в крови

Смертью поставлена странная пьеса
Боги играют в жестокие  страсти
звери выходят  из тёмного леса
жутко  взвывая в преддверие власти

Зрителей в зале уж нет, все на сцене
люди  примерили  маски богов
душу свою утопив в адской пене
им не узнать  покаяния слов

демон по сердцу прошёл сапогами
вера растоптана. Златом наград
сердце заходится, муки терзаний
будет расплата и реки страданий
мрачный рассвет и багровый закат
души измучены,  годы скитаний
занавес поднят. Да здравствует Ад!

Боги растеряны - мы не хотели
это театр  - мы просто играли
арию жизни мы спеть  не успели
в этот спектакль людей мы не звали
         ***
О Боги! -
снимите маски смерти, что застыли
печатью зла на ваших лицах
Вы заигрались, про людей забыли,
уж тьма грядёт, мрак возродится
Вы - разума великого создание
Я - философский камень на дороге
ведущей в центр мироздания
меня вам обойти не просто
здесь время остановит бег
я - ваш сакральный перекрёсток
я - Человек
моя бессмертная душа - сама любовь
любовью призываю прекратить игру
в которой смерть, живая льется кровь
безумство тьмы остановить к утру
          ***
Звёзды погасли , зла сыграны сцены
что ожидает мир после антракта?
вера, любовь и надежда -  нетленны,
вновь возродятся  в небесном театре.               
         
                ****
                год 1776
                Киево - Печерская лавра

Дарья была взволнована.  Взволнована и встревожена...и чуть-чуть счастлива. Она улыбалась. Только что она благословила паломника Прохора Мошнина, пришедшего пешком из Курска в Киево-Печерскую лавру. Благословила на подвиг спасения.
Прохор Мошнин, по указанию Дарьи,  должен принять послушание и постриг в мужском монастыре Саровская пустынь в Тамбовской губернии.

Вообще то никто не знает, что она Дарья. В лавре она монах Досифей и никто не догадывался, что она девушка.
Дарья вздохнула. Давно забытое и загнанное в самые глубины памяти прошлое неожиданно всколыхнулось. Этот паломник Прохор...как он похож на Дмитрия - юношу из её молодости.

Дарья происходила из дворянской семьи, но росла странным ребёнком. Детство она провела у бабушки Порфирии в Вознесенском монастыре. Шесть лет детства, проведенные в монастыре, сформировали её мировоззрение и привили христианские добродетели: послушание, любовь к ближнему, смирение. И когда родители забрали дочь из монастыря, Дарья не смогла принять дворянский образ жизни.

Вот только Дмитрий...Дмитрий вошёл в её душу и Дарья почувствовала зарождение любви. Пробудившееся чувство встревожило и напугало её.
В шестнадцать лет Дарья твёрдо решила посвятить свою жизнь служению Богу, а тут это странное чувство. А как же любовь к Богу? Разве можно разделить любовь?
Тогда Дарья ещё не понимала, что служение людям это тоже служение Богу.
 
Она не смогла найти душевного равновесия и ...сбежала из родительского дома  в поисках монастырского пристанища.
Годы монашеской жизни укрепили её дух и уверенность в правильности содеянного. Общение с императрицей Елизаветой, сам факт этой встречи - что может быть более весомым подтверждением истинности пути.
Вот только сны. Сны приходили неожиданно и в этих снах они всегда были вместе - Дарья и Дмитрий.

Ветка сирени, стукнулась в окно кельи и  вывела Дарью из задумчивого состояния. Пора подстричь сирень - уж больно разрослась.
Она  посмотрела в окно и  увидела берег Днепра , поросший камышом.
Правильность содеянного….
Тихий стон вырвался из груди Дарьи и растворился в облаках
            ***
Вновь плывут облака,
что несут они мне?
Да уже и не важно.
Приплывёт сдалека,
ну и пусть что во сне,
мой кораблик бумажный

Одиночества дождь
или грозы любви,
или капля разлуки.
Душу мне не тревожь,
ты меня   не зови
уж  закованы  руки.

Ты меня не ищи,
уплыву я сама
по волнам этих  снов,
где  шумят камыши
и сирень у  окна
где  прощают  любовь.
В парусах  из любви,
ну и пусть что одна,
для меня очень важно -
ты мой парус не рви,
не моя в том вина,
что  кораблик бумажный.

Уплыву я одна
из  горящих    оков
одиночества плена.
Виновата сама,
ты прости за любовь,
ты прости за  измену.

Ты меня не ищи,
я останусь  одна,
нет в душе больше слов...
Здесь  шумят камыши
и  сирень у окна,
здесь  прощают  любовь.
               
                *****               

                год 1824
                Саровский монастырь, лесная келья, день первый

- ...Вот посмотри, сын мой, - обратился Прохор к послушнику Серафиму, - посмотри сколь разнообразны цветы на лугу, сколь различны растения? А ты никогда не задумывался, почему если посеять семена ромашки, то вырастет именно ромашка…,а из семян васильков вырастают только васильки? Откуда семенам известно, как им расти?
- Ваше Преподобие, - Серафим на мгновение смутился, - Ваше Преподобие, но ведь это понятно - на всё воля Божья!
- эээ...сын мой, - Прохор улыбнулся, - понимаешь, Ваня, можно я буду называть тебя Ваней? Понимаешь Ваня, так отвечают люди, у которых нет знаний и которым лень получать эти знания, им просто лень думать. Сказал - на всё воля Божья, и не нужно ломать голову.

- Учитель, - улыбнулся в ответ Серафим, - можно, я буду называть Вас Учителем?
-  Можно сын мой, можно, - Прохор внутренне усмехнулся.
- Учитель, но если не воля Божья, то чья, чья Воля на то, что из одинаковых семян   вырастают одинаковые цветы? Действительно - откуда семя знает, каким ему   вырасти? Ведь на лугу, на одном и том же месте, из одной земли растут разные   растения. Они получают одинаковое питание из земли, но вырастают совершенно   не похожими друг на друга. Как это происходит, Учитель?

Прохор серьёзно посмотрел на послушника Серафима. Похоже, что парень действительно понял то, о чём он его спросил. Обычно люди даже не скрывают недоуменного взгляда после таких вопросов.

- Нет сын мой, дело не в том, чья воля. - это конечно важно и не так просто, как   кажется. Но сейчас я говорю о другом. Понимаешь, каждое семя в момент пробуждения жизни заявляет вселенной о себе. Как бы  говоря - " я ромашка" , или  "я подсолнух", я уже родился и что мне делать дальше?.  И тогда Вселенная посылает этому семени знания о том, что делать дальше. Каждому типу семени - свои знания.

- Учитель, значит и все звери и птицы получают необходимые знания? Но кто создал эти знания и как передаёт их? Разве не Господь?

- Ваня, не важно, как имя Создателя, можно называть его Богом, можно Творцом - не важно. Как и не важно, что собой представляет и как выглядит Творец. А важно то, что он создал Вселенную и заложил в неё все необходимые знания и возможность их передачи.

- Учитель, Вы не рассказали о живом мире
- Да Ваня, все жизненные формы нашей планеты получают необходимые знания сразу  в период зарождения.
- Учитель, а человек? Человек, какие знания получает? И почему внешне похожие люди  так отличаются в своих поступках? Почему одни добрые, а другие злые? Почему одни  добропорядочные, а другие преступники?

Прохор задумался. Он знал ответ на вопрос послушника, но не был уверен, можно ли послушнику  дать эти знания. Прохор решил ограничить уровень знаний и изложить их в более простом виде. Беда в том, что знания приводили к вопросам, ответы на которые не существуют.

- Ваня, - Прохор прошёлся по поляне, на которой находилась его келья, - Ваня, уже  смеркает, ты возвращайся в монастырь и приходи завтра.
 И мы продолжим нашу беседу.
- Хорошо Учитель, доброго Вам здравия.

