Надежда Белякова. Эссе о графике Татьяны Зоммер

Футурсобрание
КАЛЛИГРАФИЧЕСКОЕ НАЧАЛО ГРАФИКИ ТАТЬЯНЫ ЗОММЕР КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ЕДИНСТВА ЗНАКА БУКВЫ И ИЗОБРАЖЕНИЯ

Когда любуешься фантазийной графикой и графическими портретами Татьяны Зоммер, появляется ощущение, что попадаешь в мир изначального творческого триединства знака-изображения, знака-буквы, знака-звука, обозначающего букву, раскрывающую перед зрителем образ. Так узнается чутким зрителем сакральный смысл, заключенный в пиктограммах и в иероглифах древнего мира. Так волнует и томит манящая тайна единства изображения и описания изображаемого в каллиграфии стиха, одновременно поэтически и графически раскрывающей на полях листа бумаги красоту пейзажа, написанного художником в стилистике живописи тушью старинного Китая. Такая же органичность свойственна рисункам А.С. Пушкина, спонтанно возникающим на полях рукописи и повествующим об осмысленном и обдуманном поэтом не менее эмоционально, чем сам текст.
Поэтому, рассматривая виртуозную графику Татьяны Зоммер, оказываешься в интеллектуальном пространстве прото-реальности до разлучения изображения-знака и знака-буквы. В графических фантазийных и калли-графических портретах Татьяны Зоммер зримо выступает чувственное и эмоциональное воздействие образа-знака на зрителя, когда сама образность становится повествованием, насыщенным рассказом о том, кого изображает Татьяна, сохраняя при этом одновременно чувственную и страстную каллиграфичность графики, восхитительную росчерковость мастерства и трепет познания ученика в сочетании с тонкостью и туманностью, простирающейся между дерзостью творческого поиска и воплощением замысла.
Красивая, смелая графика, но одновременно очень внимательная и четкая в изучении тех, чьи портреты она запечатлела. Поэтому внешнее сходство и выраженное состояние души и личность оказываются так ярко раскрыты в созданных ею портретах.

Надежда Белякова,
член Творческого союза художников России, Интернационального союза писателей, Союза писателей России