Первый полет

Крупский Владимир
     Круп, Вовка, ты видел "объяву"...ну, возле раздевалки?
Нет, а что?
     Да, ты, что? Офигеть можно! В кружок по планеризму записывают...
Да, ты что, Саня? Какой еще планеризм, это ж, ты представляешь что это такое. Это ж какую базу надо иметь, инструкторов, планеры, ангары, мастерские...да ты что, Санька, сам не знаешь, что ли? Вон помнишь, когда Аскольд Салазков кружок авиамоделизма организовал на Ремзаводе, так и то сколько проблем было...и помещение, и материалы и инструменты, чертежи. И то, Слава Богу, хоть два года походили, "схематички" планеров, да самолетов научились строить, да запускать...а то планеризм, что - то не то, Саня.
      Да иди ты в баню, Круп, вечно у тебя какие - то сомнения. Иди вон и почитай - сказал Санька с обидой.

      А ведь и на самом деле, действительно объявление было.
"Приглашаются все желающие, учащиеся восьмых - десятых классов, мальчики и девочки, прошедшие медкомиссию, хорошо успевающие. С октября по апрель - теория, с мая практическое освоение планера БРО - 11. Руководитель Орлов В.Ф."

      На первое ознакомительное занятие пришло человек двадцать пять. Владимир Федорович ознакомил с программой теоретических занятий, и что самое интересное сказал, что возле военного аэродрома, в старом ангаре действительно имеется небольшой летательный аппарат, а по простому - планер для первоначального обучения БРО-11 конструктора Брониса Ошкинайтиса, и показал фотографии этого небольшого планера, с размахом крыла всего семь метров.

      Нам с Санькой теория давалась легко, авиамодельный кружок сделал свое дело. Мы уже знали что такое подъемная сила крыла, как она образуется, что такое нервюры, лонжероны, стрингеры, фюзеляж...и даже такие мудреные слова, как флаттер, триммер. Но тем не менее мы старались, старались очень! Потому, как к практическим занятиям допускались только те, кто сдаст теорию на "отлично"...и чей вес будет не менее сорока восьми килограммов! Вот с весом у нас с другом были проблемы, Санька в то время задержался в росте, сантиметров двенадцать уступал мне, хотя я тоже был не из высоких, но весу явно не хватало обоим.
 
      Зима закончилась, а с ней и теория. Программу восьмого класса мы с Санькой тоже успешно овладевали, правда "тройки" проскакивали, зато лыжи и акробатика дали нам кое какую фору, даже перед старшими ребятами из девятого и десятого классов.

      Тех кто теорию сдали на "отлично" оказалось восемь человек.
И вот, наконец Владимир Федорович объявляет: "9-го мая, после демонстрации на площади Коростелева, всем собраться возле памятника сибирским партизанам...и на зеленом, военном автобусе едем на аэродром.

      Я уже потом, спустя многие годы жизни отметил для себя, что самые приятные, волнующие моменты, это моменты ожидания события, так сказать предвкушение самого действа. И это было действительно так. В голове рисовались самые разнообразные картины, в большинстве своем, конечно, успешные, приятные. Каково оно ощущение свободного полета...голубое небо, зеленая трава, зелено с голубым цвета сам планер, "Брошка", как мило и нежно мы окрестили его между собой, да мало ли чего мог придумать и представить совсем юный, дерзкий, пытливый ум мальчишек и девчонок тех милых, теперь уже таких далеких шестидесятых, триумфа советской авиации и космонавтики, науки и техники, да и вообще мы чувствовали небывалый подъем...а может быть по тому, что мы были так юны, и впереди была целая жизнь. Мы ехали, тряслись по пыльным городским дорогам,окна в старом еще довоенном зеленом автобусе на базе ЗиС - 5, были открыты, потому, как начало мая в том году было исключительно жарким для лесостепной зоны восточной Сибири, потом были дожди, и даже снег выпадал, но именно 9-го мая стояла жара в тридцать градусов.

       Наконец автобус притормозил, обдав себя облаком пыли и остановился на краю старого летного поля, возле старенького деревянного ангара, постройки тридцатых годов.