Послушник Серафим шёл по  лесной тропинке  в монастырь, думая о сказанном Учителем.
                ***

Прохор остался один. Ему было грустно. Неожиданно он вспомнил Полину.
Они любили друг-друга, но произошло непоправимое - Полина погибла.
Прохор не знал, как жить дальше…, да и не хотел. Любовь к Полине заполняла всю его душу и он уже не мог жить как прежде. И тогда Прохор начал искать знания о жизни и смерти, об иных мирах, о Вечности и Бессмертии. И лишь перечитав множество научных и религиозных книг, Прохор понял - не всё потеряно. Он чувствовал душу Полины, но  не мог найти этому объяснения, однако  знал - она рядом и будет рядом до тех пор, пока в его сердце живёт любовь. У него была тайная  мечта - быть вместе с Полиной в других мирах.
Знания, полученные в течение всей жизни, подтверждали  - это реально, реально встретить Полину. 
Вот тогда Прохор и принял решение уйти в монастырь.
                ***
Вот и пришли наши первые  грозы.
И унесли счастья  горькие слёзы.
Их  не  вернуть,
ночь  не будет как прежде,
больно  вдохнуть
терпкий  воздух надежды.
Слёзы любви,
привкус синего  моря,
слёзы  любви,
эта сладкая горечь.
Горечь травы,
что любовью примята,
горечь молвы
за счастье   расплата.       

Я обниму тебя  душой,
душой и буду я с тобой
и растворюсь в пыли  дорог,
и не   вернусь  однажды   на  закате.
Счета любви оплачены  мечтой!
 
Ты преступи мечты порог
и трепетно душа восплачет,
и возликует в одночасье,
и музыка души твоей
исходит счастьем.
Ах эта музыка страстей,
что наши души единила
и серебром  любви ключей
судьба коварно поманила.

Я обниму тебя  душой
и растворюсь в пыли  дорог,
ты преступи мечты порог
и я вернусь...
И я вернусь  морской волной,
вернусь любовью без ответа,
вернусь несбывшейся  мечтой
и заблудившимся рассветом
Я обниму тебя душой!

                ***

                год 1824
               Саровский монастырь, лесная келья, день второй

- Доброе утро Учитель, - звонкий голос послушника нарушил лесную гармонию,- я пришёл, как мы договаривались, я готов слушать Вас всю жизнь, Учитель.
- Доброе утро Ваня, - Прохор усмехнулся, - к чему эти реверансы, раз я обещал поделиться знаниями, значит так и будет. Вот возьми в келье кувшин  с отваром и две кружки - попробуешь моих трав.

- Слушай внимательно Ваня и запоминай. Если что не поймёшь - домыслишь потом,  на то тебе и голова дана...не только чтобы отвар пить.
- Ой, Учитель, я и не заметил что весь отвар выпил - уж больно хорош.

- Итак Ваня - что есть человек? Человек это то же семя, более сложное чем у  растительных и животных форм жизни, но тоже семя.
- Учитель, если человек - это семя,  то значит из этого семени должно что-то вырасти.  Что должно вырасти из  человека?  Как-то необычно всё  это.

- А вырастает из этого семени, Ваня, - душа. Только этот процесс сложнее, чем у   других форм жизни. Каждый человек получает из Вселенной знания,на основании   которых растёт и развивается его душа. Вот только узнавание  каждого человека  определяется не так, как для других форм жизни.

- Учитель, Вы хотите сказать, что если из всех семян ромашек вырастут только  ромашки…,то для людей это не так?
-  Да  Ваня, всю свою жизнь семя по имени человек даёт Вселенной знания, на  основании которых, Вселенная даёт...не  человеку, а душе…, его душе,  другие  знания - как развиваться дальше.  Жизнь человека собственно и предназначена  для взращивания души. Вот, как мы  сеем зёрна чтобы вырастить пшеницу, так и Творец "посеял" человеков чтобы  взрастить души.
 Душа, Ваня, более совершенная и более высокая форма жизни, чем то, что в миру .принято называть человеком.
Прохор посмотрел на пустой кувшин и попросил послушника принести ещё травяного отвара.

...Душа.
 Много лет назад Прохор отказался от мирских благ, от телесных услад и выбрал духовный путь. Но тогда он ещё не понимал, что душу нужно не только взращивать, но беречь и радовать. Беречь - важнее.
              ***
В моей ладошке три синицы -
Надежда, вера и любовь.
Моей судьбы  три вольных  птицы
Души   единственный  покров.
Как  дар  божественной десницы,
Я согреваю их   мечтою!
Один  на жизненном краю   
Своей   израненной  душою
Я их спасаю и  храню!
Всего   себя им  отдаю!

А  жизнь сверкает где то рядом,
Прелестным образом  маня,
И завораживает  взглядом,
Сгорая в  пламени огня.
И в том огне   журавль   снится,
С ним в небеса судьба  умчится.
И в огненной той колеснице,
Душа  любовью опалится!
Но вольных  птиц благая   тень -
Глоток воды на судный день!

В моей ладошке три синицы -
Надежда, вера и любовь!
Моей судьбы  три вольных  птицы,
Души   единственный  покров.
Как  дар  божественной десницы,
Я согреваю их   мечтою!
Пред небесами я стою
Своей   израненной  душою.
Я их спасаю и храню,
Всего  себя им  отдаю.
Всего  себя им отдаю,
Надеюсь, верю и люблю.
                ***

- Учитель, Учитель, радостно закричал послушник, поставив кувшин с отваром на пень,- кажется я понимаю, о чём Вы говорите. Только не пейте пока отвар, он холодный, подождите, пока нагреется на солнышке!
- Как холодный, почему холодный, быть такого не может, - в глазах Прохора разлилось веселие, - а ну дай - ка сюда кувшин.
Взяв у послушника кувшин и подержав его в руках, Прохор  глянул на послушника:

- Да он горячий Ваня, просто кипяток, как ты мог не почувствовать? Ты часом не приболел, Ваня?, - глаза Прохора искрились весельем.
- Учитель, Вы подсмеиваетесь надо мной, кувшин очень холодный, очень...ой,- вскрикнул послушник и застыл от изумления,- да он действительно горячий, как такое может быть?
- Э хе хе, всё может быть Ваня,- Прохор  посмотрел  на причудливые облака, - "Мой юный друг, есть много тайных знаний, мужам науки не пришедшие во снах", -задумчиво  произнёс Прохор и перевёл взгляд на ученика, - сие  мудрые слова принадлежат  Вильяму Шекспиру.
Ваня, ты почитай Шекспира, почитай, в его пьесах есть всё - и страсть, и любовь, и ненависть, и мудрость, и знания.

Лицо Прохора вновь стало серьёзным.

- Понимаешь Ваня, то, что передаст Вселенная душе человека для её развития,  зависит от поступков самого человека.
 Только поступки человека определяют, что получит его душа,  как она будет   развиваться и какие возможности получит. Души они ведь  разные. Не зря говорят - великая душа, светлая душа, подлая душа.
Хотя Ваня и здесь не всё так просто - на самом деле подлых душ нет! Душа всегда светлая, вот только возможности у душ разные.

Прохор задумался. Наверное на этом нужно остановиться, не стоит рассказывать послушнику Законы Творца - рано для него.
                ******

               
- Всё Ваня, на сегодня хватит. Но знай - не только поступки человека, но и мысли его   влияют на сияние души.  Мысли даже более значимы.  Ты  Ваня пока не думай об этом, просто знай - наши мысли в этом мире влияют на  возможности  нашей души в  мире ином.. Придёт время и я расскажу тебе, почему и как это происходит.

- Благодарю Вас, Ваше Преподобие, - послушник поклонился. Благодарю за знания. Учитель.
                ***

После ухода ученика к Прохору опять вернулась грусть. Образ Полины стоял перед глазами.
Прохор установил мольберт и достал из ящика кисти и краски. Занятие живописью уводило его в мир красоты и успокаивало душу. В молодости он столярничал, ему нравилось работать с деревом, , но здесь не было такой возможности. А вот рисовать Прохор пристрастился.

