Юбилей Царевны-лягушки

Александр Воронин -Литератор
               
   (о нехватке любви в Дубне)

Одной  любви  Всевышний  силу  дал:
В  уродливом  увидеть  идеал.
Одолевая  колдовства  черту,
Любовь  на  трон  возводит  красоту!

                Стихи  Валерия  Петровского на памятнике
                Царевне-лягушке  в  Светлогорске

                Прошло десять лет со времени публикации моей статьи “Дубна -  Царевна-лягушка?”  (“Площадь Мира” № 42, 20.06.2007, с. 5.) Ничего с той поры в Дубне не изменилось. И хотя речь у меня шла лишь об институтской части города, остальные три тоже так и остались безымянными. У Дубны по-прежнему нет туристического бренда, нет узнаваемого логотипа, нет нашего города до сих пор и на Сказочной карте России. А жаль. За это время Дмитровский район объявил  себя родиной Царевны-лягушки, поставил фонтан “Ожидание” с четырьмя лягушками. В десятках городов России и за рубежом появились интересные памятники лягушке, их фото мелькают в интернете. Создаётся впечатление, что Дубна стоит на горе Арарат, а не среди бескрайних русских болот, где наши лягушки, в отличие от французских съедобных, простые и весёлые. Лично мне они нравятся с детства. Их не надо бояться, как змей, ядовитых пауков и крокодилов. И поют они летом красиво. Может поэтому в Дубне так много хоров?
                Десять лет назад в Дубне почти не было памятников в полный рост человека. За это время появились всего два и оба физикам: Мещерякову и Понтекорво с Джелеповым. Из масштабных сооружений – к стулу Захарова добавилась гиря Вяземского. И всё. Юмора и драйва в городской уличной жизни совсем нет, сказки и чего-нибудь интересного для жителей и туристов - тем более. Поэтому Сказочная карта России  по-прежнему так же далека от нас, как Нобелевская премия от студента-первокурсника.
 Кстати, в  жизни от смешного до великого иногда  один шаг. История помнит много случаев превращения лягушки в Царевну. В 2000 г. российскому физику Андрею Гейму вручили Шнобелевскую премию за левитирующую лягушку. Девиз премии гласит: “Сначала посмейтесь, а потом задумайтесь”. Андрей вместе с лягушкой подумал и в 2010 получил Нобелевскую премию за получение графена. (МК 16.09.2017, с. 8.)
                Ещё раз напомню - не надо  путать нашу сказочную героиню с восточной жабой, держащей денежку во рту. У нас это народная сказка-мечта о любви и трудной дороге к семейному счастью, а у них - всего лишь желание разбогатеть на дармовщинку, хотя и по фэн-шую. В России Царевна-лягушка “олицетворяет чудесные превращения в душе человека, увидевшего красоту любви и вышедшего тем самым из мира иллюзий. Это символ непрекращающегося движения, подчёркнутый пластикой юной девушки”. Можно ещё назвать её образом возрождения, началом нового этапа в жизни.
                Но многим не нравится  то, что я вижу нашу молодую Дубну в образе сказочной русской девушки. Вот такое  у меня с детства специфическое куртуазное зрение – хоть на улицу не выходи: глаза разбегаются от обилия снующей по тротуарам красоты. И поэтому я первым предложил в 2007 году сделать туристическим брендом города  (или хотя бы институтской части) аппетитную фигуристую красавицу из сказки “Царевна-лягушка”. По аналогии с другими  русскими городами, расселяющими героев сказок на “Сказочной карте России”: Великий Устюг – родина Деда Мороза, Кострома – Снегурочки, село Кукобой – Бабы-Яги, Старица – Кощея Бессмертного,  Старая Русса – Петрушки, Ульяновск – Колобка, Тамбов – волка  и  т.п. Потому что остальных сказочных персонажей на тот период уже расхватали, а лягушка идеально подходила к нашим болотам и мхам. Но беда  в том, что чиновники не умеют мыслить и мечтать масштабно, у них нет воображения. Сидят и ждут, как у Некрасова – вот приедет барин, барин нас рассудит (губернатор, депутат, президент). А может, дело ещё и в том, что Дубной 60 лет руководят варяги – приехавшие к нам из засушливых мест, где лягушки не водятся. У них там другая природа, другой животный мир, другие сказки. Вот и тошнит их от вида наших лягушек. А чего-нибудь равноценного сами предложить не могут и не хотят.
                Возможно поэтому никто из дубненских поэтов, чиновников и депутатов меня в этом начинании так и не поддержал. Поэтому бедная Дубна и прозябает до сих пор без яркого запоминающегося бренда и без красивого увлекательного туризма (с памятниками, фонтанами, росписями стен, с театральными представлениями по праздникам и т.п.).  Чего боятся эти зашоренные люди, непонятно. Во многих городах Царевна-лягушка стала родной, почти жителем города. Кроме памятников и фонтанов, её именем называют отели (в Ростове Великом и в Дмитрове), открывают музеи, проводят фестивали, с её именем выходят книги, кино и мультфильмы.
                Кроме Дмитрова ещё два города объявили себя родиной Царевны-лягушки. Один - город Микулино Лотошинского района Московской области. Второй – Шадринск Курганской области. Причём Шадринск в 2017 году официально занесён на Сказочную карту России. Для этого к ним специально приезжал автор проекта Алексей Козловский. Одновременно Шадринск объявлен и родиной Елены Прекрасной. Наверно там живут самые красивые женщины. А может просто мужчины поумней и подогадливее наших.
