Два мира Есенин и Лермонтов

Рабия Магомедова
Месяц рождения Сергея Есенина и Михаила Юрьевича Лермонтова совпадает: они родились в октябре, астрологически по знаку Зодиака- Весы.
Это воздушный знак: с ними легко по жизни, это люди искусства, умеют ценить прекрасное, это прирожденные артисты, их издалека можно узнать по легкой, почти неслышной походке, А каково, интересно, им прожить жизнь?
Астрология дает описания простых смертных, но о гениях она умалчивает. Тогда давайте мы с вами совершим небольшое путешествие в великую  страну Поэзии Есенина и Лермонтова, используя в некоторых моментах Астрологический калейдоскоп.
Своей целью я поставила сопоставление Поэзии двух таких разных гениев с совершенно противоположными мировоззрениями и миросозерцаниями.
Прежде всего, после прочтения их творений, невольно проникаешься мыслью, что их стили совершенно противоположны: Есенин поэт-песенник,светило нежной,задушевной пейзажной и любовной лирики, Лермонтов же - светило ночной поэзии, где его мировоззрение проходит подобно алмазу, грани которого не признают ничего земного, кроме духовной красоты и величия всепобеждающего пейзажа, особенно горного. И поэтому даже любовная лирика поручика Тенгинского полка почти затмевается, затушевывается: при описании любовных страданий через некоторое время он уводит читателя в далекие, мрачные воспоминания, в совершенно неожиданную страну, в лишний раз подчеркивая бренность и никчемность бытия: более того,он как бы грозно предупреждает:
Страшись любви - она пройдет,
Она погубит и обманет...
А Есенинская же любовная лирика звучит нежнее нежного:
Поцелуй названья не имеет,
Поцелуй не надпись на гробах,
Красной розой поцелуи веют,
Лепестками тая на губах.
От любви не требуют поруки,
С нею знают радость и беду...
Есенин, безумно полюбивший представителей Крестьянской поэзии, крупнейшими представителями которой были Алексей Васильевич Кольцов, Иван Саввич Никитин и Иван Захарович Суриков,легко им подражал, но все же создавал свои, оригинальные, есенинские произведения,где нежность ко всему живому и неподдельная человечность имели высокий смысл, легчайшим дуновением ветерка проносясь над его разножанровой лирикой. Поэтому он и стал одним из первых и достойных представителей Новокрестьянской поэзии.
Лермонтов же,грознейший судия всего сущего в мире, строго предупреждает о неизбежности чего-то рокового и в этом, и в потустороннем мире, - и даже утилизирует жизненные ценности вместе с любовью:
Оставь ее,- сказал он гневно,-
Оставь ее,- она моя,
Явился ты, защитник, поздно,
И ей, как мне, ты не судья...
Может быть, на судьбу Лермонтова оказало влияние то, что он родился в год Собаки, да еще имел несчастие жить без родителей: мама умерла, когда ему было три годика, а отца Миши как небогатого военного,богатейшая  бабушка Арсеньева и близко не подпускала. Конечно, от всего этого и страдал маленький и впечатлительный Миша, который впоследствии напишет: " Ужасная судьба отца и сына - жить розно и в разлуке умереть".
А родившиеся в год Собаки очень тяжело переживают несправедливости, идут напролом во имя справедливости,( может, даже в ущерб самому себе!). И если где-то кому-то тяжело, то как никто, страдают тоже родившиеся в год Собаки. Как это похоже на Лермонтова! Но каким бы характером он не обладал, он оставил нам поэзию самой высокой пробы: Лермонтов умел наблюдать за всем происходящим на земле с Космической высоты.Такое наблюдение никому из российских поэтов не было свойственно.
И чуть ли не прямым заявлением бросает Лермонтов протест в лицо властей и их представителей, подчеркивая абсолютную неприемлемость их произвольных, ханжеских законов, направленных против простого народа: " Вы, жадною толпой стоящие у трона, свободы, гении, и славы палачи...". Более того, Лермонтов - пророк. Вот как он предсказал события 1917 года:
Настанет год, России черный год.
Когда царей корона упадет...