Но на этот раз случилось нечто необычное, нечто удивительное и трепетное. Прохор хотел нарисовать восход солнца, но неожиданно краски смешались и растеклись по холсту...и сквозь краски проявился лик, который он хранил в памяти всю жизнь - лик Полины.
               
                ***
Я кисти положу на старенький  мольберт,
и своей  болью,  вместо серых  дней
я нарисую жизнь, в которой только свет,
в которой нет теней...
Но  как рука  дрожит.

Всю ночь пишу картину  болью и тоской.
Распахнутые окна,  к рассвету бьют часы...
Прохладой потянуло, прибрежною волной
и на холсте возникла  вдруг капелька росы,
по холсту растеклась и с красками смешалась
вобрав  в себя  всю мою  боль.
Исчезли тени и картина засияла!
Из утренней росы пришла  любовь
и та, которая вcю жизнь хранила.

Сквозь краски проявился лик твой  милый.

Я кисти положу на старенький мольберт
я этот лик когда то не сберёг.
Но  вновь со мною он. 
 Не страшна теперь мне смерть.
Твой лик - знак   вечности   дорог,
прощения  тихий стон.
Вернись  любовь!
Жизнь есть любовь!
Я кисти положу на старенький мольберт,
своей любовью  нарисую жизнь.
Я нарисую жизнь......

Грусть ушла, возникло состояние нежной радости. Прохор сложил мольберт, убрал кисти и вышел на лесную опушку - встречать рассвет. Ему крайне необходимо было приобщиться к свету восходящего солнца, услышать первое пение птиц и увидеть нежную красоту утреннего тумана.
Так Прохор готовился к знаковому событию в своей жизни - встрече с императором России  Александром Павловичем Романовым.

                ***
                год 1824
            Новый Царскосельский (Александровский) дворец, Царское Село

Мысли...мысли ...сколько лет прошло, а не отпускают. Ему часто снится та страшная ночь 12 марта 1801 года, когда граф Пален в Михайловском дворце сообщил Александру об убийстве его отца - императора Павла. А ведь Александр знал о заговоре, знал но не предотвратил.
Император прохаживался по залу...взад-вперёд...взад-вперёд...наконец он остановился возле окна. Александр любил стоять возле этого окна и смотреть вдаль.
Просто стоять и просто смотреть...а ещё мыслить. И  всё чаще ему приходили мысли отречься от престола.
По совету князя Голицына Александр проявил глубокий интерес к христианству.
Он внимательно перечитывал Библию, особенно страницы Апокалипсиса. Александр пытался найти ответ на мучающий его всю жизнь вопрос - почему он даже не попытался спасти отца.
Смятение души только усиливалось с годами. Но посоветоваться или просто поделиться своей болью было не с кем. Даже людям, которым он доверял полностью и которые действительно являлись ему опорой - Аракчееву и  Сперанскому, Александр не мог доверить эти сокровенный мысли. Сочтут за слабость.

Александр отошёл от окна и остановился напротив портрета его бабушки  - императрицы Екатерины. Какая сильная, какая умная, какая великая женщина.
Именно своей бабушке Александр обязан превосходным воспитанием и образованием.

В детстве ему было смешно читать составленное Екатериной "Наставление о сохранении здоровья царственных питомцев". Но с годами он понял мудрость правил того наставления.
Александр усмехнулся - как там сказано :  "буде окажут несправедливость или обман, тогда следует лишить их им принадлежащего, чтобы они почувствовали, какова несправедливость"...или вот это - "Стараться при всех случаях вселять в детях человеколюбие и даже сострадание ко всякой твари...".
Ребёнком он не понимал, почему его кормят самой простой пищей да и ту ограничивают. Он внутренне возмущался словами из наставления: "..чтоб не кушали, когда сыты и не пили, не имея жажды..". 
И только повзрослев, став императором, Александр оценил глубокий смысл  слов : "..буде кушать захотят между обедом и ужином, давать им кусок хлеба".

Нет, больше с этим жить невозможно - его сожгут собственные мысли, комплекс вины перед отцом, но только не проходящий, но даже усиливающийся.
                ***
И Александр решил обратиться за советом к духовному человеку.  Нет, не к величественным епископам, погрязшим в собственном величии, а именно к человеку, признанному людьми за его деяния в служении Богу.
Возможно общение с таковым  поможет найти ответы на мучающие его вопросы. Он был наслышан о деяниях иеромонаха Серафима из Саровского монастыря.

Александр опять подошёл к окну.
Странная штука жизнь. Он, император, прославившийся многочисленными деяниями и победами в войнах, разгромивший Наполеона, присоединивший к России земли Финляндии, герцогства Варшавского, Бессарабии, Грузии...он, организатор и руководитель Священного Союза ...обращается за поддержкой к простому монаху.

Александр вспомнил, как после бала в честь победы над Наполеоном, ему стало нехорошо от выпитого шампанского и он затворился в своём кабинете. Он сидел и смутно размышлял над странностью в поступках людей. Вот Аракчеев...почему он отказался от присвоенного ему звания фельдмаршала...а ранее отказался от Ордена Андрея Первозванного? Александр не понимал Михаила, но принял его решение в знак уважения.
Так, в этих неясных мыслях, шло время, голова слегка кружилась от выпитого...и вдруг Александр услышал голос, казалось идущий изнутри. Тихий спокойный голос, напоминающий голос учителя, с нотками некоторого сожаления рассказывал ему, императору, о значении любви, о добре и зле, о совести и морали...о душе.
Тогда Александр, находящийся в состоянии легкого опьянения, не нашёл ничего лучшего, чем вступить с этим голосом в спор.
Последнее, что он услышал, странные слова, врезавшиеся в память :
"Сияние пути благостнее величия цели, ибо   цель  есть иллюзия...за каждой целью возникает следующая цель....а путь это и есть жизнь"
Тогда Александр списал эту ситуацию на влияние шампанского, но иногда в памяти всплывали фрагменты этого сюрреального диалога.

Вот и сейчас, спустя годы, он мысленно вернулся к тому разговору, в очередной раз пытаясь найти нужные слова и аргументы.
           ***
Тихо  играет музыка мыслей
Мною  забыты ноты любви
музыка тает,  душу чуть слышно    
всё позабыто,
сердце разбито,
ты  не  зови

Я вспоминаю спор со Всевышним
как отражение божественных слов       
тихо   играют и кружатся   мысли
рушится вера,  сгорает  любовь

Это сгорают нежности ноты
чувства сгорают в жизни  кострах
видно не понял   важное  что-то
иль не нашёл
душу свою
в  этих словах

Я вспоминаю спор со  Всевышним
жизнь это счастья серебряный век
нежно  играет   музыка  мыслей,
забытых  мелодий падает снег

Светлой печалью  исполнится  небо
музыкой белой  покрыта земля
где-то  играет божественным снегом
песня   любви,
сердце маня,
душу храня

                ***
Сияние пути...сияние пути...эти слова звучали в его душе много лет и взамен непонимания и даже отторжения их, пришло прозрение. Александр понял - пришло время изменить путь, по которому он идёт. Он начнёт новую жизнь, жизнь человека мыслящего, в основе которой лежат не устремления плоти,  а стяжание духовности. Как мудро сказано в Писании -. всяк, иже не собирает со Мною, тот расточает.
Только сейчас Александр понял всю глубину этих слов. Действительно, имея всё, он не имеет ничего.
Вот об этом Александр и хочет поговорить с иеромонахом Серафимом.
Ему необходимо услышать мнение этого удивительного отшельника и, если это возможно, получить тайное благословение.
Император Александр, сам того не ведая, стал на путь отшельничества.

Одинокая ворона, кружащая в небе, неожиданно каркнула и улетела.
Император очнулся от мыслей и воспоминаний.
Завтра он выезжает в Тамбовскую губернию,  в  Саровский монастырь.

