Ледяной поход

Димитрий Кузнецов
            Русской дворянской молодежи,
            погибшей на фронтах
            Гражданской войны

Всё начиналось, как страшная сказка,
Как роковое пари.
Мы уходили из Новочеркасска
В саване бледной зари.

Русской Вандеи победная воля,
Мести разящая сталь,
Шли мы, зверея от ветра и боли,
В злую, слепящую даль.

Шли сквозь пургу, но к весне уносили
В год восемнадцатый свой
Веру России, надежду России...
И в белизне снеговой

Гибельный вихорь вселенского гона
Нас закружил навсегда,
Призрачный блеск золотого погона
Слился с сиянием льда.

Солнце Империи кануло где-то
В дикой метельной пыли,
И по щекам у мальчишки кадета
Взрослые слёзы текли.

Только, как вспышка мятежного блица,
Грезились нам в синеве
Питерских барышень нежные лица,
Яхты на сонной Неве.

С грёзою той мы теперь умираем.
Рока печать тяжела!
Грозной чертой между адом и раем
Наша дорога легла.

Но у предела невидимой грани,
В тихом, небесном краю,
Те, кто упал, застывая в буране,
Молят о тех, кто в строю.

Пламя над Курском, бои за Ростовом.
В зареве колокол бьёт.
Знаменем русским в походе крестовом
Молодость наша встаёт.

Кто же твердит, что, утратив победу,
Мы опустили штыки?
Век пролетит, и по прежнему следу
Новые выйдут полки.

Так же к затворам потянутся пальцы,
Хрипло зальется труба,
Двинется в такт пулеметного вальса
Странная дама Судьба.

И на столетья останутся с нами,
В вечность врезаясь свинцом –
Белая гвардия, русское знамя,
Меч под терновым венцом.
    ___________________
    * Иллюстрация –
       картина А.Ромасюкова "Ледяной поход"

«Мы смело в бой пойдём за Русь Святую…» Узнаёте песню? Её пели соратники генерала Лавра Георгиевича Корнилова. В ночь с 22 на 23 февраля (по новому стилю) они покинули Ростов под гул канонады наступающих красных частей и вышли колоннами в заснеженную донскую степь. Было их около 4–х тысяч бойцов и свыше 2–х тысяч беженцев. Что же это за армия, в которой ротами подчас командовали полковники, а штабс–капитаны шли рядовыми, да и сам командующий шагал впереди с вещевым мешком за плечами?

Конечно, сейчас, когда к нам вернулись книги Романа Гуля и генерала П.Н.Краснова, мемуары А.И.Деникина и П.Н.Врангеля, нет нужды лишний раз объяснять, что белогвардейцы вовсе не звери в человеческом обличье, как показывалось в советских фильмах, что сражались они не за дворцы и поместья, и даже не за Царский трон, как пелось в большевицкой агитке… Но вспомнить о них нужно, и именно 23 февраля, в первый день Ледяного похода. Вспомнить хотя бы потому, что костяк Белой Гвардии составляло кадровое русское офицерство – те самые защитники Отечества, праздник которых ныне отмечается. А ещё там были мальчишки–юнкера, чудом спасшиеся и пробравшиеся на Дон из своих разгромленных и расстрелянных училищ. Были 13–летние кадеты, с трудом поднимавшие винтовку, были вчерашние гимназисты и студенты, девушки–курсистки, ставшие сёстрами милосердия… В ледяную донскую степь уходила русская интеллигенция, те самые «сливки общества», которые столетия выделял из своей среды народ и которые по воле большевицких вождей были обречены на уничтожение.

«Белая Армия, чёрный барон…» – не было ещё в феврале 1918 года во главе Белых войск «чёрного барона» Петра Николаевича Врангеля, действительно носившего баронский титул, но не имевшего ни дворцов, ни огромных земельных угодий. Другие вожди вели тогда маленькую Белую Армию. М.В.Алексеев, Л.Г.Корнилов, А.И.Деникин, С.Л.Марков, М.О.Неженцев – эти имена навсегда вошли в Историю. Почти все они погибли в том же 1918 году. Лишь один Антон Иванович Деникин дожил до глубокой старости, став историографом давних боёв и сражений.

Два с половиной месяца длился Ледяной поход. Две трети из тех, кто вышел в него, покидая Ростов, так и остались в донских и кубанских степях. Красное кольцо вокруг Белой Армии то сжималось, то разжималось. Был многодневный, кровопролитный штурм Екатеринодара. Гибель генерала Корнилова. Отход белогвардейцев обратно на донские земли, охваченные всеобщим восстанием казаков.

Да, они не были ангелами, воины «лебединого стана». И на жестокость отвечали не меньшей жестокостью. Расстреливали, вешали, убивали… Гражданская война тем ужасна, что происходит внутри самого народа: свои бьют своих. «Народ не с нами, народ против нас!» – говорил полковник Турбин из знаменитой булгаковской пьесы. Какой народ? Мобилизованный под угрозой неминуемой смерти в Красную армию? Или заманенный хлёсткими призывами в петлюровские части? Да в любой Гражданской войне народ всегда сражается против самого себя! И Булгаков знал это не хуже любого другого, сам ведь некоторое время служил у добровольцев.

Но вот сейчас ещё можно слышать фразу типа: «Белые воевали за свою правду, а красные – за свою». Из этого следует, что понимание правды у Белых и красных было разным. Любопытно, а за чью «правду» погибали крестьяне Тамбовской губернии, которых красный командарм Тухачевский травил газами? За чью правду сражались рабочие Ижевского и Воткинского заводов на Урале, знаменитые Каппелевцы, до 1919 года ходившие в атаки на красных под красным же флагом? А может, у махновцев тоже была какая–то своя правда, защищая которую, они с равным пылом рубили и большевиков, и белогвардейцев?

Нет, правда была и есть одна–единственна: Божья правда! Идеи и стремления – разные. Но если говорить только о красных и Белых, то тут ведь война шла между господами и товарищами: господа – они с Господом, а товарищи – они товар ищут. Для большевиков товаром была Россия, её они пытались разменять на мировую революцию и в 1918 году, и позже. А тогда в страшные годы гражданской бойни великий Иван Бунин писал в дневнике: «Святейшее из званий, звание «человек», опозорено как никогда. Опозорен и русский человек, – и что бы это было бы, куда бы мы глаза девали, если бы не оказалось «ледяных походов»! Лучше, пожалуй, не скажешь.
   _____________________
   * Это – фрагмент моей статьи "23 февраля. Первый день Ледяного похода",
      написанной и опубликованной уже давно: в феврале 2001 года.      
      Самое печальное, что с тех пор в нашем общественном сознании мало   
      что изменилось. И 23 февраля по–прежнему остаётся праздником...
      Полный текст статьи можно прочитать здесь:
      http://www.stihi.ru/diary/cornett/2014-11-19