Праздник Покрова Пресвятой Богородицы! 14 октября

Сергей Александрович Бабичев
Осенний, золотом устланный вечер! Жёлтые листья, кружась, словно вытанцовывая свой последний вальс, бесшумно опускаются на землю. Опираясь на свою трость, поднимаю с земли несколько огненно-жёлтых огромных листьев клена.
Невольно наплывают воспоминания. Кажется, что только вчера на этом месте был пустырь, а сегодня могучие кроны деревьев раскинули свои ветви выше моей квартиры расположенной на третьем этаже.
Боже, как быстро летит время! Ведь минуло уже четверть века, как мои первые ученики из Центра Социальной Адаптации по работе с (трудными) подростками «ДЕЛЬФИН», такой же золотой осенью высаживали крохотные деревца, принесённые из леса.
Похлопываю по стволу, тот самый клён, с которого упали поднятые мной листья. Он, пока ещё покрыт огромными, желтыми и оранжевыми листьями, но очень скоро все они окажутся на земле.
*
Вспоминаю белобрысого ершистого мальчугана, Васю, который посадил тогда совсем маленький саженец и долго сомневался, что он когда-нибудь вырастит. Вася постоянно твердил:
– Я пацифист. Я никогда не пойдёт служить в армию. Я буду милиционером.
А я гладил его по голове и успокаивал:
– Не переживай ты так. Всё будет хорошо. Отслужишь срочную службу. Тебе понравится. Без армейского опыта в милиционеры не берут. Пойдёшь учиться и станешь полковником.
– Нет, – кричал Вася! В армию я не пойду!
Сейчас, это уважаемый Василий Сергеевич в чине подполковника, воспитывающий троих детей.
*
 Я шагаю дальше. Передо мной черёмуха с тёмно-бордовыми  листьями. Её сажали Костик и Лиля, приехавшие из Грузии. Костик был ещё совсем малыш, когда мы однажды летом пошли всем клубом на Черникин пруд. У Гремучего родника была вырыта экскаватором яма, для купания и Лиля столкнула в неё Костика, который не умел плавать. Мне пришлось нырять и вытаскивать малыша.
– Скажи, зачем ты это сделала, – спросил я Лилю.
– Он мне просто надоел. Все дети, как дети, а я вечно, как нянька вожусь со своим братом, – невозмутимо ответила Лиля.
Сейчас у Лили четверо своих милых и ухоженных детей. Костя вытянулся под два метра ростом и никакие ямы ему не страшны. Он кандидат в мастера спорта по плаванию…
*
Я перехожу дальше, к кучерявой рябине с красными листьями. Её сажали Богдан и Юлька.
Богдан всегда защищал, как старший ухаживал за Юлькой и задирал Васю.
– О, посмотрите на него, будущий «мент», будет с полосатой палкой стоять на перекрёстке и махать, когда мы с Юлькой мимо проезжать будем на своём «Мерсадесе»…
  Богдан прошёл по служебной лестнице от постового милиционера ГАИ, где ему пришлось махать «полосатой палкой», до начальника отдела в чине майора.
Юлька, маленькая, всеми любимая кнопочка, которая лучше всех выполняла любое като – комплекс упражнений, и постоянно принимала участие во всех наших показательных выступлениях и соревнованиях, сейчас воспитывает троих детей.
*
А этот каштан с мощным стволом посадил Сергей. Он был самым маленьким и в строю стоял замыкающим на правом фланге. Но упорству и настойчивости у этого малыша могли бы поучиться многие.
– Сергей Александрович, дайте мне специальные упражнения, что бы я вырос, а то меня в армию не возьмут, – постоянно канючил Сергей. 
– Не переживай, придёт время и вырастишь – успокаивал я.
И вот в одно прекрасное лето Сергей вырос на 14 см. Когда осенью он вошёл в спортзал все просто ахнули. В настоящее время офицер МВД.
*
А это дерево сажал Рома, сейчас преподаватель физической подготовки в Военно-Космической Академии.
*
А это дерево Жени, самого сильного и самого крепкого мальчика в нашем клубе. Женат на Кате, дерево которой посажено рядом. Занимает должность начальника стратегического объекта.
