Реки вспять. Смысловые палиндромы

Синявская Наталья
     Представляю вашему любезному вниманию
     миниатюры с палиндромическим смыслом,
     которые заключаются в названиях,
     а раскрываются в содержании.
 
Аз - за
__________
Я цепляюсь за жизнь стихами,
очищаю слезами - дух.
"ЗА" и "против"- живу АЗами,
с тонким миром сверяя слух.

Так каков арсенал поэта,
кто же водит его рукой?
Я у Бога ищу ответа,
а в молитве найду покой.

Только ею, как манной с неба,
я питаюсь день ото дня,
и нуждаюсь, как в крошках хлеба,
чтобы Дух посетил меня.

 Арки - икра, и не только...
_____________
В арках прячутся ремарки:
сумрак улиц, звук шагов...
Арки, милые кухарки,
нас уводят вглубь дворов.

Рассекречивают тайны
чьих-то окон и портьер!
Где - подстава, где - подарки,
где - карьера, где - в карьер!

Где - шампанское с икрою,
а где - водка и рассол...
Арки - милые товарки:
тут - посыльный, там - посол!

 Ау!- Уа!
__________
      
        аты-быты шли солдаты -
        думала, что рыцарь в латах.

О тебе - давно не плачу,
а тебе - давно плачу,
чтобы ту же участь жертвы,
даже хуже - палачу!

Что с тобой, милый, стало?
Ты - растаял, я - расту!
Кто-то свыше нас расставил
друг от друга за версту!

Все, закончили дебаты:
битой бить или набатом,
батлы матом - слушать в лом,
всех на маты - кувырком!

2-я редакция

  Набат по нам
         "О, как убийственно мы любим!"
                Ф.Тютчев
О тебе - давно не плачу!
А тебе - давно плачу,
чтобы ту же петлю жертвы -
даже туже - палачу!

Что с тобою, милый, стало?
Ты - растаял, я - расту!
Кто-то Вышний нас расставил
друг от друга за версту.

И верстает в самом деле
Книгу судеб - день за днем:
что не спели, как отпели,
где сыграли, что - споем!      
24.03.89/98

 Коб(зарь)-(Раз)Бог
______________________
Бог - Творец, Кобзарь* - певец.
Что-то понял, наконец?
ведь Денница - Сын Зари -
первым метил в Кобзари!
Первым стал кумиром он,
так же - первым палачом.
Люцифером стал певец,
нашей песенке - конец!

*Кобзарь-певец, сказитель, в авторском примечании
перекликается с Деницей - сыном зари,
светозарным Ангелом, отпавшим от Бога, ставший Люцифером.

Вес - сев
____________
Сеет ангел, сеет бес,
один - кротость, другой - вес.
Один - правду, другой - ложь,
дьявол - плевлы, ангел - рожь.
Но когда приходит жнец -
всем трудам, всему - конец!
Плевлы с рожью очень схожи,
так чему нас учит стих?
А Писание нас учит:
«По плодам узнаешь их!»

 Волу - улов
______________
Волу - тяжесть, рыбаку - улов,
а мне - гадость всех твоих слов.
А мне - радость всех моих рифм,
А ты думал - свяжешь? Наскочу на риф?!

Извлекаю выгоду из беды:
вот такая я! Знал ли ты?
Волу - тяжесть, рыбаку - улов,
мне - смирение, а тебе - покров!

 Вор - ров
____________
   "Я - слово, втоптанное в душу,
    я - бог, что прячется, как вор..."
    (Г. Толин "Отрекшийся")

Как целится в упор
в отсутствии ствола?
Пишу стихи, как вор,
в надгробие стола.

Скрывая свой музей
от мужа и семьи,
от всех моих друзей,
как труд епитимьи.

А ров - он где-то там,
он прячется, как вор,
от всех моих затей -
один немой укор!

И пусть пишу я в стол,
а пела лишь ему...
От этого, поверь,
не плохо никому!

а было хорошо,
но было и прошло.

 Грехи – и Хер(увимы) Г(осподни)...
_______________________________
Бывают «милые» грехи -
твои «любимые» привычки,
они - как детям в руки спички,
они как в кузнице - мехи!

А Херувимы славят Бога,
и Ангел плачет у дверей,
У кельи ветхого чертога,
о грешной совести твоей.
   
 Довод - довод
_____________________
Довод - как овод,
как кровосос,
Стар ты, иль молод, -
жалит всерьез!

 Дух – худ. Нас - сан
______________________
        "Важен лишь дух, и ничто иное."
                Уолт Уитмен
- Кто нас делает личностью?
Статус, сан?
- Дух Животворящий!
  Он Сам!

 Же - еж
__________
У меня с протеЖЕ -
просто же...
Я глотаю пилюли в драЖЕ.

 Закон – наказ
_______________
       Выше законов-любовь, выше права-милость,
       выше справедливости - прощение!
                (Патриарх Алкексий II)

Ты чтил закон, в котором козни,
который писан для казны.
Ты им казнен, но на погосте -
любовь поставила кресты!