                Не будет ничего страшного, если Дубна станет четвёртой родиной Царевны-лягушки. В нашей жизни много сказок никогда не бывает. Зато будет с кем соревноваться и  сравнивать нашу красавицу.
                Спросите на улице любого жителя Дубны – с чем он может сравнить наш город? Не с чем. У города нет лица, нет образа, нет русского характера – обычный провинциальный городишко,  где по выходным  пьют пиво и смотрят футбол с хоккеем. Физики в институтской части вспомнят о физике, зато остальные три части города про ОИЯИ ничего не знают и ни разу там не были. Так же, как остальные жители 60 лет не слышали про ракеты, которые выпускали на Тридцатке. Город много лет был закрытым. Как пел Высоцкий: “удивительное рядом, но оно запрещено”. А молодёжи (офисному планктону), говоря современным языком, до лампочки и физика и ракеты – им надо учиться выживать в этом страшном капиталистическом беспределе, где каждый теперь только за себя и где деньги – мерило всех ценностей.
                В русском языке на первое место в словосочетаниях всегда ставится главное слово: Иван-дурак, Баба-яга, Соловей-разбойник, Царевна-лягушка.  Но почему-то  все  в  “Царевне-лягушке” увидели только второе слово. Видимо, в детстве им не читали сказки. А если читали, то без выражения и в тех книгах не было красивых цветных иллюстраций, как в моих. Они запомнили только  мокрую пучеглазую квакушу. А то, что сказка повествует о  трудном пути к  семейной жизни, о нелёгкой любви и  предательстве, этого никто не заметил. И лишь в конце сказки, после нелёгких испытаний, Иван становится самым счастливым из братьев. Образно говоря, из сказочного поучения – сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок – все увидели только зелёную квакающую ложь. Умную статную красавицу с косой до земли, с огромными голубыми глазами, у которой горит всё в руках, которая и поёт и пляшет лучше всех,  кроме меня никто  не  заметил и не полюбил.
                На эту тему мне нравится одна восточная притча. После долгих лет обучения учитель созвал всех своих учеников на последний экзамен, нарисовал в углу большого белого листа маленькую чёрную точку и спросил: что они тут видят. Все как один стали говорить о чёрной точке, испачкавшей лист. Учитель выслушал их и заплакал: “- Я столько лет учил вас доброму и светлому. Вы же увидели здесь лишь маленькую точку, но не заметили большого белого листа…”  Так же и с красавицей царевной в сказке – её не видят за скользкой попрыгуньей из болота. Возможно, во всём виновата современная российская жизнь – не до красоты, когда одни не знают на что потратить наворованное, а другим не хватает на таблетки и хлеб с маслом. Недаром по индексу счастья Россия находится на одном из последних мест в мире.
                За прошедшие десять лет в печати и в интернете появилось больше сотни карикатур на тему Царевны-лягушки, и я даже собрал из самых смешных небольшую коллекцию. Шутят все, кому не лень. Карикатуры можно разбить по темам: любовные, семейные, военные, политические, деревенские, городские, философские, смешные и не очень. Многие из них - почти готовые скульптурные композиции, способные украсить улицы любого города. Я уже писал об этом  в нескольких статьях, обращаясь к отделу по туризму мэрии,  и хочу снова повторить: городу нужен яркий бренд. Ни ракеты, ни атом, ни новый мост здесь не подходят. Они не объединяют жителей общей идеей,  радостью и гордостью за то место, где мы живём, где 900 лет назад наши предки  стреляли из луков стрелами. А вот русская красавица с  Иваном-царевичем вполне может оживить улицы города, интерьеры гостиниц и офисов. Если все памятники и росписи домов закольцевать в городское туристическое кольцо, то не стыдно будет перед другими русскими городами, ушедшими далеко вперёд от нас в развитии местного туризма. Как писал классик:  ждать да догонять – вечная наша российская беда.
И последнее. У Дубны восемь городов-побратимов. Интересно было бы узнать, какие у них бренды и как они работают на туристическую индустрию – какой процент дохода в местный бюджет даёт у них туризм.  Наши чиновники регулярно там бывают и наверняка многое могут нам рассказать.

                P.S. Из анекдотов про Царевну-лягушку можно составить небольшой юмористический сборник. Причём тоже на все случаи жизни, привязать их к жизни в Дубне и продавать туристам, как местные легенды.
1. - Не надо стрелять, Иван-царевич, - сказала лягушка. – Почему? – удивился Иван. – Без обид…  Страшненький ты…
2. Попали в Царевну-лягушку сразу три стрелы…  Так начинается шведская народная сказка.
3. – Сиди и не квакай! – так иногда Иван-царевич напоминал своей жене о её прошлом.
4. “Здравствуйте, Иван-царевич! Получили Вашу стрелу. К сожалению, сейчас все лягушки заняты, но Ваша стрела очень важна для нас…”
5. Вот жила себе Царевна-лягушка не тужила… так нет, явился Иван-царевич, и началось: пироги пеки, ковры тки, перед гостями пляши… Да ещё и утешай его! И это называется – в сказку попала!

Воронин Александр, краевед и абориген.

12.10.2017.