А в чем же заключается магия цифр Лермонтова? Судите сами: год рождения и смерти Лермонтова уже ассиметричны:( 18 14- 18 41);  через двадцать лет после смерти Поэта император России Александр 2 отменил крепостное право;  в год столетия рождения Лермонтова начинается Первая мировая война;  через сто лет после смерти Поэта разразилась Великая Отечественная война), через сто десять лет умирает вождь пролетариата Владимир Ильич Ленин; через 120 лет после смерти Лермонтова впервые в истории человечества Юрий Гагарин совершает Космический полет; в годовщину 200-летия со Дня рождения Лермонтова разразилась война на Украине,- (историки смогут допродолжить это исследование...).
 А Есенин как рожденный в год Козы,признающий только красоту во всех ее формах, тонах и оттенках,напишет о последствиях Революции словами своего деда:
На церкви комиссар снял крест,
Теперь и Богу негде помолиться,
Уж я хожу украдкой нынче в лес,
Молюсь осинам,- может, пригодится...
В любовной же лирике Есенину нет равных. По словам Максима Горького," Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии...".
Послушаем же в тишине исповедальные строчки Есенина:
И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.
Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве,
И зверье, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.
И вдруг-неожиданное сравнение нежного, земного и любвеобильного с потусторонней земной жизнью:
Знаю я, что не цветут там чащи,
Не звенит лебяжьей шеей рожь,
Оттого пред сонмом уходящих
Я всегда испытываю дрожь.
Знаю я, что в той стране не будет
Этих нив,златящихся во мгле,
Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.
Природа в поэзии Есенина дышит, живет, действует, разговаривает, сопереживая всем, кто близок к природе, Есенин одинок в душе и далек от толпы:
И мне в ответ березка:
-О любопытный друг,
Сегодня ночью звездной
Здесь слезы лил пастух,
Луна стелила тени,
Сияли зеленя,
За голые колени
Он обнимал меня...
Любвеобильная поэзия Есенина полна изобразительно-выразительных средств: метафор, олицетворений, эпитетов, сравнений. Мир в своем разнообразии так красочен, неповторим, одухотворен. А Лермонтовская же поэзия, кроме вышеуказанных тропов, сплошь пропитана антитезами:
Клянусь я первым днем Творенья,
Клянусь его последним Днем...
Создается невольное впечатление, что Лермонтов преподносит нам переложение Священного Писания по- своему, по-Лермонтовски:
Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет, - пророчествует Лермонтов о грядущих российских событиях 1917-го года.
Есенин хочет понять революцию, глобальные изменения, происходящие в стране, но не может. Как и вся российская интеллигенция, он ждет перемен к лучшему, но кругом проливается кровь, много неоправданных жертв во имя светлого будущего,( вспомните произведение Ивана Бунина " Окаянные дни"). Вот именно из-за непонимания между идеальным и действительным и начался отток цвета интеллигенции за пределы Советского Союза. И причем,их объявили чуть ли не изменниками Родины, а возвратиться на свою родину было почти невозможно. И только поэтому,наверное,у многих представителей русского зарубежья произведения пропитаны ностальгией и глубоким патриотизмом. Правда, ни Есенин,ни Маяковский, ни Александр Блок,ни Анна Ахматова не попытались покинуть родину в годы тяжелых испытаний.
Да, Есенин как романтик приветствовал новшества  Октября, всеми силами приближал светлое будущее народа. Об этом смело можно говорить, прочитав такие его строчки, как:
Но ту весну, которую люблю,
Я революцией великой называю,
О ней одной страдаю и скорблю,
Ее одну я жду и призываю...
Или в маленькой поэме " Письмо к женщине", ЛГ Есенина как будто ведет монолог  с любимой женщиной Анной Снегиной:
Земля - корабль. Но кто-то вдруг
За новой силой, новой славой,
В прямую гущу бурь и гроз
Ее направил величаво...
Тут прямые признания в любви незримым образом переходят и сплетаются  в монолог о переменах, которые потрясают Россию.
Или такие строчки из лирики Есенина, как: " Ленин...пролетариат поставил у руля...".
Но одно дело,-какие надежды возлагает Художник Слова на развернувшиеся, многообещающие кровавые события, происходящие в стране, а совсем другое дело,- насколько эти события и поставленные цели революционеров оправдали надежды и чаяния,веру в великое будущее народа. Да и что это за государство, у которой отняли веру?