 Иной - они
_____________
Не всякий иной народ
иного из нас поймет.
Да и что говорить,
коль на вкус соседа -
твой мед - как помет!

 Клопы – и полк
(Нашествие на шествие)
______________________
Ну, Бог с ним, происки врагов,
с какого, Боже, потолка
посыпалась орда клопов -
на строй Бессмертного полка?
И что орде той ордена,
когда голодная она?!

 Масса - а сам?
________________
Я не люблю скопления народа
и давки обхожу я стороной,
во мне живет упрямая порода -
свобод, не ограниченных стеной...

железных занавесей, стачек и кордонов, 
мозгов желейных - трусов всех мастей -
я почитаю святость тех погонов,
кто пал за родину в эпоху всех вождей!

И снова сестры, матери и дщери -
склоняют головы цветами на полях,
они восполнят каждую потерю,
взрастив все лучшее в рожденных сыновьях!

   Мог – ком
(Актер – редко)
________________
Играл актер, совсем промок
и выбился из сил...
Он сделал в роли все, что мог,
но в образе не жил!
Ты думал: зрители - толпа,
толпа, а ты - пророк?
Не стать актером никогда
тебе, тебе, игрок!
    +++
Актер - это редко,
он - птица, не клетка,
и - ком... не комок,
ах, если б ты мог!

 Молва - а, в лом!
___________________
Маслян блин, да отрыгается,
ты же автор, а не перст!
И жует, не содрогается:
без зубов молва всех ест!

         
 Норов - ворон
_______________
          Целовал ворон пташечку-
          до последнего перышка!
                (автор)
Какой упрямый норов!
Ты внес в семью раздор:
душа - от ран и сколов -
мутнеет, как фарфор.
Презрение - презрето!
Ну, выпустил ты пар?
Остались без ответа
твой натиск и угар!
Ты - будто черный ворон
и черный воронок:
судьбою мне дарован -
какой с того мне прок?
 
Нос - сон
_____________
Не суй свой нос в дела чужие-
спокойный сон тебе в награду!

 Образован - навоз арбы
________________________
       На кормилицу ложились
       за тебя - и хлыст, и ор!
                (автор)
Да не бык ты, а теленок!
твои знания - навоз!
Образован ты с пеленок
и поднял, дурашка, хвост!
А корова встала грудью
за теленка - дурака
когда в стаде, на распутье -
он - чуть не сломал рога.
Твоя жвачка - точишь лясы -
вон из хлева, без пинка!
Молоко, навоз и мясо
мать отдаст за жизнь сынка!

Око - око
__________
Нервным током и жизненным соком
мы платили за счастье не раз!
Кто-то сверху недремлющим Оком
терпеливо взирает на нас.


 (В) Питер(бург)! - груб, ретив...
__________________________________
Груб, ретив, а как иначе?
Был Царь Петр озадачен,
на болотах строя град -
Петербург! Не Ленинград.
Медным всадником стоит,
и свой город сторожит!
 
 Пророк - короб
________________
«Пророка нет в отечестве своем!»
Одни коробейники -
торговцы и зазывалы -
короче, репейники.
Глашатаи улиц и площадей:
по купцу и товар...
Не соль, не вода, а так себе - пар!
            
 Рай - яр
__________
   "в беззакониях зачат есмь..."
                (Пс. 50)
На родине, как на чужбине:
ну, ни плеча, ни участия!
Девочка - с женской судьбиной -
плачет... над своим счастьем.
Не убивай! Под сердцем - твой рай!

Рок - кор, мог - ком
______________________
Звездою издали казался,
это - рок!
Но комом грязи разорвался
об порог!
Живую, теплую ее я соскоблю
и новую звезду себе слеплю.
            
 оно - оно
_____________
  "Рукописи не горят!" (М.А. Булгаков)

Письма рукописные - поверьте -
будто бы ожившая душа,
с маркою почтовой на конверте -
чувства воскрешает, не дыша!

Как прочесть письмо, минуя годы,
как увидеть почерк в смс?
Все течет: мобильники и коды,
времени по-прежнему - в обрез.

Письма - талисман любви и веры,
ценный алавастровый сосуд,
чувства в них - туманные без меры  -
принесу нетленными на суд!
   
  Отчет - Те что?
_____________________
Отчет строчу Те, Отче,
коль даровал талант!
Небесной нашей почтой -
я стала - номинант!
Не важно, на чьем поле
я буду - финалист.
А далее - тем более -
Весна танцует твист!
 
Смс-смс
______________________
     Деградация страны -
     стала делом сатаны.
Это слово - смс,
будто краткое: "Р.S."
Как же смысл обрящет сил,
где же текст, а не посыл?

Птичий разум и язык,
так заразен, будто "клик",
и кликушествует мир,
как в чуму, затеяв пир!

Я, конечно, за прогресс,
рассылаю смс,
Где там вязь или резьба?
Отвыкаем от письма!
Р.S. -послесловие.
 