                ***
                год 1824
               Саровский монастырь, лесная келья, день третий

Прохор наблюдал за человеком, идущим по лесной тропинке к его келье. Тропинка витеевато струилась между деревьями, поэтому идущий человек оказывался то ближе, то дальше от кельи. Это позволяло Прохору рассмотреть нового гостя, хотя даже одного взгляда было достаточно, чтобы понять - к нему идёт император России Александр Павлович Романов.
 Идёт один, без охраны и сопровождающих.- это внушало уважение. Вскоре император приблизился настолько, что Прохор мог рассмотреть его - стройный, физически крепкий мужчина средних лет. Необычное лицо. Прохор видел такие лица на портретах европейцев.

Прохор вышел навстречу императору и хотел приветствовать его, но Александр опередил:
-  Доброго Вам здравия, отец Серафим, гостя примите?
-  Всемилостивейший Государь,- Прохор спокойно и ясно смотрел в глаза императора,- рад встретить Вас в своей скромной обители.

Прохор провел гостя к своей лесной келье и предложил расположиться для общения на поляне, возле кострища.
- Располагайтесь на этом пне, Всемилостивейший Государь. Чем вызвана такая честь, оказанная Вами мне,  монаху-отшельнику?
- Отец Серафим,- император присел на пень и дружелюбно посмотрел на монаха, - здесь кроме нас никого нет, предлагаю  нормальный человеческий уровень общения, без официальных обращений.
- Постараюсь, Александр Павлович,- Серафим улыбнулся, но глаза оставались серьёзными,
- Отец Серафим, я хочу услышать Ваше мнение и, может быть, совет. У меня   много лет тревога на душе и я не знаю, что мне с этим делать....

Прохор поднялся с лавки и задумчиво посмотрел в небо. Многолетние духовные практики позволяли ему чувствовать состояние души императора,  искренность его намерений. Прохор  затруднялся с ответом. Он увидел истинную цель приезда императора. Тревожно всё, нужно подобрать правильные слова - ведь речь идёт о смене власти в России. Возможно именно от того, что сейчас скажет Прохор, зависит будущее России. Он не знал, с чего начать.

               
Но император сам пришёл ему на помощь
- Отец Серафим,- император тоже встал,- Отец Серафим, я вот смотрю на ваши чётки - это ведь не христианские чётки?

Налетевший  порыв ветра качнул качели, обустроенные  между двумя берёзами и легкий скрип вернул Прохора в реальность.
Император с удивлением посмотрел на качели. Такие  качели - простая дощечка на двух веревочках,  были в его детстве. Ребёнком он  любил тайком уединится в саду и просто покачиваться, забыв обо всём. Но здесь, откуда здесь качели, у отшельника? Неужели отец Серафим позволяет себе просто кататься на качелях?

Прохор заметил  удивлённый взгляд императора.

- Да, Александр Павлович, да, вот соорудил качели. Знаете, в спокойный теплый день удивительно хорошо покачиваться и созерцать окружающий мир. Да Вы попробуйте, Александр Павлович, память о детстве чуток успокоит Вашу душу.

Император озадачено посмотрел на отца Серафима, потом слегка усмехнулся, подошёл к качели и качнул её. Не ожидал он, что отшельник, совершивший подвиг столпничества, может позволить себе эдакое  баловство. Хотя...а почему нет?
Император устроился на качели и слегка покачиваясь, повторил свой вопрос:

- Отец Серафим, что это у Вас за чётки такие интересные?
- Эти чётки называются лестовка и предназначены для счёта молитв и поклонов.
  Александр Павлович, это такие же христианские четки, как и традиционные.   Православная церковь называет их старообрядческими.

- Отец Серафим, а в чём разница между каноническим православием и его   ответвлениями?

- Разные бывают ответвления, Александр Павлович. Если говорить о   старообрядчестве или родноверии, то, скажу крамольную мысль - разницы   никакой нет. Но для того, чтобы понять это, необходимо действительно понять   сущность христианства как учения, а не как одного из рычагов государственного   управления, коим сегодня является наша церковь.

Император задумался. Он понял намёк Отца Серафима - после упразднения патриаршества и создания взамен ему Священного Синода, церковь действительно полностью управлялась государством.
Александр получил блестящее образование и общался с духовными лицами самого высокого ранга. Он считал, что знает о христианстве всё...но интересно, что скажет этот необычный монах. Император кивнул в знак понимания и готовности слушать дальше.

- Всемилостивейший Государь,- обратился Прохор к императору,  сознавая важность того, что он сейчас расскажет, - рассматривая христианство как учение, можно сие учение разделить на две части, равнозначные и равновеликие.
Первая часть -  учение о мироздании. Сюда  входят знания о происхождении и устройстве вселенной , о происхождении и о взаимодействии многообразия  жизни во вселенной, о сущности разума.
Вторая часть - учение о человеке и о человечестве. Сие  наиболее важная и сложная часть христианского учения - учение о душе.

- Отец Серафим, мне думается, что христианское учение о мироздании давно не актуально в связи с открытиями в физике, химии, астрономии. Мне оно кажется несколько отвлеченным, скорее романтическим, чем научным.

- Дело в том, Всемилостивейший Государь, что на самом деле мало кто действительно знаком с христианским учением о мироздании. То, что сказано в Библии - сказано  для простых людей. Представьте, какой уровень знаний  был у большинства людей в период написания Библии. Поэтому в Библии изложены лишь начала  учения о мироздании. Крайне важно было, чтобы люди поняли те знания, которые им дают.
Вот в первом  классе школы детям рассказывают о числах, о натуральных числах. И только тогда, когда дети усвоят четыре арифметических действия, им говорят - а есть ещё числа отрицательные. И так постепенно детям дают знания - от простого к сложному.
Потому что, если начать с математики Ньютона и Лейбница - никто ничего не поймёт. Вот так и христианское учение о мироздании - в Библии только фундамент  учения, а само здание каждый должен построить сам.

- ну хорошо, отец Серафим, допустим, что это так, но почему тогда столь много ответвлений от православия, причём антагонистических, враждующих ответвлений?
- а здесь ничего нового, Александр Павлович,- ничего нового  Сегодня церковь подвержена тем же пагубным веяниям, что и сама держава - борьба за власть и стяжание имущество. .  К сожалению, церковь не исключение. Поэтому всё, что мешает удержать власть, подвергается гонениям и, по возможности, уничтожается. Люди они везде люди, вне зависимости от того, в какую одежду они облачены - смокинг, ряса или свитер.
Но определяющее - борьба за власть.
               
                ****

Борьба за власть, борьба за власть...как это знакомо. Император был морально потрясен, когда ознакомился с реальной историей правления Романовых. Дворцовыми  переворотами  с убийством царей, князей, графов пронизана вся истрия династии Романовых. Вот и его отец, император Павел Петрович....да, прав монах, прав...борьба за власть.

Неожиданно в лесном озере заквакали лягушки и эти гомонливые звуки сняли возникшую напряжённость в беседе.
Император улыбнулся - давно он не слышал лягушек, а ведь как красиво звучит этот природный хор.
- И всё таки, Отец Серафим, а в чём разница между различными направлениями христианства...если таковая вообще есть?

- Принципиальной  разницы нет. На самом деле не важно, кто как крестится, какие молитвы читает, какие праздники чествует. Как и не важно имя бога. Более того, вовсе не имеет значение, бог Иисус Христос либо обычный человек. Важно другое - само учение, которое Христос дал людям. Важны нравственные принципы этого учения. Есть некоторые отличия в системе преподнесения  самого учения, но ведь смысл учения от этого не меняется.