*
Выше всех вымахала берёза. Её сажал Игорь. Его выгоняли из школы за плохое поведение. Он постоянно дрался и дерзил учителям. В наш клуб попал по направлению педсовета, как трудновоспитуемый подросток. Видимо, кто-то из завучей очень хотел, что бы Игорь сломал наши порядки и устои.
Паренёк был не прост и дерзок. Он сильно заикался и это видимо порождало его агрессивность. В общем, предстояла не простая работа.
– Я не нуждаюсь в ваших тренировках, я и так дерусь лучше всех. Можете против меня хоть двоих, хоть троих пацанов выставлять, я всех побью. Мне просто нужно окончить школу и получить аттестат, чтобы не выгнали, меня направили к вам на перевоспитание.
– Не волнуйся, никто тебя не собирается перевоспитывать. Нет желания тренироваться, просто приходи и играй на бильярде, но три раза в неделю ты должен посещать клуб.
Вскоре Игорь понял, что никто на него не давит и вообще не обращает внимание. Он быстро освоил игру на бильярде и понял, что во время тренировки шары гоняют только дежурные по клубу, которые смотрят за порядком в клубе, поливают цветы, ухаживают за аквариумами и моют полы. Конечно же, Игорь не мог из «грозы района» превратиться в обыкновенного уборщика клуба – гордость не позволяла.
– Можно я позанимаюсь в зале, когда будут тренироваться взрослые, – как-то невзначай спросил он.
– Конечно же, можно. Чем дольше ты находишься в клубе, тем больше шансов у тебя окончить школу, – ответил я.
Так без нравоучений и проповедей неуправляемый подросток втянулся в клубную жизнь. Он приходил за час до тренировки, что бы поиграть, занимался с малышами, в перерыве снова играл и оставался со старшей группой на вторую тренировку. Однажды к нам в спортзал заглянула директор школы.
– Как? Кто позволил этому бандиту заниматься с малышами? Он же их покалечит, – кричала она, притопывая ногами.
– А вы поинтересуйтесь у классного руководителя, изменилось ли поведение у Игоря, после того, как он стал посещать клуб, – предложил я.
На другой день, директор вызвала меня к себе в кабинет, пригласила классного руководителя и с удивлением пожала мне руку.
– Я такого не ожидала, Игоря, словно подменили. Расскажите, что вы с ним сделали?
После окончания школы Игорь продолжал заниматься в клубе, а когда его призвали в армию, пригласил меня на проводы. Постоянно писал мне письма.
Вспоминается одно из них:
– Извините, что давно не писал дембеля, пытались учить меня жизни, я четверых уделал, но старшина оказался крепким малым, да и к тому же, мастером спорта по самбо. Лежали в госпитале все впятером в одной палате. Подружились. Я теперь, как дембель на работу не хожу, а занимаюсь в спортзале с моими новыми друзьями. Хорошие ребята оказались.

Конечно же, этот клён моего любимчика Андрея. Мама привела его в клуб со слезами.
– Сделайте из него настоящего мужика, у него и со здоровьем неважно и ребята его обижают. А он, как тютя-матютя никому ответить не может. Всех ему жалко.
Первое время Андрей старался забиться в уголок и подремать, даже во время тренировки. Я сразу же пресёк любые усмешки со стороны ребят.
– Пусть отдыхает, набирается сил и энергии за счёт нас. От нас не убудет, а у него здоровье укрепится. Через несколько месяцев таких занятий, ребёнок окреп и стал опережать своих сверстников в физическом развитии. Он первым получил чёрный пояс и первым был допущен к младшей группе в качестве наставника и тренера.
Более сотни деревьев посажено в нашем сквере, под моим окном. Каждую осень, новый член клуба сажал новое деревце. Я помню каждого, да и они не забывают меня. Иногда, со своего балкона, я слышу голоса и чувствую запах шашлыков. Кто-то приходит с компанией и разводит костёр в нашем лесу.
– Слава Богу, хорошие ребята выросли, вот и ремонт помогли мне сделать в квартире, и по делам, куда мне надо всегда свозят, и материально помогают – подумал я и, подняв несколько красивых листьев, опираясь на трость, направился дамой.
– Жизнь прожита не зря! Жизнь продолжается!