Вопросы соотношения

Арсений Загаевский
(Экзистенциальная рэп-поэма)

Инструкция по применению

В зависимости от вашего настроения, может исполняться двумя способами:

- Собственно как рэп, особенно если вы - мужичок годам к пятидесяти или за, с пузиком  и, желательно, лёгким артритом, который будет придавать вашим движениям брутальную лаконичность. Если вы избрали этот способ, озаботьтесь наличием подтанцовки из друзей и подруг вашей юности, которые должны в ключевые моменты говорить "Йо!". 

- Как стихотворение. Здесь, что примечательно, подойдёт стиль любого великого русского поэта второй половины двадцатого века: рубленые выкрики Вознесенского, стоны Ахмадулиной, унылый, с модуляциями в разные тональности речитатив  Бродского, артистические ужимки Евтушенко...

Попробуйте.

Отмечу также, что опус сей был начат (равно как и задумка обозвать его рэпом появилась) задолго до недавнего эпического баттла, привлекшего всеобщее внимание к рэп-культуре. Как всегда, идеи витают в воздухе.

Хотя, конечно, не рэп это никакой.

***

"Чем дольше живём мы, тем годы короче..." (Б.Ш. Окуджава)
"Все лучше, чем водку-то пить".  (Д.Д.Шостакович - начинающему композитору)


Чем дольше живу я - тем дальше решение
(Или спасенье от этой химеры)
Проклятых "вопросов соотношения".
Сейчас расшифрую. Пока назову сие скромно:
"Первым законом Арсения".

Хотите примеры? Ну что ж, разберём, на-
пример, мы вопрос бытия и сознания.
И у виска не крутите - сам знаю я:
Нынче публично выска-
зываться о подобных предметах почти неприлично.
Но лично меня он волнует не в мета-,
А в самом физическом смысле: логично,
Что пустопорожние мысли - как эта -
Придут лишь в башку, каковая
Сыта и согрета сперва...

...но бывает, едва притулишь ты свою на подушку -
Начнёшь вспоминать, и такие утраты полезут,
И сцены такие с тобой, что ты рад бы
(Прося забытья и прощения) на всякую плотскую боль
И на всякую цену их воз обменять - без преувеличения.
Да только нельзя. Бесполезно.
И в муках бесплодных так хочется выть, и я
Знаю лишь то, что не знает никто решения
Вопроса соотношения сознания и бытия.

Дальше развитие идеи придумал для вас я:
Знание и чувство, что на примере искусства мы поясним.
Пожалуйста: индивидуум Вася блатной уважает шансон.
Ну и ладно, бог с ним, но увидим:
Коли дам Васе шанс,  в этой жизни сумеет он джаз
(Или классику там) понимать или нет?
Пожалуй, из ста Вась один: с юных лет
Ни в школе, ни мать, ни отец не учили. 
(Хотя - воздадим ему должное -
Оставайся он даже М.Круга апологетом,
Шансы Васи с условным эстетом в ловле подруг
Или в купле-продаже оценивать можно как равные).

Но снова неявное соотношение!
Учли ли мы то, что преумножение умения -
Порою движение к распаду гармонии?
Это пусть будет Второй закон Загаевского:
Гения путь к какофонии от серенады,
От Леонардо - к пустому квадрату,
От ямбов с хореями - к этим вот рваным размерам...
И я бы скорее вопрос бытия и сознания решил,
Чем то, какова для эмоции верная мера
И толика знания? С чего бы (опять для примера)
Едва только в песне разучишь слова ты,
И палец куда полагалось ему попадает -
То вдруг пропадает желание играть?

- Доколе, - воскликнет фейсбучная рать,
- От зауми пучит. Ну, где это видано?
Кейс не мог привести, чтобы все мы прониклись?...
Отвечу я братству сети:
- Окей, только что бы?
А, вот - об обыденном, о человечьем:
Соотношение счастья с вещами (ну, или богатством).