В последние годы своей жизни Сергей Есенин открыто говорит о неотвратимости самоубийства, как будто предчувствуя трагический конец:
В зеленый вечер под окном
На рукаве своем повешусь.
Седые вербы у плетня
Нежнее головы наклонят,
И, не обмытого, меня
Под лай собачий похоронят...
Или:
Шаманит лес-кудесник
Про черную судьбу,
Лежишь ты, мой ровесник,
В нетесаном гробу...
Даже проводы в последний путь подчеркнуты одиночеством:
И снег ложится вроде пятачков,
И нет за гробом ни жены, ни друга...
После знакомства с лирикой Есенина поневоле начинаешь думать, что он отличается от своих собратьев редкой чертой- даром пророчества:
Не устрашуся  гибели,
Ни копий, ни стрел дождей,-
Так говорит по Библии
Пророк Есенин Сергей...
Создается такое впечатление, будто служители церкви забыли вписать имя Есенина в текст Священного Писания...
Рожденные в год Козы, не имея хороших советчиков, могут плохо кончить под мостом, что и случилось с Есениным.
В ту роковую ночь,как пишут исследователи творчества Есенина, рядом не оказалось ручки, поэтому Есенин перерезал вены и написал кровью на бумаге стихотворение:
До свиданья, друг мой, до свиданья,
Милый мой, ты у меня в груди,
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки и слова,
Не грусти и не печаль бровей,-
В этом мире умирать не ново,-
Нои жить, конечно, не новей!
Лучшие свои произведения Лермонтов написал, вдохновленный бытом и обычаями горцев, величием горного пейзажа, покоренный силой и красотой Кавказских гор, ведь за свободолюбивые произведения, особенно за " Смерть поэта", он был выслан на Кавказ, где шла война. Будучи офицером Тенгинского полка, Лермонтов сражался храбро,но панически боялся, что станет калекой.
Именно под сильнейшими впечатлениями, он создает незыблемые шедевры: поэмы
" Демон","Мцыри", горскую элегию " Беглец". А с Кавказом он был знаком еще в детстве, когда бабушка Арсеньева привозила часто больного внука на Кислые воды. Именно от таких впечатлений впоследствии он создает образ Демона, презирающего все земные радости и высоко парящего над вершинами Кавказа. Демон выслеживает добычу: добычей становится Тамара, дочь Гудала, у которой уже есть жених. Демон обещает Тамаре уйти вместе с ним в " надзвездные края", где она станет царицей мира, просит покинуть грешную землю," где не умеют без боязни ни ненавидеть  ни любить...", подчеркивая превосходство потусторонней жизни над земной. Тамара боится Бога, но Демон ее уверяет, что Бог "занят небом, не землей". В конце концов, всесильный Демон убивает ее жениха, который скакал в это время на коне за своей невестой , и овладевает душой Тамары,( вспомните картину Врубеля" Тамара в гробу").
А понятия о чести горцев! Это мы видим в образе Гаруна в горской элегии
" Беглец". Я бы назвала эту элегию еще и лиро-эпической поэмой. Каков же ее сюжет?
На Кавказе идет война. Отец и два родные брата Гаруна полегли на поле боя"за честь и вольность", а Гарун испугался, что и он может умереть,- и бежит из поля боя, бросив винтовку и шашку. Но где-то надо же спрятаться до поры до времени,- и он вспоминает своего друга Селима. Дверь сакли оказалась открытой,-Селим, смертельно раненый, пришел умирать дома. Вошедшему другу умирающий задает вопрос,- что же нового? Селим отвечает, что его отец и два родные брата уже полегли на поле боя, а если Селим даст ему,Гаруну приют, то поступок Селима он, Гарун,не забудет до могилы. И умирающий в ответ:
Ступай, достоин ты презренья,
Ни крова, ни благословленья
Здесь у меня для труса нет!
Гарун убегает быстрее лани, быстрей, чем заяц от орла. И вдруг возле другой знакомой сакли его чело как будто обдает жаром поцелуя, он подходит поближе и слышит песню старины, которую пела его любимая девушка. В этой песне говорилось о том, что юноша на поле боя или должен одержать победу, или умереть смертью храбрых. А в  противном случае " дожди его ран не обмоют, и звери костей не зароют...".
