Фр. Хеббель. Посмертный призыв Nachruf, сонет

Левдо
Фридрих Хеббель (1813-1863)
Посмертный призыв Nachruf, с нем.


Ты, что вперёд меня ушла в дорогу
И в небеса вспорхнула, словно птица,-
Ты чувствуешь ли тягу возвратиться,
Пусть хоть на миг,- к знакомому порогу?

О да! Ведь всю души моей тревогу
Ты ведаешь, и ты придёшь проститься!
А после вновь слетишь в свою гробницу --
И боль моя уймется понемногу.

Когда ты ночью в тишине священной
Скользнёшь на землю тенью незабвенной,
Перед которой я благоговею --

Я угадать смогу твоё явленье,
Чуть только испытаю упоенье,
Исполненное близостью твоею.


---------------------------------------------------

Об авторе по Википедии:

Фридрих Кристиан Хеббель (нем. Friedrich Hebbel, 1813-1863):
немецкий поэт и драматург.
Сын голштинского каменщика; воспитывался в строгом протестантском духе и вырос,
терпя материальные лишения, в народной среде, полной древних сказаний и
суеверий; это определило склонность Хеббеля к мистицизму, к которому он тяготел
в течение всей своей жизни.
Психология Хеббеля сложилась в период разрушения ремесленного производства
промышленностью. Ещё студентом в Гейдельберге он охарактеризовал своё время
как эпоху, когда «готовится решение на целое тысячелетие»; он рано понял,
что в его век столкнулись два мира: феодализм и капитализм.
В первое время он находился под влиянием романтиков — Уланда, Клейста и
особенно И. Гёрреса. Уже тогда выявилось и внутреннее противоречие
в мировоззрении Хеббеля, противоречие между его склонностью к мистицизму
и рационалистическими устремлениями эпохи.
Основной современной ему проблемой Хеббель считал взаимоотношение индивидуума
с обществом.
Революцию 1848 Хеббель встретил со смешанным чувством: он боялся «безумия
коммунизма», который, как он считал, разрушает культуру.
Выражая идеи умеренной буржуазии, Хеббель создал высокие образцы
психологической драмы, связывая всегда столкновение мировоззрений в мировой
истории с борьбой мужской и женской психики.
В грандиозной трилогии «Нибелунги» (1862), в которой гениальность Хеббеля
выражена ярче всего,- сталкиваются два враждебных мира: язычество и
христианство. Драмы насыщены напряженными моментами и противоречиями,
сцены с их логической необходимостью действуют угнетающе.

Хеббель писал также стихи и комедии, но они не имеют большого значения в его
творчестве.
Интересны изданные в 1885 его дневники; они охватывают всю жизнь писателя
с 20-летнего возраста.

Попытка популяризировать его драмы в России была сделана в Петербурге
театром Комиссаржевской.

---------------------------------------------------

Оригинал:
Friedrich Hebbel
Nachruf

O du, die ungern mir voran gegangen,
Wirst du wohl noch des Erdentraums gedenken?
Und fuehlst du wohl, den Flug zurueck zu lenken,
Zuweilen noch ein fluechtiges Verlangen?

Gewiss! Du kennst ja meiner Seele Bangen,
Wirst einen letzten Gruss ihr gerne schenken,
Dann aber wirst du auf dein Grab dich senken,
Denn dies, du weisst es, haelt mich stets gefangen.

Doch wenn du nun in naechtlich-heil'ger Stille
Hernieder schwebst, ein Lueftchen deine Huelle,
Was wird mir deine Gegenwart verkuenden?

Ach, dieses, dass sich Gram und Wehmuth legen,
Dass Funken sich von neuer Wonne regen,
Denn deine Naehe nur kann sie entzuenden.