Король русского натюрморта... Илья Машков

Алексей Гончаров2
Картина: "Натюрморт".



Машков Илья Иванович (29.07.1881, станица Михайловская, Область Войска Донского -
20.03.1944, Москва) - знаменитый русский художник, король натюрморта.

Первое, что всплывает в памяти при упоминании имени Ильи Ивановича Машкова, - его
"съедобные натюрморты". Действительно среди всех жанров живописи он предпочитал
натюрморт; среди всех возможных предметов "мёртвой натуры" - съедобные.
Его холсты населяют самодовольные рыжие тыквы, пламенеющие  на ковровых скатертях
апельсины, сочные лимоны, нежнейшие персики. Истекает соком разрезанный ананас,
тяжело сваливается гроздь запотевшего винограда, на полированной столе - столпот-
творение пышных хлебов, кренделей и баранок. Его "модели" осязательные и ароматны.
Он писал их с аппетитом и страстью. Это настоящее изобилие в народном его понимании, как в сказках о "молочных реках с кисельными берегами".
Илья Машков происходит из семьи крестьян Рязанской губернии. В детстве он прошёл
обычную для подростков того времени жизненную школу в качестве мальчика на посыл-
ках, чистильщик сапог, подручного лавочника. Но его привлекали ремесла и рисова-
ние. Только в восемнадцать лет от Борисоглебского учителя рисования Машков узнает,
что живописи можно учиться.
В 1900 году он поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его
непосредственными учителями были Аполлинарий Васнецов, Архипов, Пастернак, Серов
и Константин Коровин; любимыми художниками - Рубенс, Тициан, Веласкес. Впервые
познакомившись с ними в Эрмитаже в 1907 году, он на следующий же год совершает
большое путешествие по городам Европы, чтобы углубить и продолжить знакомство.
Среди старых художников его привлекают по преимуществу колонисты; среди современных - круг Сезанна и Матисса.
Машков возвращается с ощущением, что поездка оформила в нем художника-живописца.
Но русская педагогическая практика того времени не могла предложить ему сколь-либо
определённой системы обучения. Личные поиски и эксперименты Машкова привели к тому
что в 1909 году он выбыл из Московского училища. Его следующим шагом было активное
участие в организации общества художников, которое в 1911 году оформилось под
названием своей первой выставки - "Бубновый валет".
Работы этого периода полны громогласной любви к предмету. Художника обуревает
желание воспеть плоть, цвет, передать радость своего цельного мироощущения, и он
действует смело и прямолинейно. Он не любит оттенки и градации цвета, его притяги-
вает краска, яркая, материальная, ощутимая. Он приближает предметы вплотную к по-
верности холста, нагромождает цветовые контрасты. Его приёмы обнажены, техника
упрощена. Машков ищет формальные и технические возможности для максимально актив-
ноги воздействия на зрителя.
Дальнейшее развитие искусства Машкова шло по пути все большего реализма. Его жизнерадостной творчество черпали вдохновение из впечатлений реального мира.
Реализм был внутренним двигателем его таланта.
Живопись зрелого периода теряет свою прямолинейность, отношение к предмету стано-
вится серьезнее, его характеристика - подробнее. Яркая красочность пятна уступа-
ет место архитектонике предмета, его объёму, рельефу, в связи с этим усложняется
отношение к цвету. Реалистические искания привели Машкова в 1924 году в Ассоциацию
художников революционной России.
Многие помнили Машкова - педагога. Этой деятельности он посвятил более 27 лет своей жизни. Первые пятнадцать учеников появились у него ещё в 1903 году. Через
три года из сорока его учеников - тридцать пять поступили в Московское училище.
Машковская студия к тому времени была одной из самых популярных в Москве. Позже
Машков стал профессором Государственных свободных художественных мастерских. В
1928 году Машкову было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.
Луначарский называл Машкова "самым непосредственным из русских крупных мастеров".
Его портреты немногочисленны. Когда он пытался писать пейзажи, ему часто сопут-
ствовала неудача. В натюрморте же художнику удалось не только высказаться со всей
возможной для него полнотой, но и подняться порой до высот монументального звуча-
ния. Машкова с полным основание можно назвать классиком советского натюрморта.