Металогогриф - новая форма комбинаторной поэзии

Наталия Лунева
В настоящее время в поэзии существует много комбинаторных форм. И количество их растёт. Но большинство из них ограничены в средствах и передаче содержания.
Размышляя об этом, у автора данной статьи возникла идея создать такую форму, которая бы давала больше свободы в творчестве.
В результате, была изобретена форма на основе приёма логогрифа, названная металогогрифом. Данная форма представляет собой:
текст, не менее трёх строк, где каждая строка, кроме первой, включает в себя буквы предыдущей, в том же порядке, но при этом в неё произвольно добавляются новые буквы, образующие в сочетании с прежними новые слова.
    Например:
Ра
миРАми
МИРажи зАтМИл.

Или:

Вера
сВЕРчкА
СВЕла РеЧь К вербАм.
расСВЕт сЛАл гоРЕЧЬ КВЕРху – оБлакАМ.

При чтении стихотворений-металогогрифов ощущается звуковая организация. Следовательно, найденная форма раскрывает новые звуковые возможности языка в поэзии. Но это уже другая тема исследования.
Главное достоинство данной формы заключается в том, что форма не одноразовая, можно написать очень много стихотворений в данной форме.
В отличие от палиндромов, в которых нельзя использовать некоторые слова (например, оканчивающиеся на «ые», «ый»), в металогогрифах таких ограничений нет.
Возможны различные модификации данной формы.
Но самый простой вариант – перевернуть треугольник – не стоит использовать, так как текст становится предсказуемым. Тем не менее, возможен вариант с повтором в обратном порядке. Получается интересное звучание:

Риза
горизонта
горит. Зонт алеет.
Горы, истерзанные, тонут в запале света.
Горит зонт. Алеет
горизонта
риза.

Аналогично можно построить ромб без повтора. Или даже несколько ромбов:

Уст
пУСтоТа,
отПУСТи, ОТсТАнь.
ПУти от сТа
пут
пройдут
порой недуг. Поток –
рой дуг – ток
рук –
струнки
создают рисунок скользкий.
До скольки
д’оски?

Возможна и более сложная модификация с перевернутым треугольником: соединить два металогогрифа, чтобы строки первого и второго чередовались, где второй металогогриф – треугольник перевернутый – (строки первого и второго грифолодромов: 1234… и АБВГ…) – 1А2Б3В4Д...
Например, два металогогрифа из трех строк:

Шум.
Листы спадали в глушь.
Пишу миф.
Ты спишь.
Потом лишь ум рифм.
Тишь…

Форма металогогрифа неплохо совмещается с другими формами. Например, палиндромный металогогриф:

Ров. Ор.
А кров орка
Макро-ново норкам.

Или тоническое стихотворение:

Цепи
цели пели:
«Уцелели капели –
душ поцелуи слетели к напевной акварели».



Цепи цели пели:
«Уцелели капели –
душ поцелуи слетели
к напевной акварели».

Тем не менее, у металогогрифа есть и недостатки, присущие комбинаторным формам. Прежде всего, это зависимость последующих слов от предыдущих букв.
Ещё одним из недостатков металогогрифов является то, что в основном это будут короткие стихотворения из нескольких строк. Поэму написать в такой форме очень сложно.
Трудности будут и в сочинении сюжетного произведения.
Тем не менее, можно написать стихотворение любой длинны, состоящее из нескольких металогогрифов:

Д’ома.
вдохи макаю
в дольче-стихи. Магия – с краю.
Вдоль – очертания-стили эпохи. Манят огни неяви. Искры. Парю...

Дама –
звёздная муза –
зовёт в бездну чая. Музыка
розовых слёз творит безнадёжность, включая муть языка.

Дума –
вода разума.
Разводит на образы туман
фраз. Поводок сидит наоборот – на заоблачных ступенях понимания.

Ещё один недостаток – предсказуемость: чем меньше добавляется букв, тем больше предсказуемости, но это в том случае, если каждая новая строка увеличивается менее, чем в два раза. Тем не менее, в стихотворении выше предсказуемость такая же, как и в любом обычном тексте, но и аллитерации меньше.
Таким образом, несмотря на то, что изобретённая форма не дала много возможностей в творчестве, она имеет свои достоинства и недостатки, как и другие формы, и вполне может конкурировать с ныне существующими комбинаторными формами.