Сергей Алексеев - писатель и патриот

Юрий Ильин Сибирь
СЛОВО
(Отрывок из романа-эссе С.Т.Алексеева "Сорок уроков русского")

(с) С.Т.Алексеев


"...Но всякий нынешний школьник слышал иную библейскую фразу, имеющую косвенное указание на одну из самых древнейших профессий. Звучит она примерно так: «В начале было слово…». К продолжению ее я еще вернусь, и возможно, не один раз, однако сейчас важно иное – само слово «слово» и отчего оно было в начале.

Начнем с того, что оно редкостное по собственной открытости, не перетерпело сколь-нибудь серьезной трансформации, как и «солнце», «древо» среднего рода, то есть, относится к гнезду космическому, к божественному Дару, и по коренной основе исконно славянское.

И корень этот – лов.

Еще в недавнем прошлом в обиходе, то есть, в живой, звучащей ткани языка, существовало целое семейство слов с этим корнем – ловля, улов, отлов, ловчий, ловкий, ловец, сопутствующее сонмище глаголов, кстати используемых в иносказательных смыслах. А ныне этот угасающий костер заменен на единственное – охота, имеющее совершенно иное звучание, свечение, внутренний температурный градус и разумеется, иной, потребительский корень и смысл - хотеть – желать. Прямое указание на охотничье его значение сохранился лишь в пословице – на ловца и зверь бежит…

Да, ловля, поистине древнейшая профессия, перестала быть основным источником добычи пищи, одежды, рабочего скота и прочих благ, превратилась в забаву, развлечение, потому и стала просто охотой. Однако великий и могучий сохранил первородный его смысл в незамутненном виде и вложил этот корень, как жемчужину в раковину, как священный знак в сокровищницу – в само название «языковой единицы», в начало начал Дара Речи и таким образом преподнес его нам.

За какие же такие заслуги вполне земное занятие ловлей диких животных удостоилось столь высочайшего покровительства языка? И вот тут открывается магический смысл слова слово, его первоначальная суть и суть профессии ловца, а наш язык зримо становится образовательным. Ведь мы до сей поры, читая статьи, книги, слушая лекции, вылавливаем зерна истины, выпариваем ртуть из амальгамы, дабы заполучить свой старательский золотник. И русский язык сохранил в своей структуре равнозначное отношение к корню лов в случаях, когда ловят зверя или ловят истину. Охотники знают, соприкосновение с живой дикой природой требует не только искусства следопыта, силу, выносливость и настойчивость – вязкость, как говорят о промысловых собаках. Всякое знание так же чутко и осторожно, как дикий олень, так же опасно, клыкасто и когтисто, как саблезубый тигр или пещерный медведь, если обращаться с ним неумело, не ловко. Мы и теперь помним выражения «ловкий ум», «умом ловок» и в буквальном смысле, изучая какой-то предмет, ловим его суть, чтобы понять явление в целом. Всю свою сознательную жизнь охотимся за истинами.

То есть, «слово» это то, что нами поймано, добыча, результат охоты, и потому суще выражение «ловить удачу»: дача, это продукт, добытый на ловчем промысле – то, что тебе было дано, однако не преподнесено в готовом, поджаренном виде, а лишь послано богами, отпущено роком, и эту трепетную лань еще следует умудриться изловить.

Применение слова лов относительно охоты вторично.

Теперь вернусь к ветхозаветному. «В начале было слово (пойманная удача, священная добыча). И слово было бог…». Вы слышите, фраза получила уже другое звучание и смысл. Конечно, охотники за истинами вряд ли ловили небожителей, тропя их по следу и расставляя ловушки; здесь речь явно идет об обретении бога, вернее, божественных знаний, истин силою и ловкостью ума своего.

