Дневник Иры Р. 1948-49гг. - XIч

Михаил Фокс
Фото: когда человек ощущает внешние угрозы ( вроде похода к зубному) или расстроен проблемами в отношениях с подругами, то всегда есть место, где найдётся спасение и отдохновение от любых проблем и угроз - это Дом и родные. Пришло время увидеть автора дневника в окружении своей семьи. Фотография сделана как раз в 1948 году.
   Верхний ряд: слева - моя матушка, Таисия Михайловна, рядом - Нина Захаровна, сестра моей бабушки, в обычной жизни всеми именуемая или тётей, или бабой Лёлей, далее автор дневника - Ирина Михайловна(младшая из сестер Р.) и средняя сестра - Нина Михайловна. Внизу: тётя Сима с мужем (увы, степень родства её уже не вспомнить), сидящая рядом с ними женщина тоже, к сожалению, уже не устанавливается с достаточной степенью достоверности (а придумывать было бы неправильно), далее стоит Славик или Вячеслав Михайлович ( по его собственным словам, названный так в честь В.М.Молотова, но дядя мой был большой шутник, так что истина где-то рядом)) и, наконец, сидят рядышком бабушка Александра Захаровна и дедушка Михаил Максимович (но на фото они ещё совсем не бабушка и не дедушка, это ждёт их впереди), а женщина, сидящая за дедушкой, скорее всего, одна из его многочисленных племянниц. Такие большие семейные фото делают очень зримой историю Рода, связь поколений и перекличку "малого", семейного с "большим", историческим. Это не нынешние сиюминутные селфи с торжеством индивидуального ( но "стёртого" до общепринятого) и случайного, оказавшегося здесь и сейчас. Это Вечность, которая говорит нам о быстротекущем времени (никого на фото уже нет в живых)...



28.7.48г.       11 часов дня.         "Сказано - сделано!..."

   Вот эти дни мне запомнятся навсегда. В это третье студенческое лето я почти не отдыхаю. Только на практике в Ижевске я немного отдохнула, хотя и нисколько не выросла, хотя этого очень хотела. Задачей в это лето я ставила лечение зубов. Но по приезде в г.Свердловск эта мысль как-то не вспомнилась, но когда прошло 15 дней после моего приезда домой, я всё-таки решила заняться осуществлять свою задачу. Уже три зуба удалила, но это для меня просто мука иголкой и щипцами. Не знаю смогу ли я перенести все эти пытки, чтобы вставить зубы.
   Этим и омрачилось всё это лето, а как хорошо могло бы оно пройти. К Эле сейчас не хожу, т.к. она наговорила мне многое, что я не ожидала. Теперь я буду знать, что я всё-таки для неё какая-то вещь, а не человек. Я не пойду теперь к ней до тех пор, пока она сама ко мне придет.
    Дни проходят однообразно. Большую часть времени уделяю чтению. За это время прочитала такие книги как-то: "Виктория" [ определить автора не получилось], "Товарищи" - Калинина [ повесть А.Калинина вышла в 1945, а позднее (1994г.) вместе с другой повестью "На юге" (1944) была переработана в роман "Любя и враждуя"], "Рассказы - Белоцерковского [ В.Билль-Белоцерковский Рассказы. М., 1947г. ], "Город в степи" [ автор А.Серафимович, любопытна рецензия О.Мандельштама на переиздание этой книги в 1931г. - уничижительная, а в конце даже с нотками доноса: "переиздание ее в таком виде - в дни массовой литучебы и призыва ударников в литературу - я квалифицирую как преступление."]. Недавно прочла "Приваловские миллионы" - М.Сибиряк [Д.Мамин-Сибиряк].
Вчера вечер прошел очень хорошо. Мы с Ниной легли спать в 11ч. вечера. Она мне рассказывала "Сестра Керри" [ популярный в те времена роман Т.Драйзера]. Но не успела она досказать, как пришла Люся М., которая все говорила о житье в Калининграде. В 1ч. ночи приехала Тася из дома отдыха [ мама моя этим же летом закончила Техникум советской торговли ]. Много было разговоров, смеху, россказней и т.д. и т.п. до 3 ч. ночи.