  ***
Учение о душе...жаль, люди не хотят вникнуть в его суть. Им ближе и понятнее материальные законы.
А зря.
Прохор прошёлся к лесному озеру. В  озере отражалось небо и  плывущие . облака. Удивительно красивое зрелище. Сколько раз они  с Полиной глядели на такое вот озеро с отражающимся небом.
Однажды Полина высказала странную мысль -  не небо отражается в озере, а озеро отражается в небе,
Полина вообще считала, что весь мир это иллюзия, созданная нашим разумом.
Память о Полине всколыхнуло душу.
Прохор на всю жизнь запомнил любимый романс Полины - старинный романс "Ах как призрачны красные вишни". Иногда Полина брала гитару и пела этот удивительный, одновременно нежный и тревожный романс.
             ***
Ах как призрачны  красные вишни
За  промерзшим  зимним стеклом
Я душою стою пред  Всевышним
Но  судьба   околдована    Злом

Лишь  колышутся  ветви  рябины
И  заснежена гроздьями кровь   
И судьбою  смертельно  ранима
Одиноко  сгорает  любовь

 В небесах одиночества холод
 И обуглятся в сердце слова
 И судьбы божественный молот
 И опавшая  жизни листва

Только память судьбе не подвластна
Крик  души  невозможно забыть
Эхо прошлого - образ прекрасный
Мир, в котором так хочется жить

Лишь  колышутся  ветви  рябины
И  заснежена гроздьями кровь   
В этом пламени   зимней  картины
Догорает  земная  любовь

Нет прощения веру забывшим
И  багряные  листья  заката   
Я одна стою пред Всевышним
И судьбы громовые раскаты

Лики прошлого в белых одеждах
Из осколков разбитого счастья
Воскресает любовь и надежда
Воскресает  божественной властью

И  колышутся  ветви чуть слышно
И  рябина поёт мне о том
Ах как призрачны  красные вишни
За  промерзшим  зимним стеклом

                ***

Прохор потрогал висевшие на шее чётки.

-  Александр Павлович, Вы не задумывались, для чего нужны чётки, для чего нужно считать молитвы и поклоны?

- ...ммм..думаю, не для украшения, наверное они являются частью..частью молитвенного деяния?
- Вы правы, Александр Павлович, чётки действительно часть молитвенного действа. А нужны они  для того, чтобы глубже войти в  молитву. Считая поклоны и молитвы, человек, как бы отрешается от окружающего мира.

Лягушки так же дружно, как начали, так же дружно и  прекратили свой хор. И только шелест листьев на деревьях подчеркивал красоту лесной тишины.

Прохор понимал, что визит императора обусловлен не возможностью беседы с ним, с простым монахом.   Но, император никак не решится изложить то, ради чего он приехал.
Остаётся ждать и продолжать общение.

Прохор решил несколько изменить направление беседы.

                ***

- Александр Павлович, я знаю, что постоянно делаются попытки опорочить православие, очернить и даже уничтожить его. Я не буду сейчас доказывать истинность православия, я хочу сказать о другом.
Православие  занимает тысячу лет нашей истории...истории, в которой было всё - и счастье и горе, и мир и война, и любовь и разлука....всё было...Православие - это часть российской истории, а относиться к истории нужно уважительно....Не со стороны понятий Добра и Зла...а как к данности. А зло в нашу жизнь несём мы сами, вне зависимости от религии.

Валежник похрустывал под ногами императора. Он никак не мог решиться перейти к главному вопросу, ради которого он и приехал сюда. Но и беседа его увлекла.
Отец Серафим говорил вроде бы известные вещи, ничего нового...но почему то его  слова звучат как-то особенно, в них чувствуется уверенность человека, постигшего то, что недоступно многим.  Откуда отшельник может иметь такие суждения?

- Отец Серафим, я слышал о Вашем подвиге стопничества. Признаться, я консультировался с  митрополитом Московским Филаретом, но ничего конкретного не услышал, кроме общих, размытых в своей величественности слов. Отец Серафим, а в чём смысл отшельничества и столпничества?

Прохор усмехнулся. Он догадывался, что мог сказать Филарет - действительно ничего, кроме общих фраз. Чтобы ответить, нужно не только самому через это пройти - нужно самому к этому прийти.

- С отшельничеством всё просто. Что бы там не говорили церковные теоретики и духовные чиновники, всё очень просто. Отшельничество человека не только верующего, но и думающего, стремящегося постичь мироздание - это почти всегда стремление ограничить себя от ненужного, пустого общения, от глупости и невежества  людей.
Со столпничеством сложнее. Я говорил Вам, Александр Павлович, что христианское учение - это действительно учение о мироздании. Начала  учения  изложены в Библии. И для тех, кто успешно освоил азы христианства и имеет стремление получить более глубокие знания, для тех Библия указывает путь, по которому нужно идти.

                ***

Прохор достал из кельи  украшенный резьбой посох  и постучал по стволу берёзы.
Сразу же неизвестно откуда на нижней ветки берёзы появилась белка и выжидательно глянула на Прохора. Он достал горсть лесных орехов и положил в кормушку, закрепленную на дереве. Кушай Глашка, кушай- ласково сказал Прохор белке.

- Понимаете, Александр Павлович, побуждение  столпничества у каждого разное. То, что я сейчас скажу, несколько  необычно, но именно этот путь я нашёл, изучая православие как систему знаний о мироздании.
Внешне всё выглядит просто - человек стоит на гранитном камне в уединённом месте. Стоит долго, иногда годами, иногда с перерывами.
- Отец Серафим, а собственно, какова цель стояния и почему на граните.

-  Почему гранит? Гранит не простой камень, ведь, в переводе с латинского  гранит означает зерно. Это живой камень, он снимает усталость и нервозность    мыслей.
   Но самое главное - именно гранит  способен накапливать    знания.
   Александр Павлович, я не знаю, как это происходит,  но гранит способен не   только хранить   знания, но и обмениваться ими.
   Когда долго стоишь на гранитном камне, в уединенном месте при полном уходе   в себя, то иногда наступает удивительное состояние.  По телу бегут  мурашки и   ниоткуда появляются новые знания, сопровождаемые странными картинами.
   Это происходит не часто, требуется очень глубокий уход в себя, да и то не   всегда получается. Именно поэтому стоять приходится долго. Чем больше    стоишь - тем больше можно получить знаний. А можно и не получить..
   
- удивительные вещи Вы рассказываете, Отец Серафим. А что это за знания?

- разные знания возникают, Александр Павлович. Иногда это видения, картины,   похожие на   географические карты, иногда  отдельные слова или целые   предложения, иногда   математические формулы. Бывает и голос звучит.
  Эти знания трудно усваиваются и почти не запоминаются. Нужно время, чтобы  их осмыслить. Вот для этого и служит  гранитный камень. Если прервать стояние   на камне и сойти с него - то многое забывается. Но когда опять подойдёшь к     камню, то знания восстанавливаются.
 Церковь называет столпничество подвигом. Только нет в этом никакого подвига,  Александр Павлович. Просто возможность получить знания. Столпничество - волеизъявление свободного человека, это его решение, как распорядиться своей жизнью. Одни  выбирают развлечения и балы, , другие собирают знания.

Император удивленно посмотрел по сторонам - тени от деревьев переместились, так быстро пролетело время...Он не планировал задерживаться на долго у Отца Серафима, но ещё не решен главный вопрос......

                ****

- И всё таки, Отец Серафим, что есть такого в христианской религии, чего нет в   других религиях, к примеру, в исламе или буддизме? И сколь значительны различия между этими религиями?

- Александр Павлович, я всё таки буду говорить не о религии, а об учении. Я   попытаюсь изложить Вам своё понимание мироздания.
  Наш мир, наша вселенная представляет собой нравственную сущность...именно    этим и обусловлен такой феномен, как жизнь.
  Важно понять -  наша вселенная  сущность  нравственная!

- Любопытно, крайне любопытно, Отец Серафим. А в чём, собственно,     заключается эта нравственность?

 - Нравственность Вселенной заключается в вечности  всех многообразий  жизни.  Все    проявления  жизни вечны и неуничтожимы. Бессмертие - частное следствие    нравственности вселенной.