И так, «слово» - священная добыча…

Доказательством первородности назначения корня «лов» служит слово «священный», ибо вещать - говорить, но говорить заветное, произносить вслух некие истины, открывать знания. Для иных целей есть и слова иные, например, молвить, речить (рещить), сказывать, бармить, брехать, болтать, поэтому болтать языком или ногами означаеть всего лишь бессмысленно двигать частями тела. Вещать можно лишь слово священное, отсюда в русском языке сохранилось и существует точное определение: вещество – истина. А ловец, познавший истину, сокровенные знания, именуется вещим. Кстати, вещими могут быть даже персты, если судить по «Слову о полку Игореве…». Вслушайтесь в эту строчку! «Он (Боян) своя вещие персты на струны воскладаше, они же сами славу князем рокотаху…». Рокотать тоже говорить, но говорить роковое, высокое, истинное, божественное, поэтому мы до сей поры говорим, что гром рокочет, выражая силы небесные. Рокотать или вещать можно было лишь в одном месте, при большом стечении народа – на вече, поскольку это однокоренные слова, и первоначально вече это площадь, храм, собрание, где открывают вещие истины.

Вот куда нас завело «слово», едва мы сдули с него пыль времен и содрали казенную печать немецкой лингвистики, которая называет священную добычу «языковой единицей». Слово стало образовательным, то есть, повлекло за собой информацию из области истории славянского этноса, его философии, психологии, прикладных наук экономики и природопользования – это что касается охоты. А так же естествознания, физики и даже химии, поскольку мы и теперь добываем, например, из камней, руд, сырья железо, медь, уран и прочие полезные и не совсем полезные вещества. Но добываем уже не ради знаний, а чтобы делать вещи – автомобили, тряпки, мебель и прочую всякую всячину, которую продают на вещевых рынках. Поэтому девяносто девять из ста встречных-поперечных скажут вам, какая профессия древнейшая…

- О, боги! – воскликнул бы наш пращур, восставший из кургана. - Как же оскудел язык и разум моих потомков!"


БИОГРАФИЯ ПИСАТЕЛЯ
(взята с официального сайта С.Т.Алексеева - страгасевера.ру)

Сергей Трофимович Алексеев родился 20 января 1952 года в посёлке Алейка Зырянского района Томской области. С детства, буквально с пятилетнего возраста, начал заниматься охотой и рыбалкой. Учился в школе, находившейся в семи километрах от дома, куда приходилось ежедневно добираться пешком.

Закончив 8 классов пошёл работать молотобойцем в кузницу промкомбината, продолжая учиться в вечерней школе. В 1968 году поступил в Томский геолого-разведочный техникум. Ночами подрабатывал на конфетной фабрике. В 1970 году ушёл в армию добровольцем, служил в батальоне особого назначения в городе Москве, охранял объекты третьего спецотдела Министерства Финансов СССР. Демобилизовался в 1972 году в звании старшего сержанта и продолжил обучение в техникуме, периодически выезжая на практику в полевые поисковые отряды. После окончания учёбы в 1974 году уехал работать геологом в полярную экспедицию на Таймыр.

Через год вернулся в город Томск и поступил на службу в милицию, стал работать инспектором уголовного розыска, получил звание лейтенанта. Одновременно поступил учиться заочно на юридический факультет Томского Государственного Университета.

Впервые написал рассказ в 1976 году, но сам того испугался и сжёг его, дабы удержаться от соблазна.Тем не менее, год спустя вновь потянуло к литературе и уже очень серьёзно.  В результате в 1977 году уволился из милиции, бросил университет и с головой погрузился в мир творчества, начал писать рассказы и повести. Однако, денег на жизнь не хватало, приходилось вновь совмещать писательский труд с разными профессиями. С 1978 и последущие несколько лет работал в Томской комплексной геолого-разведочной экспедиции, в Томской областной газете «Красное Знамя» корреспондентом отдела нефтегеологии и строительства и даже техником в НИИ Высоких Напряжений. В то время его опять потянуло в странствия: по старообрядческим скитам, по Северному и Приполярному  Уралу и другим загадочным местам. Это были вольные экспедиции в одиночку, возможно поэтому удавалось увидеть больше и глубже. В скитаниях для него произошло множество невероятных открытий, он глубоко увлёкся таинством магии русского языка и археологией слова, что в последствии отразилось в таких романах, как «Слово», «Сокровища Валькирии», «Волчья хватка» и пр.