Главой поникнув, с быстротою
Гарун свой продолжает путь,
И крупная слеза порою
С ресницы падает на грудь.
И вот, наконец, он возле оказывается возле родной сакли. На улице ночь, а Гарун убежден, что его мама молится за него, и эти молитвы восходят к небу. Гарун робко начинает стучать в дверь своей сакли. Мама не отворяет дверь, и между ними  происходит диалог, где Гарун просит его впустить домой, пока он цел и жив. Но мама, выслушав его, резонно отчеканивает: -Ты раб и трус,- и мне не сын!".
В полночь карающий меч внезапно вонзается в грудь беглеца,и убивает его насмерть.
Рано утром мать Гаруна пошла за водой и увидела, как малые детки ругались над презренным трупом ее сына, и кровь с его глубокой раны лизал, рыча, домашний пес.
Но мать презренно отворачивается от такой картины,- и Гаруна никто не хоронит как следует.
Да, тело любого человека истлевает, загнивает, превращается в прах, но что же происходит с душой неправедных?
Душа его от глаз пророка
Со страхом удалилась прочь,
И тень его в горах востока
Поныне бродит в темну ночь.
И под окном поутру рано
Он в сакли просится, стуча,
Но внемля громкий стих Корана,
Бежит опять под сень тумана,
Как прежде бегал от меча!
В произведениях Лермонтова дух торжествует над материей!
Поэма " Беглец" читается на манер  Священного Писания, поэтому невольно начинает казаться, что все лингвистические исследования еще проделаны  не до конца, многое еще предстоит исследовать...
Почему же жизнь Лермонтова оказалась " собачьей"? Наверняка потому, что он страдал от непонимания окружающих. Да и сам был чрезмерно язвительным, суровым,- сверх меры, мог разговаривать колко, уязвляя самолюбие собеседника,- относился к окружению,по словам современников,- презрительно и наплевательски. И такая черта характера оказала свое роковое влияние: на дуэли Мартынов убил его с одного выстрела. Смертельно раненый, Поэт упал, и остался совершенно недвижим. И вдруг, откуда ни возьмись, небо стало хмурым, начался холодный, проливной, бесконечно унылый дождь. Природа как будто сама оплакивала великого Художника Слова.
Что же объединяет Есенина и Лермонтова? Прежде всего-любовь к родной земле,к традициям и народным обычаям. Умение сказать Слово - первоначальное, незыблемое,-искренне и неоспоримо, пусть даже в разных стилях, в совершено разные эпохи. А еще их объединяет безвременная смерть, такая свойственная настоящим Поэтам.
И в литературе, и в нашей памяти они остались вечно молодыми!
Из мира молний Демоном всесильным,
Вершины мирозданий покорив,
На Землю он являлся словом пылким,-
Нездешних клятв алмазный господин!
Он жил не здесь,-он Храм себе построил,
Очам незримый видящих людей,
И восходящей лестницей устроил
Всей жизни ложь и истину смертей.
А в Храме Истин не таится скука,-
Он вековечен,он во всем един,
Здесь всяк живущий-сам себе прислуга,
И в то же время-гордый господин!
Жизнь-это миг.Любовь и смерть едины,
А власть тиранов -сущая труха,
Реальный мир -дыханье сатанины
И жалкий пыл пустого бытия...
Мы познаем,что низменную лиру
Сарказмом он презренным окропил,
Ведь Храм Земной вбирает шаткость мира,
И угрожает рухнуть со стропил!
Из сверх миров Поэт нам повествует
О неизбежной тайне гробовой,
Что Дух всегда над миром торжествует
Непреходящей властью роковой.
А в Храме Истин первозданность строже:
Здесь не дано друг друга предавать,
И стон влюбленных на любовном ложе
Могильным стоном может прозвучать...
Усталый Мцыри в знойный день напиться
Прильнет к воде, чтобы унялась дрожь;
Река,как змейка,серебром струится,
И мрак качает мраморную рожь...
Не признавая жизненную прозу,
Как и печаль несбывшейся любви,
Слезу небес и бронзовую розу
Он пережил,как клятву на крови!
Он прозвучал неслыханным аккордом,
Где дрожь дуэли застилает дым,
В сердцах кавказцев чтоб остаться гордым,
Непримиримым,-
               вечно молодым!