Сказка на оселке народной морали

Янис Гриммс
(Из тетр. «Литфак»)

Иные русские сказки в высшей степени абстрактны, то бишь в своих сказочных образах, читай –  действующих лицах, абсолютно оторваны от жизни, хотя и начинаются со слов «жили-были».

Например, чудесная сказка о пузыре, соломинке и лапте, которые пошли в лес дрова рубить.

Дошли, значит, до реки и не знают, как перейти через реку.

Лапоть говорит пузырю:
- Пузырь, давай на тебе переплывем!;

- Нет, лапоть! Пусть лучше соломинка перетянется с берега на берег, мы по ней перейдем.;

Соломинка перетянулась с берега на берег. Лапоть пошел по соломинке, она и переломилась. Лапоть упал в воду.

А пузырь хохотал, хохотал, да и лопнул.

#
Кажется, в этом сказочном сюжете нет ничего кроме юмора. А вот не скажите. Давайте разберёмся. Ведь что главное в эпическом жанре? Характеры! И тут явлены характеры замечательные. Во-первых, все персонажи исключительно трудолюбивы – во всяком случае, физического труда не чураются. Дрова рубить – это не барану чихнуть! Во-вторых, смотрите, как дружны столь разительно не похожие друг на друга пузырь, соломинка и лапоть – и в лес собрались вместе, и до реки дошли без приключений. Значит, взаимное уважение было изначально. Молодцы ребята. Но вот перед рекой возникла проблема с переправой, и здесь, в этом ключевом моменте, у каждого вдруг проявилась своя, доселе скрытая суть.  Лапоть как лидер компашки первым предложил хитрый вариант с переправой верхом на пузыре. Уже смешно. Пузырь отказался. Не дурак, мол, хитрована слушать. Пусть соломинка перекинется с одного бережка на другой, а мы воспользуемся. Ну, соломинка, дура дурой, и согласилась. Да и лапоть, хоть он и неформальный лидер, оказался дурнем. Пошёл дуроломом, да и сломал хребет дурочке соломенной. И сам, дуралей, упал в реку. А что пузырь? Казалось бы, единственный умный в честно'й компании? Ан нет. Увидев, как лапоть зачерпнул (так и хочется сказать - "хлебалом") речной воды, пузырь стал безудержно хохотать. Ну и лопнул, дурачина надутый. Жалко соломинку. Жалко лаптя, который, судя по всему, утоп. А хохотунчика не жалко. Потому что это нехорошо – смеяться над чужой бедой. Тем более когда в беде оказались твои товарищи. Сказка – ложь, но в ней намёк на базовые моральные ценности.