"Уф" - "Фу!"
_______________
От еды Фаст Фуд -
тянет: «Фас!», да «Фу!»
У меня - конфуз
от твоих кон-фу...

++++++++++++++++++++++++++++++++
Пример относительно полной палиндромичности в лирике.

Ведьме - ем дев
  «Нам Богом быть бы мог - обман!»
                (Б. Гольштайн)
Ведьма в ухо лоху:
«Уж я веники не вяжу,
умер - и мир ему -
ежу, ужу...
Я ем змея, ем дев! -
Бел хлеб - вес, сев…»
Лох:
А врет, стерва:
«Шанс наш  - то ров, то отворот,
нам сила - талисман!
меня истина манит сияньем,
а  у нее - мат и тут, и там!»

Ел сопли - пил после,
«Я - урод! - ору я,
я - лопух у поля!»
Молим о милом,
ушами машу,
я и ты, снимал лапшу
уже лежу... у  шпал:
АМНИСТИЯ!
                ЗАЗЕРКАЛЬЕ (ПаLЕNDромы)
Предание гласит, что первыми словами человека было обращение Адама к жене: "Мадам, я Адам!", которое палиндромично, то есть читается в обе стороны.
Вопрос:
- Почему в Израиле нет знака СТОР?
- Потому что они читают справа-налево!
- ????????????????????????????????????
   Дорогой читатель! Спасибо, что побывал со мной в увлекательном путешествии под названием «Палиндромы». Зеркальные слова (в моем случае - в названиях стихотворений малых форм при раскрытии их смысла в содержании) - это лирическое баловство, которым владели великие мастера слова, более всех в этом преуспел поэт начала XX века – В. Хлебников, живущий в Астрахани, который талантливее всех «зеркалил» ("Кони, топот, инок" и др.). В основе искусства лежит... что? Образность!
   Лирическое отступление.
   Любой художник (слова, звука, цвета, формы, пластики и т.д.) находит свой язык образности в том виде искусства, которое он представляет своим талантом как творческая единица.
   Искусство – это площадка для самовыражения. В преломлении таланта творческих людей, искусство представляет собой живой и неповторимый калейдоскоп, расцвеченный масштабом личности художника.
   В лирике могут быть и такие увлекательные эксперименты, которые я вывела в раздел «Зеркальные рифмы». Вы скажите, что со словом можно и поиграть, а музыка, живопись, скульптура, архитектура - вряд ли нуждаются в подобных приемах и экспериментах. Но это не так. В искусстве все параллельно, а различные приемы могут использоваться так же и в различных видах искусства.
   Палиндромы. Законченность и бесконечность.
   Например, палиндромы в музыке. Что это такое? Это зеркальные гаммы. Для чего они нужны? Гием де Машо – первый композитор, который создал музыкальное произведение - пьесу «В моем начале - мой прием». В Российском переводе – «Шаг рака».
   Удивительно, но человек, животные, насекомые, птицы и рыбы - все живые существа на земле имеют правую и левую сторону, симметрию, зеркальность. Может быть, творческие эксперименты подобного толка - это поиск золотого сечения, симметрии в искусстве?
   Иоганн Себастьян Бах играл фугу и множество пьес, которые содержали в себе звуковую геометрию. Зеркальность - это и законченность, и бесконечность. Например, если поделить пьесу пополам, то один исполнитель может играть «прямо», а другой «вспять» ОДНОВРЕМЕННО, и гармония не будет нарушена. Один - с начала, другой - с конца. В таких экспериментах сочетаются и вдохновение, и точный расчет, и непременно высокая техника владения инструментом.
   Гайдн, Бетховен тоже отличались наклонностями экспериментаторов в музыке и в разное время сочиняли свои опусы. В XX веке геометрия звука получила свое развитие в Инверсии (линия из 12 звуков)- «Ракоходная инверсия». Дошло до того, что музыкальную линию развернули и по горизонтали, и по вертикали. А это - крест.
   Великие композиторы Стравинский, Шнитке владели искусством написания мкзыкальных палиндром.
   Джон Леннон любил «Лунную сонату» Бетховена и мечтал создать романтическое произведение с тонкой и мягкой лирической окраской, как бы «с поволокой», но все его попытки не привели к желаемому результату, и тогда он просто сыграл это произведение наоборот. В итоге мы имеем в арсенале известное произведение. Какое? Поэкспериментируйте. Самое удивительное, что никто не стал его привлекать за плагиат.
   Резюме: подобные эксперименты говорят о вечном поиске творческих людей в любом формате - совершенной формы, рифмы, линии, пластики, образа...
   Буду благодарна за рецензии на предложенную подборку стихов (она шире, все не уместишь в данном формате), которую я вывела в рубрику «Зеркальные акварели». И пусть у меня всего лишь "зеркалят" названия стихотворений и смысл, но эксперимент в этом направлении принес мне много положительных эмоций и детской радости открытия.