-  Отец Серафим, будьте любезны,  разъясните подробнее

-  Всё просто, Александр Павлович, нравственность мироздания заключается в   том, что все живые сущности вправе     устанавливать с другими живыми    сущностями любые формы    взаимоотношений...но с учетом того, что все они    вечны и неуничтожимы, перед      ними встаёт вопрос о целесообразности    некоторых отношений, таких как   агрессия или   война.

Прохор прошёлся по поляне, ему было необходимо сформулировать крайне важные мысли, сформулировать сжато и одновременно ёмко.

- Различий между этими учениями, между христианством, исламом и буддизмом, нет никаких, если рассматривать именно учения о мироздании. Более того, все, без исключения все религиозные учения - истинны. Ибо человеческому разуму не дано придумать нечто такое, чего не может быть в реальности.

Император, в который уже раз, с удивлением слушал Отца Серафима.

- Я понимаю,- улыбнулся Прохор,- в высших кругах духовенства мои слова прозвучали бы как еретические, но вот посмотрите на эту поляну, Александр Павлович, Вот берёзы, а вот осины, а вот моя келья, за березами виднеется озеро, а вот тропинка, идущая в монастырь. А теперь представьте, что несколько художников расположились на поляне рисовать картины. Один нарисует берёзки, другой - озеро, третий - осинник, кто-то нарисует тропинку, а кто-то нарисует другого художника. Все картины будут разными, но все эти картины показывают реальный мир, вне зависимости ни от мастерства художника, ни от подбора красок. Так и учения о мироздании - в основе любого, абсолютно любого учения лежит частица истины, ибо мир един в своих различных проявлениях.

Смеркалось. Император решил перейти  к цели своего приезда.

- Отец Серафим, можно ли, зная  принцип нравственности мира, то есть фактического бессмертия личности, сделать вывод о том, что каждый человек вправе сам выбирать свой жизненный путь и это мало отразится на судьбах других людей?

Прохор внимательно выслушал вопрос императора. Он увидел логическую неуверенность  вывода, сделанного императором, но Прохор понимал, что иногда правильный результат получается и из неверных предпосылок.
Да и ждал император ответ совсем на другой вопрос. Прохор давно понял, что ожидает от него Александр Павлович.

- Александр Павлович, несомненно, каждый человек вправе выбрать путь, по  которому он решил следовать.

 Голос Прохора зазвучал твёрдо и ясно.

- Истинная свобода - это возможность выбора пути.  Сияние пути благостнее величия цели, ибо   цель есть иллюзия...за каждой целью возникает следующая цель....а путь это и есть жизнь.

Император вздрогнул - сияние пути, сияние пути...именно эти слова были завершением того странного диалога или монолога в ночь празднования победы над Наполеоном.

- Свобода не ограничивается возможностью перемещения в пространстве или наличием физических дефектов у человека, - продолжил Прохор,- Более того, наша свобода в этом мире  зависит не от физических и социальных законов среды обитания.. В большей степени наша свобода зависит от возможностей нашего Я в других мирах.

Лицо имперетора просветлело. Казалось, он весь светился.  Император принял решение. Он просто исчезнет как император России и начнёт новый путь и это будет путь духовности, в основе которого лежат его знания и истинные православные ценности.

- Отец Серафим,- в интонации императора звучали ноты уважения и признания,- Отец Серафим, я выбрал свой путь и в скором времени полностью изменю свою жизнь. Отец Серафим, я принял решение жить далее отшельником и мне нужно изменить имя, дабы не привлечь к себе внимания.
Прошу Вашего благословения.

- Имя.  Я не вправе нарекать Вас именем, но согласен с Вами - выбрав другой путь будет правильно и получить другое имя, ибо имя и судьба связаны невидимыми нитями.

Прохор  на мгновение замер, прислушиваясь к себе.

- Есть имя, есть ...отныне Ваше имя - Фёдор, но не я дал его, не я, ибо Фёдор означает    "дарованный Богом".

Прохор остановился напротив императора и посмотрел ему в глаза. Императору показалось, что этот взгляд проник в душу и согрел её.

Прохор перевел взгляд на солнце, склоняющееся к закату, поднял обе руки к солнцу, постоял так несколько секунд, после чего медленно опустил руки, как бы накрывая императора Александра Павловича незримым светом любви.
 
- Добром осеняю тебя Фёдор и да  засияет душа твоя лучезарием и прояснятся   мысли твои и откроется сердце твоё для любви,  ибо любовь  бессмертна, но не    потому что любовь это путь в вечность, а потому что вечность это и есть   любовь.
  И знай Фёдор, отныне ты плывёшь  по течению реки, истоком которой являешься сам!

         ***
Приходит время,  ты  выбираешь
пути иные - душа зовёт
сомнений мысли, ты понимаешь
на том пути  никто не ждёт

души страдания  безутешны
раздумий вновь круговорот               
и наважденье мыслей грешных
и памяти ночной  полёт

твой лик явился мне во сне
ты как и прежде  хороша
и в искушении огне
любви  распахнута душа

как тяжело душой расстаться
сосжечь всё самое  родное
и одиноким вновь остаться
ночами вспоминать былое

исходит время ожиданий
исходит искушений ночь
душой до дна испив страданий
покинув всё, уходишь прочь

и поплывёшь  рекою  чистой
исток реки  - родник души твоей
несёт  река  водою быстрой
поёт  журчанием   ключей   

и отступает пустота
и ниспадает  благодать
любви земная красота
способна мир души создать
оставив в памяти - и пусть,
твой лик - святую  сердца грусть.


                ***
Царская карета плавно покачивалась на ухабах. Император России Александр Павлович сделал свой выбор и этот выбор  не власть, а любовь, ибо только любовь сильнее судьбы!

                ****

                год 1824
               Саровский монастырь, лесная келья, день четвёртый

Ванька, весело посвистывая, вприпрыжку шёл по лесной тропинке к Учителю - отцу Серафиму.. Ванька хотел и вчера смотаться к Учителю, но увидел роскошную карету на монастырском дворе и решил выяснить, кто этот гость.
Его товарищ, пустынник  Марк Молчальник, рассказал Ивану, что их посетил сам император российский Александр Павлович. И основная цель визита императора - встретиться с Преподобным Серафимом. О как!  С его Учителем сам император приехал пообщаться.
У Ивана за прошедшие сутки накопилось много вопросов к Учителю, и он аж горел, так хотел получить новые знания от Отца Серафима.

Прохор встретил послушника дружелюбно и даже весело. Он видел огонь жизни в глазах юноши, видел его стремление к постижению мира.

- Здравствуйте Учитель, - Ванька с трудом скрывал радость от этой встречи.
- Здравствуй Иван,- взгляд  Прохора стал  серьёзным, проникающим в душу.

Иван также посерьёзнел, улыбка исчезла, он был готов к восприятию знаний.

- Знаешь Иван, сегодня я не буду растолковывать тебе евангельские или апостольские  тексты - об этом тебе многие расскажут и помогут понять.
А расскажу ка я тебе о том, что мало кто знает, а понимают и того меньше.
Сегодня я расскажу тебе немного о нашем мироздании и о третьем Законе Творца

- да Учитель, я постараюсь внимать всему, что Вы говорите. Но я никогда не слышал о законах Творца. И почему сразу третий закон?
- понимаешь Ваня, эти законы открыты только избранным. И только им дано право передавать эти сакральные знания. Ты ученик, избранный мной. Почему я начну с третьего Закона Творца? Да просто тебе будет сложно воспринять остальные законы, ты пока не готов. Придёт время - все знания тебе передам.
- благодарю Учитель, - лицо послушника буквально застыло, юноша осознал всю серьёзность происходящего

- Слушай внимательно, но ежели что не поймёшь - спрашивай, ибо более никто и никогда тебе этих знаний не передаст.
Я знаю Иван, что ты много читаешь, знаком не только с философскими трудами  Сенеки, Платона, Аристотеля, но и с работами Ньютона, Эйлера, Лапласа. Вот с учётом этих твоих знаний я и расскажу тебе неизвестное об известном.
Определение Вселенной у пифагорийцев звучит примерно так - То, что включает в себя как всю материю, так и весь космос.
Это не совсем верно Иван, у пифагорийцев  только часть истины, причём меньшая её часть. В этой, пифагорийской вселенной, нет самого важного -  Разума.