В 1985 году за роман «Слово» получил премию Ленинского Комсомола, а в 1987-м премию ВЦСПС и Союза Писателей СССР за роман «Рой». Позже, в 1995 году уже в постсоветское время удостоен премии имени М.А.Шолохова за роман «Возвращение Каина», и совсем недавно, весной 2009 г. стал лауреатом премии Кузбасса за роман-эссе "Россия: Мы и мир".

 Детское увлечение охотой оказалось страстью на всю жизнь. Каждую весну, как только запоют на токах глухари, или осенью, когда затрубят на гону лоси, пробуждается неистребимый охотничий инстинкт.

А ещё одно увлечение – строительство. Построил собственноручно пять домов, около десятка бань, часовню на могиле матери и деда,  сложил шесть русских печей, в том числе одну глинобитную и два камина. Пробовал себя в живописи, драматургии, музыкальном продюсировании и многом другом. В настоящее время одновременно с созданием новых литературных произведений занимается историей и этимологией русского языка.

Некоторые интересные факты биографии описаны самим автором в повести «Материк», в романе «Сокровища Валькирии. Правда и вымысел», а также в романе-эссе "Ох, Охота!"

БОЖИЙ ДАР ПИСАТЕЛЯ
(Список произведений С.Т.Алексеева взят из Википедии)

С е р и й н ы е  р о м а н ы:

Крамола, 2 книги
Сокровища Валькирии, 7 книг
Волчья хватка, 3 книги
Арвары, 2 книги
Карагач, 2 книги

В н е с е р и й н ы е  р о м а н ы - 20 книг

Д е т с к а я  с е р и я "Сказки-уроки" для детей от 6 до 60 лет:

Как жили древние люди(2013) - Урок первый
Как люди ловили Слово (2014) - Урок второй

Р о м а н ы - э с с е - 5 книг, в том числе:

"Сорок уроков русского" в 2-х томах
"Ведическая Граматица"

К и н о р о м а н - 1

К и н о с ц е н а р и и - 3

П о в е с т и - 9

Р а с с к а з ы - 3

П ь е с ы - 8

Самый свежий роман - "Ч ё р н а я  с о в а"(2017)

На сайте страгасевера.ру также можно прочесть это и другие стихотворения Тимофея Алексеева - родного брата Сергея Алексеева

ПРИКОСНОВЕНИЕ

(с) Тимофей Алексеев

 Среди горелых брёвен и стекла
 Напоминанием семейного застолья
 В печи осталась пригоршня тепла
 Давным-давно сгоревшего подворья.

Согрею руки, вымазавшись в саже,
Прижмусь щекой к оббитым кирпичам.
И в забытьи мне мамин голос скажет:
- Как будто кто-то в двери постучал?..

Услышу я, как стонут половицы,
Шаги отца и вздохи за столом.
Она же молча поднесёт водицы
 И вдруг окликнет:
- Помнишь о былом?

Затронет лоб горячий мой в тревоге
 Да лишь руками скорбно разведёт.
И вижу – кот на крашеном пороге
 Дверную ручку лапой достаёт.

- Ну что, пора, - прошепчет мама тихо,
Поправит ворот как бы невзначай, -
Ты заходи, когда уж будет лихо.
- Ну что, отец?
- Пора, сынок, прощай!

Не упрекнут, не скажут в назиданье,
Не спросят строго о цене потерь.
И я промолвлю с болью:
- До свидания…
Шагну в несуществующую дверь.