       Дааа. Так вот, ворота ангара были открыты. Сам ангар мог вместить самолет типа Ли - 2, т.е. пассажирский самолет средних размеров, совершающих рейсы по местным магистралям. Может поэтому наш планер показался таким маленьким, сиротливо стоявшим в дальнем углу, наклонившись консолью крыла на бетонный пол ангара. В ангаре стоял характерный запах бензина, отработанных газов, моторного масла и ацетона, который долго потом сопровождал нас в процессе освоения авиатехники.

       Владимир Федорович наглядно показал каждому из нас кто и где должен стоять и что делать чтобы вытащить на свет божий наш летательный аппарат, скорее аппаратик. Мы облепили наш планер в соответствии с данными инструкциями и осторожно покатили его. Майское небо было голубым, трава аэродромная сочно - зеленая, воздух прозрачен, было очень тепло. Технари и летный состав с одобрительными улыбками поглядывали на нас, желали ни пуха ни пера и удачи в нашем новом деле. Настроение было приподнятое, а как же, мы по настоящему впервые прикоснулись к аппарату, который предстоит освоить.

       Инструктор теперь уже не абстрактно, как во время теоретических занятий по схемам и картинкам обучал, а на практике детально рассказал и показал, сидя в кресле планера, как реагируют элероны и рули высоты и поворота на действия планериста на ручку управления и педали. После каждый из  нас смог сесть в кресло, застегнуть ремень безопасности и плавными, не резкими движениями ручки и педалей поуправлять элеронами крыла и рулями хвостового оперения. Конечно, этот день мы запомнили надолго, а может быть, да скорее всего...навсегда.
       Следующее занятие было посвящено отработке балансирования на планере. Происходило это следующим образом. Планер устанавливался на металлический штырь строго по центру тяжести с учетом планериста ( гнездо, куда вставлялся штырь находилось в посадочной лыже), инструктор уравновешивал планер и по команде резко наклонял консоль крыла вниз, планерист путем воздействия ручкой на элероны и ногами на педали должен был установить планер в горизонтальное положение и "нос" его, планера должен установиться строго ориентировано по линии воображаемого полет. Ох... и непростое это занятие! к следующему упражнению "пробежке" планерист не допускался до тех пор, пока не вложится в нормативное время. У меня это упражнение получалось хуже всех в нашей группе. Ребята те, что постарше, как - то быстро научились устанавливать равновесие, я же наравне с девчонками Галей Вальчук и Нелей Деевой только на пятое занятие сдали зачет по этой балансировке.
        Шурик Мианиди, красивый, черноволосый, крепкий раньше всех, со второго занятия балансировке был допущен к "пробежкам".
        А пробежка выполнялась следующим образом. В "носу" планера есть кольцо, к которому крепился крюк резинового амортизатора, и мы, по команде инструктора, держась за концы амортизатора, каждый конец имел длину метров двадцать в спокойном состоянии, растягивали амортизатор на определенное количество шагов вперед и немного под углом, примерно градусов пятнадцать от оси пробежки. Вначале это было шагов на десять, пятнадцать. Когда амортизатор был растянут, по команде инструктора планерист путем освобождения стояночного якоря освобождал планер и тот в свою очередь, словно стрела под действием тетивы лука, в данном случае амортизатора, начинал движение...это было уже что - то...Планер легко скользил по траве набирая скорость, устремлялся вперед. Задача планериста заключалась в том, чтобы планер разбегался ровно, не виляя ( не рыская) из стороны в строну и остановился плавно ориентирован ровно по курсу. Это упражнение мы повторяли раз по пятнадцать - двадцать, постепенно увеличивая количество шагов растяжки амортизатора, до тридцати, сорока шагов. При такой растяжке планер уже "просился" на подлет, т.е подскок, но инструктор категорически запрещал брать ручку на себя.
        На время экзаменов школе, занятия мы могли и не посещать, но мы, Шурик, Вовка Рапенюк и я все-таки умудрялись приходить на аэродром, отрабатывали балансировку, помогали механикам и мотористам по аэродрому, за что мужики иногда "растягивали" нас на амортизаторе и мы делали длинные пробежки и не более того, дисциплина у "летунов" того времени была строгой. Крутились на перекладине, лазили по шестам, крутились на лопингах ( это такие большие колеса, к которым привязываешься ремнями по рукам и ногам и  вращаешься вверх и вниз головой, отработка и тренировка вестибулярного аппарата.
        После экзаменационной поры в школе, где-то в середине июня нас собрали снова на аэродроме. Занятия продолжились. Девчонки отсеялись. Нас осталось шестеро, амортизатор тягать становилось труднее.