- Учитель, я читал работы Пифагора, он определяет мир как единое целое, подчиненное законам гармонии и чисел.
- Это хорошо Иван, мне легче будет объяснить тебе более глубокую версию Вселенной, ту, в которой основное - это Разум.

Иван поразился голосу Учителя - это был не голос служителя церкви, а скорее голос профессора университета.

- Понимаешь Иван, Наша Вселенная представляет собой Нравственную категорию...именно этим и обусловлен такой феномен, как Жизнь.

- Учитель, я не понял, разве существуют другие вселенные?

 - Да Ваня, кроме  нашей  вселенной существует многообразие  проявлений взаимодействия Пространства и  Времени, а также  проявления, в построении которых вообще нет ни Времени, ни Пространства, ни Материи, ни Энергии - ничего, с чем мы когда либо сталкивались или хотя бы можем представить своим разумом. 
А как ты думаешь Ваня, могут ли эти такие разные и непостижимые вселенные иметь нечто общее?
- нууу, - Иван смутился,- раз Вы спрашиваете Учитель, значит есть нечто общее, только я не пойму, что...хотя..хотя кажется понял - это Бог.

- молодец Иван, молодец, ты прав.....почти прав. Потому что ты прав на своём уровне познания. На этом уровне достаточно понимать, что объединяющее начало мироздания есть Бог. Но на более высоком уровне познания и понимания, объединяющим для всего мироздания есть Разум.

- Учитель,- мне думается, что мы говорим об одном и том же, просто называем по разному, я не прав?
- Ваня, я не могу передать тебе все мои знания - не имею права. Многие знания даны мне свыше, среди них есть знания опасные, есть и отравленные, такие, что лучше и не знать. Просто скажу - Разум это не свойство мироздания, это его сущность, собственно, Разум и есть Мироздание.
- Спасибо Учитель, спасибо за доверию

 - Кушай на здоровье Ваня...я хотел сказать, слушай на здоровье, - Прохор улыбнулся, - Знай Иван,главными характеристиками Нашей Вселенной являются Нравственность и Вечность.
Время и Пространство - характеристики более низкого уровня и имеют место в простых проявлениях Вселенной.
Время - частное проявление Вечности.
Мы привыкли, используя Декартову систему координат, обозначать время вдоль одной из координатных осей. Но это слишком условно. Разделение Времени на прошлое, настоящее и будущее - всего лишь инструмент для описания модели Вселенной.
Пространство также частное проявление Вечности.
Понятие бесконечности - просто инструмент для изучения Пространства.
Ты особенно не грусти Ваня, я знаю, это сложно понять, время не пришло.

- да уж,- Иван загрустил.
- слушай дальше, ученик. Сам напросился, значит терпи, слушай и думай.
  А к чему это я вас так витиевато подвожу?
  А к тому, что понимая Нравственность и Вечность Вселенной, можно сделать   интересный вывод - невозможно появление новой формы жизни. Всё   многообразие жизненных сущностей уже  создано.

Третий Закон Творца или парадокс Вечности - " Любая Новая  форма жизни является вечной и поэтому сразу проявляется в бесконечном прошлом, в настоящем и будущем, а значит не является Новой".

И вот ещё что - Жизнь и Смерть - не антитезы и даже не равнозначные понятия.
Жизнь - неотделимое свойство Нашей Вселенной.
А смерть - это процесс перехода в "иные миры"...момент важный, но всего лишь переход.

Прохор встал с пня, на котором сидел. Нужно размять мышцы и расслабить мозг.
Непросто передавать знания непосвященному.

     ***

Иван также поднялся и поклонился.
- Благодарю Учитель за знания и оказанное доверие. Я Вас не подведу.

- Всё хорошо Ваня. Я ведь тоже благодарен тебе. Как говаривал  Конфуций - " если найдётся достойный ученик, я готов учить его за вязку сушеного мяса" . Это большое счастье Ваня,  найти достойного ученика.
И ещё Ваня, запомни и пойми слова Аристотеля:
"Кто двигается вперёд в знании, но отстаёт в нравственности, тот более идёт назад, чем вперёд".
                ***
Когда фигурка послушника скрылась за изгибом тропинки, Прохор вошёл в келью.
Он достал из ящичка перьевую ручку, баночку чернил  и пачку бумаги. Иногда Прохор писал стихи. Он действительно был счастлив от того, что ему есть кому передать с таким трудом собранные знания. Нет, не с трудом собранные - собственно, это и было его жизнью, он посвятил этому всю свою жизнь. Тяжесть отшельничества, муки столпничества, голод и холод - и  всё ради того, чтобы поучить знания от Творца.
Но не зря он всё это терпел, не зря прожита жизнь - есть ученик.
Прохор макнул перо в баночку с чернилами и начал писать. Казалось,слова сами ложились на бумагу, прямо из души:
               ***
Мои  стихи, как пыль дорог
Развеял тёплый  ветерок
Оставив привкус на губах.
И на берёзовых слезах
Застыло в переливах слово
Застыла каплями  мечта
А  для меня  ничто не ново
Ах,  как до боли всё знакомо
Души  измятая  фата
И перевернута подкова
Та, что для счастия дана
И удручения волна
Несёт меня куда-то снова
И я судьбою  вновь закован.

Но у обочины, в пыли
Развеянных  ветрами  слов
Из выжженной,  сухой земли
Пробился  очень  осторожно
Сквозь  бремя тягот и оков
Самый  обычный подорожник
Родной земли  живой  исток
Простой  зелёненький росток
К моим стихам он  прикоснулся
И к солнцу робко  потянулся.

Живи малыш, вместо меня
И пусть хранит  тебя земля
Тебе понять меня не сложно
Ведь я такой же  подорожник.
               
                ***
Прохор не знал, да и не мог знать, что через несколько лет он встретится с великим поэтом и светлым гением - Александром Сергеевичем Пушкиным.
И эта встреча сильно повлияет на мировоззрение Пушкина и отразится в его творчестве.
                ***
                год 1832
                Саровский монастырь

Видать пришло время. Прохор почувствовал это вчера вечером, глядя на закат солнца. Когда последние багровые лучи  раскрасили кроны деревьев, щемящая тоска неожиданно обволокла его душу. Прохор понял - пришло время перехода в миры иные. А раз так, необходимо закончить дела земные.
Прохор много знал, видел и понимал. Он видел, как уничтожается православие в России. И уничтожается не внешним врагом, а изнутри. Он видел страшные картины

Провидение открыло ему будущее России. Её постигнут великие бедствия и ужасы, гибель людей верных отечеству, разграбление монастырей и осквернение церквей. Прольются реки крови людской. Он видел гибель императора и его семьи.
Прохор считал своим долгом предупредить властителей России о надвигающейся трагедии.
Но просто предупредить - этого мало.
 
Прохор не знал, что нужно делать императору России, на период правления которого выпадет эта трагедия. У него не было знаний об управлении государством. То, что Прохор прочитал у Макиавелли в книге "Государь"  и у Сунь-цзы в книге "Искусство войны", относится к стратегии получения и удержания власти, к победе в войне. Но не имеет отношения к построению духовного государства, в основе которого лежит не власть денег, а культура.

Прохор не знал, что нужно делать императору, но он точно знал, чего делать нельзя.
Потому что он понимал причины того, что должно произойти с Россией.  И причины эти не сиюминутные. Причины во многовековом накоплении несправедливости и зла. И всё это зло и несправедливость накапливается в народе и передаётся из  поколения к поколению, преумножаясь и преобразуясь в энергии  гнева, ненависти и зависти.
И наступает момент, когда души людские уже не в силах  сдерживать эти энергии и происходит социальный взрыв, страшный и кровавый.
И взрыв этот неизбежен. Таковы законы мироздания.

