Дикая розга. Духовная учеба. Нравственность

Галина Николаевна Николаева
                НРАВСТВЕННОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ               
            
          О человеческой нравственности и её совершенствовании говорит протоиерей Валентин Свенцицкий.
          Поведение есть реальный показатель человеческого нрава. Сознание может оценивать или сопоставлять: сделал – не сделал, хорошо – плохо, может диктовать внешнюю канву поступка. Внутреннюю же исполняет только нрав. Так, человек по сознанию весь православный, а по нраву – властный, требовательный, нечуткий, завистливый, самолюбивый, корыстный, жадный. Такой человек этого часто не замечает, так как всё ещё пребывает не в Христовом, а в своем нраве».
          Но есть же люди, отличающиеся нравственной честностью и чистотой, я их встречала, и нравственное совершенство их не зависит от Церкви.
          На это Божественное откровение даёт ответ, что «нравственное совершенство осуществляется только в Церкви: "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф.5,48). Я дал вам пример, чтоб и вы делали то же, что Я сделал вам" (Ин.13,15). "В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе" (Флп.2,5).
          И таким глубоким пониманием совершенствования была проникнута Церковь с древнейших времен. «Все люди удостоены сделаться богами и иметь силу быть сынами Всевышнего», - сказал христианский мученик Иустин. Вот что разумеется под понятием «нравственное совершенствование». Такая задача выше человеческих сил – ибо силы человеческие ограничены, а эта задача безгранична. Нравственное совершенствование в этом смысле становится богосовершенством, и для людей веры – это путь к святости.
          По этому пути нельзя идти своими силами. Нужна Благодать Божия. Нужно осенение Святым Духом, нужно то, что именуется «рождение свыше». Все это возможно лишь в истинной Церкви Христовой, потому что Церковь не только хранительница истины, но и источник благодати, хранительница даров Святого Духа. И без Церкви невозможна нравственная жизнь.
         
          Знает всеведущий Господь всё, что делается в душах человеческих. Знает Он и о тех молитвах, которые обращены к Нему людьми вне Церкви. Но то Богообщение, о котором говорится, не есть только молитва или не ясное чувствование Бога – это есть таинственное, существенное соединение и такое живое, органическое влияние возможно только в Таинстве Евхаристии. Только причастники Тела и Крови Его находятся в реальном, действительном, настоящем Богообщении. Вкусивший же хотя на самое короткое время сладости Благовестия Евангельского, уже не пожелает больше питаться горечью безверия, но наоборот, все, что имеет, продает и отдает, чтобы только приобрести одну драгоценную для жизни жемчужину – веру Христову (Мф.13,46).
        «Органом веры является все внутреннее существо человека, приведенное в свой надлежащий строй. Ум здесь занимает своё, подобающее ему скромное место. Когда разум отравлен ложью, а душа изломана страстями, - испорчен аппарат веры. Вера – одно из основных условий спасения (Мк16,16), (Еф.2,8-9). От нас вера, но её источник – БОГ, ибо, если бы ОН не воплотился, как бы мы могли уверовать?
         Сказано: как же уверуют, Его же не услышаша? Поэтому святой апостол и называет веру делом Божиим. И вера еще потому дар Божий, что она сама по себе не может спасать, если бы Бог не желал спасать через веру. Следовательно, наша вера есть дар Божий и спасение верою также есть дар Божий. "Не от дел, да никтоже не похвалится" (Еф.2,9). Это значит не то, что Бог не желает спасения делами, но что никто не может спастись делами, кроме как через веру. Поэтому, раз никто не может спастись делами, то «да никтоже похвалится». Бог каждого человека зовет ко спасению, если этого желает и человек, то он спасен будет.
         Тайна эта велика и коренится она в свободе духа, дарованной Богом каждому человеку.         
         Вера без Церкви не может быть совершенной, не только потому, что для этого надо знать совершенную истину, но и потому, что для этого надо иметь благодать Святого Духа. Не имея благодати Божией, это невозможно, как говорит апостол: "никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым" (1Кор.12,3). Значит для веры нужно принять Духа Утешителя, Который сошел на Апостолов в огненных языках и по сие время пребывает в таинствах Церкви.
          Церковь, возглавляемая Христом, является единственной хранительницей абсолютной истины. Никакое самое высокое индивидуальное сознание, в силу поврежденности человеческой природы, не может быть вместилищем истины абсолютной.   
          Ограниченный человеческий разум может вмещать лишь частичную истину, а для того, чтобы могла раскрыться и сохраниться истина абсолютная, должно быть не индивидуальное сознание, хотя бы самого мудрого человека, а абсолютное, совершенное и сверхъестественное сознание Церкви. В области веры апостол говорит: «Мы ум Христов имеем». Чей же ум вне области веры? Лукавого. Оттого и отличительною чертою его стало лукавство.
          Отсюда ясно, что без Церкви не может быть веры. И без веры Богу угодить невозможно.
          Вера, нравственность и Богообщение при соприкосновении с чудесным сверхъестественным и непостижимым существом Церкви становятся чем-то иным. Открывается перед человеком то, что видят и ощущают люди веры – не выразимое чувство слияния с этим таинственным новым телом Церкви. И Церковь становится для него чудесной и самой несомненной действительностью, которую не в силах постигнуть умом, но которую будешь ощущать всем существом своим.      
          Предмет и цель веры в истины Откровения Божия сверхъестественны, почему такая вера и называется сверхъестественной. Человеку необходимо иметь веру, ибо без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает (Евр.11,6). Человеку недостаточно только внутренне веровать, ему необходимо, по словам апостола, исповедовать веру и наружно: "Сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению" (Рим.10,10).            
           «Верь Богу, а не в Бога!», - говорит святитель Николай Сербский. - Верящий во все откровения Христа спасен будет, а тот, кто лишь говорит о вере, погибнет, ибо слов недостаточно. Вера не просто слова, вера – реальность, глубокая реальность. Мы все живем верой, без веры ничего не было бы, не было бы самой жизни. Доказательство этому мы видим ежедневно в кафе нам приносят пищу, мы едим, пьем, мы верим повару как Богу и больше, чем Богу, ибо если бы не верили, мы упаковали бы еду и питье и послали бы на экспертизу, и только после этого бы стали есть и пить. А до этого ждали бы три-четыре дня. Едем в такси, тоже верим, что он привезет к месту назначения. И так ничего без веры».
          Поэтому надо веровать, что Церковь – не человеческое, а Божественное установление, что глава Церкви – Господь Иисус Христос, что она является действительным и непостижимым живым телом Его, что Дух Святой действительно пребывает в ней и водительствует ею, и потому церковная история – не что иное, как тот земной путь, который проходит сверхъестественная и непостижимая Церковь в естественных, внешне осязательных условиях.
          Православие – это единственное вероисповедование, которое до сих пор сохранило правую веру и право славить Бога. То есть Православная Церковь сохраняет без существенных изменений ту веру, которую святые Апостолы приняли от Господа нашего Иисуса Христа, сохраняет все Таинства, принятые от Спасителя, сохраняет церковные порядки и уставы или каноны и правила, утвержденные святыми отцами на семи Вселенских Соборах, сохраняет иерархию, т.е. последовательную передачу благодати Духа Святого, которую Господь ниспослал на Апостолов, и которая передается через епископов до наших дней.
          Православие – это полнота благодати. А в других христианских церквях эта полнота уже частично утрачена, а значит, утеряна возможность спасения.