        И вот настал момент истины! День выдался погожим, солнечным! Владимир Федорович построил нас и сказал: "Все, что мы делали до сегодняшнего дня были цветочки, настоящая работа начинается сегодня! Начинаем подлеты! То есть амортизатор растягиваем на 50 - 60 метров. Высота подлетов 1,5 - 3,0 метра." Первого, как всегда "растянули" Шурика на 50 метров. Когда он пристегнулся ремнем и ждал команду тренера "Старт", было видно, как побледнело и напряглось его красивое, смуглое лицо. Секунды казались вечностью...и вот прозвучала команда "Старт"...планер непривычно резво начал свое движение, было видно, как голова и плечи  Шурика подались назад, планер пробежав метров пятнадцать оторвался от земли, начал плавно набирать высоту,он уже перелетел нас, находящихся от места старта на 50 метров, он был на высоте метра два с половиной,после чего постепенно начал снижаться, находясь на высоте одного метра и пролетев по прямой метров 80, почему - то резко клюнул и жестко приземлившись, завалился на крыло. Мы, зачарованные первой, красивой фазой подлета, на секунду остолбенели..., но опомнившись  помчались к месту приземления. Шурик уже освободился от ремня стоял возле нашего БРО-11 бледный, взволнованный, но улыбающийся. После этого на сегодня подлетов не было, но был "разбор полета"!
      Владимир Федорович дал каждому из нас высказать свою версию, Версии были разные, но шеф в конце прояснил обстановку: "Старт и начало подлета были очень хорошо исполнены, но при приземлении, Шурик почему-то дал ручку от себя, причем резко. почему, Александр?" Шурик подтвердил,что так оно и было, а вот почему, объяснить не смог.
      Целый месяц мы продолжали подлеты. Странно, но у меня почему -то, чем на более длинную дистанцию растягивали амортизатор, тем подлеты были более плавными, продолжительными и дальними. И вот тренер дает команду "растянуть" меня на семьдесят метров, до этого даже Шурика растягивали только на 60. Правда нужно сказать, что к этому времени я по росту и весу догнал, а некоторых и перегнал своих старших товарищей, занятия спортивной акробатикой и гимнастикой видимо сделали свое дело, я окреп физически, абсолютно не боялся высоты уютно чувствовал себя в воздухе. Но все равно, волнение было.

       И вот мы с моим "Брошкой" растянуты товарищами на семьдесят метров...прозвучала уже привычная команда "Старт"...и...поехали...после первой реакции планера на эту растяжку пришло новое ощущение... меня, как буд-то втиснуло в спинку кресла и сильно потянуло вверх,состояние абсолютно незнакомое, земля почему - то быстро уходила вниз, я на секунду почувствовал себя не безопасно, как - то не устойчиво, все это длилось не более нескольких секунд, но голова твердо помнила и знала, что ничего резкого делать не стоит, и наступило состояние покоя и восторга...УРРРА! Я лечу! Действительно, как потом рассказывали ребята, что поднялся метров на пять, шесть...и потом долго и очень ровно планировал, приземление было почти идеальным, единственно при остановке чуть - чуть развернуло влево, видимо все - таки дернул левую педаль! Вот так состоялся мой длинный подлет, который, я для себя оценил, как первый полет!
               
       После, уже много лет спустя, не смотря на то, что мне не пришлось связать свою жизнь с небом, я все - таки летал на спортивных самолетах Як-52, Як-12, на различных мотопланах, даже имел смелость и счастье переживать несколько раз двадцатиминутные высшие пилотажи с "мертвыми петлями", "бочками", "штопорами", "иммельманами", "боевыми разворотами" и прочими фигурами, но той радости и восторга ощущения свободного полета какие я ощутил на таком небольшом, но таком надежном и безопасном планере БРО-11, в то далекое лето 1964 года, в небе над старым летным полем в небольшом сибирском городке Канск, я больше никогда не ощущал.

14.10.2017. Кстати, сегодня Великий праздник Покрова Пресвятой Богородицы! Всех с праздником, друзья! Да храни Вас, Бог!