Да, Прохор понимал - эту трагедию нельзя ни предотвратить, ни уменьшить. Можно лишь чуть перенести время трагедии.
И если император, узнав о страшной судьбе России и о мученической гибели себя и своей семьи, примет силовые меры - станет только хуже для России. Можно арестовать и уничтожить  всех революционеров, можно поднять армию и установить жестокий контроль в больших городах России, но контролировать силой всю Россию невозможно. И взрыв произойдёт и Россия всё равно будет залита кровью. 
Но это будет ответ народа на жестокие силовые меры, принятые императором к народу.
А зло и несправедливость, накопленные столетиями в людских душах никуда не исчезнут, они всё равно будут  ждать своего часа.
Приняв такие меры, император возьмёт на себя ответственность за трагедию, но не устранит причины.
К сожалению, в сложившейся ситуации нет хорошего выхода. Народ всё равно поднимется, но поднимется сам и не в ответ на принятые жестокие меры, а в силу накопленного Зла.
И всё равно произойдёт страшная трагедия. Но в результате этого Зло выплеснется из людей и люди сами содрогнутся от содеянного ими. Не властью, а ими.. И чувство раскаяния за содеянное  обожжёт души людские и придёт покаяние и пробьются ростки добра.
Зло уйдёт во вселенную ...и в следующих поколениях его будет меньше.
            ***
Мы  плывём по волнам беспамятства
В океане лживой истории
Злой художник людскими руками
Русь окрасил красками горя
Краской жёлтой раскрашена вера
Краской чёрной залита надежда
А людская судьба - краской серой
Лишь любовь полыхает как прежде
Нет имён у этих художников
Родовые разорваны связи
Малограмотные безбожники
Наше прошлое измазали грязью
Нашей общей истории корни
Мы корчуем, сознательно губим
Древо жизни и род свой не помним
Мы забыли о том, что мы - Люди

Волны лжи берег совести рушат
И черствеют без правды сердца
Ложь  истории разум заглушит
Поднимается сын на отца

Я  молитвой  зажгу солнце ясное
Я потомкам Слово оставлю
Слово честное и прекрасное
И над правдой точки расставлю
И волною божественных слов
Смоет пену лживой истории
И избавится Русь от оков 
Слишком много испили мы горя   
И очистятся души людские
И души родниковые воды
Вновь наполнят реки благие
И восславится братство народов

Не успею я тем насладится
Быстротечная жизнь. Ну и пусть.
В поколеньях младых возродится
Православия  Родина -  Русь!
                ***
Прохор знал, у императора только один выход  - отречься от престола, дабы не свершить великое зло.

Прохор взял лист бумаги, писчее перо и написал: - Четвертому государю, который приедет в Саров  особо обо мне молится....
Исписав несколько листов, Прохор запечатал письмо в им же сделанный конверт.
Всё, осталось только продумать, как это письмо передать.
А что тут думать - поручить единственному его ученику, послушнику Ивану.

Прохор не ошибся. Его ученик, в миру Иван Тихонович Толстошеев, принял великую схиму - дал торжественную клятву соблюдать особо строгие аскетические правила поведения.
Он хранил письмо Преподобного Серафима, а под конец своей жизни, вернувшись в Нижегородскую епархию, в Высокогорную пустынь, передал письмо своему доверенному человеку.
                ***
                1850-е годы
                Томская губерния

Обойдя все ульи, Фёдор Кузьмич вернулся в свою келью. Пасека не отнимала много времени, но наблюдение за пчелами наводило на размышления.
Фёдор Кузьмич заварил травяной чай и задумался, вспоминая вчерашнюю беседу с писателем Львом Николаевичем Толстым, посетившим его более чем скромное жилище.
 Беседа носила одновременно и глубоко личный, и философский характер.

Прощаясь, Лев Николаевич задал вопрос:

- Скажите, Вы не жалеете о сделанном тогда выборе? Вы нашли то, что искали?

Лишь на миг задумавшись, Фёдор Кузьмич ответил графу Толстому:

- Я сейчас свободен, независим, покоен. Прежде нужно было заботиться о том, чтобы не вызывать зависти, скорбеть о том, что друзья меня обманывают, и о многом другом. Теперь же мне нечего терять, кроме того, что всегда останется при мне — кроме слова Бога моего и любви к Спасителю и ближним. Понимаете ли Вы, какое счастье в этой свободе духа?

Нда, интересная была беседа.
Фёдор Кузьмич отхлебнул чаю и посмотрел на портрет Серафима Саровского - единственное украшение его кельи.
Вздохнув, он произнёс:
- Благодарю тебя монах за вовремя сказанные слова. Сияние пути действительно благостнее величия цели...И да хранит Господь душу твою.
                ***
                год 1903
                Дивеевский  монастырь

После участия император Николая Александровича   в торжествах, посвященных канонизации преподобного Серафима Саровского, он решил посетить Дивеевский монастырь. Это желание было интуитивным. Точно также, как и его требование канонизации Преподобного Серафима Саровского. Он лично потребовал канонизацию от обер-прокурора Священного Синода Победоносцева, имея только интуитивное убеждение - так надо.

В Дивеевском монастыре ему и передали письмо от Серафима Саровского. Прочитав письмо, император был потрясен. Ему не удалось скрыть выступившие слёзы.
Супруга императора настояла на их встрече с местной блаженной Параскевой Ивановной.
Она также предсказала гибель империи, разгром церкви и многое другое.

               
                год 1917
                Александровский дворец, Царское Село

Стакан хрустнул в руке и осколки стекла врезались в сжатые судорогой  пальцы.
Император в ужасе смотрел на растекающеюся по России  кровь.
Он побледнел ещё больше.   Николай  понял, что предсказание Серафима Саровского о судьбе России и о его личной судьбе начинает сбываться.
Император наизусть помнил слова из письма Преподобного Серафима -  "..и чувство раскаяния за содеянное  обожжёт души людские и придёт покаяние и пробьются ростки добра.
Зло уйдёт во вселенную ...и в следующих поколениях его будет меньше".

Император подошёл к висевшему в его кабинете портрету Серафима Саровского.
Николай  был бледен. Он долго смотрел на портрет, хотел что-то сказать, но не мог.
Наконец, одними губами, он прошептал - Я внял твоему письму, я принял решение отречься от престола - ради будущего России.
Слёзы стекали по измождённому горем  лицу императора.

- Спасибо тебе отшельник, спасибо  за мудрость твою не земную, за чистоту мыслей твоих, за слова твои, свет любви несущие!

          ***
Уходит жизнь, закатом веет
уж  наступает час расплаты.
Хранят  серебряные латы         
великих  слов. Душа светлеет

Зло не разрушит эти  латы
души,  несущей в мир добро
и ярче  алчности и  злата
тех   слов живое серебро.
Внимите разума вы мысли
в бессмертие открыта  дверь
три слова сказаны Всевышним
их не разрушит даже смерть

Огонь и свет от этих слов
не обожжёт, ты просто верь
и боль от жизненных оков
уйдёт. Уйдёт сомнений зверь 

Душа уставшая,  в печали,
вся в шрамах  грусти и тоски
и  хоть порою предавали      
обиды не взошли   ростки.
Как это больно,  по живому
надеждой зашивать все раны      
души, тоскующей по дому
убив в самом себе   тирана

и одиночество взамен
и чистота души бессмертной
и раб, поднявшийся с колен
не станет на закланье  жертвой

и этих слов булатный нож
способен  уничтожить зло
в них зёрна истины найдёшь
и слов узнаешь  ремесло.
Внимите разума вы мысли,
картин судьбы из вещих снов
три  слова сказаны Всевышним
Надежда, Вера и Любовь.

                *****