Немного о воспитании

Анатолий Цепин
Из серии "Масенькие истории большой жизни"

     Говорят, что характер человека начинает формироваться буквально с материнской утробы. А уж с рождения, когда включаются все органы чувств, развитие идет ускоренными темпами, чтобы уже годам к трем-четырем были сформированы все основы будущего поведения. И это то время, когда не надо жалеть ни сил, ни средств, чтобы заложить в юное существо основы всего светлого и доброго, научить его правильно понимать жизнь и адекватно оценивать поведение окружающих и свое собственное.

     Раннее-раннее хмурое утро. За окошком электрички морось. Малышу  годика два-три, он весь в движении – ему никак не сидится в практически пустой пригородной электричке. Замечательный вагон с мягкими сидениями с высокой спинкой с изголовьем, а потому в пределах визуального доступа только твой ряд. А малышу, конечно, интересно – а что там дальше, и он упорно вырывается за пределы своего «купе».

     – Вернись немедленно! Здесь нельзя ходить! Ну, как ты не понимаешь?! – восклицает гневно его молодая и почему-то весьма сердитая (даже на вид) мама.

     Я подмигиваю и улыбаюсь пробегающему малышу, и он искренне от всей своей маленькой светлой души улыбается мне.

     – Ах ты, негодник, сколько тебе можно твердить, что здесь ходить нельзя! – это опять его мамаша. Она догоняет малыша и за руку утаскивает упирающегося сорванца в занятое купе.

     Малышу не понятно – почему нельзя ходить, а мамаша не удосуживается объяснить любознательной крохе свой запрет. Тот вырывается, кричит возмущенно, но все напрасно – мама неумолимо усаживает его на сиденье, прижимает к себе.

     – Успокоишься ты сегодня, или нет?! Чего плачешь? Никто не ходит здесь!

     Вот это  как раз малышу и непонятно, поскольку как раз по вагону дефилирует бригада контролеров, и никто не запрещает (а жаль) им ходить.  Состав практически пустой и они уже в третий раз обходят его и попадаются на глаза малышу.

     Описанное повторяется неоднократно, а потом все как-то неожиданно затихает – малыш, замотавшись, спит, прижавшись к маме. А через остановку и мама засыпает, и почти до самой столицы беспокойная семейка спит. Я, наверное, тоже вздремнул ненадолго, поскольку совершенно неожиданно обнаружил, что рядом со мной сидит наш славный герой – малыш. Сидит, улыбается и болтает ножками, на которых надеты нарядные башмачки «Fashion Kids», а на противоположной скамейке расположилась весьма пожилая семейная пара. Мужчина морщинист, добродушен и серьезен. Женщина тоже испещрена морщинками, и в каждой из них, как и на губах, притаилась задумчивая улыбка. На коленях у нее большой газетный пакет – по всей видимости с цветами. Женщина трогает малыша за нарядный ботиночек и тому приятно внимание, и он улыбается в ответ – славный малыш.

     – Ты уже, пожалуйста, прошу тебя, не ходи по вагону, - говорит женщина, а то состав дернется, и ты можешь упасть, будет больно. Согласен?

     Малыш удовлетворенно кивает – наконец-то ему разъяснили, почему не надо ходить по движущемуся составу. Ему определенно нравится, что с ним объясняются, как с взрослым, и не запрещают, а просят, и он послушно сидит и довольно улыбается. Улыбается и мама из соседнего купе, получившая наглядный урок общения с непокорным отпрыском. Надеюсь, что это пойдет ей на пользу.