Оно как бывает? Вот та же реклама
Нам что обещает и чем зазывает?
Не вещью, но счастьем - в избытке и сразу.
И мы раз за разом (хотя и смеёмся)
В попытке, как пазл, собрать его части
На это ведёмся и ждём за-
щищенности - той, что даруют прокладки,
Улыбок (коль  выбрился гладко жиллетом)
И в разноцветных от дюрекса и сеалекса
Обёртках любви...

Но видя, что все ещё зыбок
Наш мир, что обещан стать раем,
Мы в поисках вечного лета
Опять собираем свой пазл -
Заветный, финальный
(Тем паче коль средства подбросили бизнес,
Наследство  - ну, или там региональный бюджет):
Баблосы-купюры, кутюры-версаче и коммы-деллосы,
Потом прайвет бэнк или джет...
Роллс-ройсы и бентли так бойко меняются,
Как и зачётные тёлки.
Зачем? Для чего? До того ли.

Затем кульминация - замок, гнездо родовое
В элитном посёлке с названием, скажем, "Эдем".
Глаз радуют ёлки, решётки в цветочках
И статуи даже - и статус, и жизнь без забот.
И счастье? Уж точно - вот-вот, ты добрел к нему уж... но
Тотчас понимаешь - все это ненужно.

Вокруг - пустота: ни друзей, ни детишек, ни драйва.
И вновь вспоминаешь денёчки (и ночки)
Когда был, как выяснилось, рай -
Без штанов, без рубля в кошелёчке реально.
Надули. Не дали. А было так близко.
И бес тебе кажет язык и пипиську,
И дули вертИт, и смердит инфернально.

Банально? Заезжено? Классик и я
Ответим, что в песне не поняли вы ничего. 
И сам я, конечно, из этих, друзья,
Кто превыше всего ценит преумножение
Барахла. Но главное - без продолжения
Не могла остаться басня об этом соотношении...

... Потом по наитию каждый решает. Один воображает: 
На самом-то деле не выгоды жаждет -
А цели высокой  (ну, типа развития 
Рынка деривативов
Или вывода какого-нибудь ПАО на IPO),
Значит, поэтому жизнь его вознаградила -
Ведь не могла не отметить сего. 
И, с собою договорившись, хреначить
Свои ICO продолжает. Боюсь я его.

Другой совершает крутой дауншифт,
Себя утешая, что, мол, так он жил,
Что если не свет заслужил, то покой.
Махнув рукой на бонды и понты
(Ему, типа, пох уже), он уезжает
На какое-нибудь цветущее Гоа
Жить тихонько, занявшись каким-нибудь серфом. 
Но голова, привыкнув к гонке и поникнув от пустоты,
Мешает нирване. И оголенным нервам рваным
Нужны в растущих количествах алкоголь и трава,
А то и похуже.

Похуже-то третьему: личность мятущаяся такова,
Что вещие срочно решает слова нести человечеству.
Чего-то для вечности сотворить -
И душа воспарит, и всё тело горит,
И морщит чело, а стило по бумаге строчИт (или стрОчит).
И вечность, понятное  дело, уже не соскочит:
Для верности издан увесистый том.
Название - класс: "Детали и дали",
В ютьюбе - "Писатель, которого ждали так долго",
И в Дом книголюба  - на полку на уровне глаз.

А в книге - о времени и о себе.
Великие сдвиги в отчизны судьбе
Как блики пройдут, отражаясь в судьбе поколения.
Загугли-ка всякий бук-чарт - будет лидер,
И публика слезы тайком будет лить и ржать,
И рычать и молчать, поражаясь прозрениям.

