Мой Холокост

Михаил Моставлянский
Литературный дневник

Для меня Холокост – это камень преткновения, несходимость рядов, нерешаемая теорема, опрокидывающая все постулаты веры и потому разрушающая мою внутреннюю гармонию. Верующие в Творца знают, что нет ничего вне Его, мимо Него и помимо Него. Он – Абсолют. Он – это Всё. Силы «зла», именуемые в иудаизме как «ецер а-ра» или «ситра ахра» - тоже от Него. От Б-га не может быть ничего плохого. Основной постулат иудаизма – «эйн ра – эла тов», т.е. «нет зла – и всё есть добро». А то, что нам кажется злом, есть лишь непонятое нами добро – ибо пути Господни неисповедимы, меньшее не может вместить в себя большее, ничтожное неспособно понять Великое. Сколько я слышал «сипурим» о том, как человек опоздал на самолёт (т.е. безусловное зло), а потом он узнал, что самолёт потерпел крушение (т.е. опоздание обернулось «добром» ). Или другой пример: дикарь попадает в операционную и видит, как люди в халатах и масках, орудуя ножами (скальпелями) режут несчастного полуживого лежащего на столе (к которому он привязан ремнями) человека, истекающего кровью. Дикарю кажется, что он попал на какой-то жестокий обряд жертвоприношения, ибо уровень его сознания не позволяет понять, что здесь творится добро, и люди с ножами спасают жизнь «жертвы». Так и мы – подобны дикарю, который пытается понять промысел Б-жий. Зло в этом мире – иллюзия, как и добро – оно создано Вс-ним во имя дихотомии, позволяющей человеку делать постоянный выбор – на протяжение всей жизни – между добром и злом, между жизнью и смертью. Ибо сказано в Торе: «Сегодня я призываю в свидетели против вас небо и землю: я предложил тебе жизнь и смерть, благословения и проклятия. Выбери жизнь, чтобы тебе и твоим детям жить и любить Господа, твоего Бога, слушать Его голос и прилепляться к Нему. Ведь в этом твоя жизнь, и Он даст тебе много лет на земле, которую Он клялся дать твоим отцам Аврааму, Исааку и Иакову.» (кн. Дварим, п.19). Казалось бы, вполне простая логика – выбери добро, и будет тебе счастье… Ан нет! Откуда тогда берутся все эти несчастные дети в инвалидных колясках, праведники, сгорающие от болезни во цвете лет, люди, гибнущие в катастрофах и эпидемиях и т.д.? На протяжении нескольких трактатов Талмуда обсуждается проблема «почему случается, что праведнику плохо, а злодею хорошо »? Откуда берутся все эти войны, погромы, эпидемии, стихийные бедствия? Что это – наказание? Намёк? Предупреждение? И если нет в этом мире воздаяния за добро и кары за зло, то как можно существовать в этом мире, на что опереться, на что надеяться? И потом - как бы человек ни прожил свою жизнь – она всегда кончается смертью… И что такое тогда жизнь? А смерть – это конец или только начало? Сколько раз я приставал к своим раввинам со своими вопросами, а получал только один ответ: мы никогда не поймём Творца. Мой рав как-то раздраженно мне сказал: еврей тем и отличается от не-еврея, что он не задаёт вопросы, а ищет ответы в Торе и выполняет заповеди безо всяких «зачем» и «почему». Что ж, наверное, он прав, и я «еще не совсем еврей»… Я продолжаю задавать эти проклятые вопросы – хотя знаю, что ответа на них нет…