Но время идёт - и стучатся к тебе подозрения,
Вручается дырка от бублика вместо венка
И e-book-ера премия.
Какие букчарты! В ФБ три занюханных лайка.
Молчание. Мучение. Чаяния тщетные тают.
Значение слова "отчаяние" - внятно и чётко.
И чёртик, помянутый в прошлой главе,
В голове словно рэпчик читает и топчет чечетку.
Он шепчет:

- Занятно. Арсюха,  bad news тебе, зайка:
Ты думал, ты гуру? Как Гёте творец?
И мудрец, равнозначный Сократу?
Клянусь, ты глупец, про...вший работу в гринах с семизначной зарплатой.
За что только дали! Бездельник пропащий.
"Детали и дали", блин, нах...
(И что-то ещё там о гениях и гениталиях). Впрочем, и я у тебя тоже не Мефистофель нисколько,
И страсти повыцвели...

Как горько и просто. Бездельник. И остро
Так хочется счастия: денег, комфорта, почета и власти.
(Здесь, рифме в истории ль, смыслу ли вторя,
Урежьте-ка танго из "Здравствуйте, я ваша тётя" -
Как бедность с любовью раскинули сети.)

Натешившись превосходством над всеми тремя типажами,
Вы спросите (не без юродства, пожалуй):
"А где же твой Третий закон? Не открыл?"
Так он был уже сформулирован, вы не заметили только.
Большинству лира моя и чтение про эти мучения смешны,
Поскольку для тех, кто живёт с головой
В целости и сохранности, не имеют значения
Эти странные вопросы соотношения -
Они были разрешены задолго до достижения
Зрелости половой.

Одни  крепко сжимают синицу в руках,
Понимают: в чем счастье, если не в пирогах
(Как говаривал аэротолстячок в своём Вазастане). 
Но, в отличие, не отлучаются от земли,
И по этой же части их журавли -
Что почем они знают, и в небе ты их не застанешь.

Заставишь себя и представишь:
Состаришься, список составишь
Других, соотношения проклятые
На деле сумевших решить. 
Пусть мало, по пальцам считаешь -
Служение их путь, и глядят они
На это твое копошение,
Равно  как и на искушение
Все время немножечко шить
С прощением и снисхождением.
Ты их почитаешь за то, что

Не то, чтоб их не волновало стяжание денег,
Сильней не бывало в создании произведений,
И внутренний бой с досаждающей собственной тенью
Смятение не раз и не два им мешало вести.
Но словно зверюшка идёт через чащу и тернии даже,
А корюшка против течения вдоль Эрмитажа, 
Их правила соотношения правят туда же. Помогают грести.

Арсюшке же горюшко, и от ношения этих вопросов в себе
И от их умножения  (а скорее, всё больше деления),
Уже никуда не уйти.  Дальнейшее - перечисление.

Едва ль не знавали и вы, когда выгода в противоречии с гордостью.
Что есть совесть, перечащая радости, достоинство - робости.
Целесообразность и удовольствие;
Довольство покоем - по коням в карьер;
Лень - и стремления; карьера и предназначение; 
Отчаяние и прозрение; презрение общества - рай одиночества;
Плоти влечения и разума бой
(Да и с собою ума самого,
Раз и того и сего ему вроде бы хочется).
Соотношение свободы и, в общем, всего.

А раз уж про "в общем" - мы, в общем, не ропщем.
Всё, в общем, сложилось, случилось, но просто
Скажите мне милости ради: как так получилось,
Что жизнь превратилась в вопросник, где сзади не дали ответов?
Размылись детали от слабого зрения (старения приветом),
А дали при этом ничуть не открылись; но все-таки чую:
Чем дольше живу я  - тем тоньше я вижу.

Пусть годы короче, и дальше решение,
И до завершения ближе и прочее.
Пусть с рожками наш персонаж торжествует -
Его побешу я ещё хоть немножко
И, может, потешу Того, Кто починит
Нас, грешных, живущих. По тем же причинам
Кромешные темы себе нахожу -
Ворошу их как сено.
Чем дольше живу я.
Чем больше пишу.