На Митрофановском кладбище

Галина Романова -Ладина
  Жизнь после войны в нашей семье складывалась наилучшим образом: отец вернулся с фронта с тяжелым ранением, но живой, и, несмотря на судимость по какой-то нелепой статье, погашенную на полях сражений, был принят на престижную адвокатскую  работу в районном суде. Родители спешно принялись за работу по восполнению численности населения нашей страны,  и очень скоро в нашей семье было уже три девочки, и намечалось прибытие четвёртой.

 Маме с её врождённым пороком сердца было нелегко, и, видимо, по этой причине родители пригласили в наш дом нянечку из деревни Бардицы. Тане было не более шестнадцати лет, но это была вполне зрелая девица, которую военное лихолетье научило всему, что необходимо знать и уметь человеку во взрослой жизни.  Кроме того, девушка знала много сказок и – о чудо! -  умела красиво петь.
 
 Рассказывать страшные сказки про  ведьм и мертвецов мои родители Тане запретили, но зато разрешили петь народные и патриотические песни.  И однажды она спела   песню, сокровенный смысл которой я постигла сравнительно недавно,  будучи взрослой верующей женщиной… Песенка, в общем-то, глупенькая и сентиментальная, но в устах Тани и восприятии пятилетнего ребёнка она обретала особенное звучание.

 Кстати, мелодию этой песни многократно слышали и ежегодно слышат в новогодний вечер все без исключения жители бывшего Советского Союза, её использовал композитор Микаэл Таривердиев в преамбуле фильма «С лёгким паром». Помните, там какой-то счастливый мужичишка – видно успел уже тяпнуть рюмочку на проводах старого года - самозабвенно играет на гармошке? Так вот, это и есть та самая народная песня! До сих пор помню её неуклюжие слова:

Вот, друзья, сейчас расскажу я вам,
Этот случай был в прошлом году:
Как на кладбище Митрофановском
Отец дочку зарезал свою…

 Мотивом к этому ужасному преступлению послужила избитая семейная драма: у девочки умерла мать, и отец женился на другой, злой мачехе, которая люто возненавидела ни в чем ни повинную падчерицу:

Неродная мать ненавидела
Семилетнюю крошку сперва.
Но ничем её не обидела,
Но задачу отцу задала:
«Ты  убей её иль  в приют отдай,
Только сделай ты всё поскорей;
А не сделаешь – я уйду от вас,
Жизнь в разлуке мне будет милей»

 Далее идёт подробное описание преступления с каннибальским смакованием подробностей  расправы над несчастным ребёнком, но эту часть песни я опускаю:

Жаркий день стоял, духота кругом,
Стал отец дочь на кладбище звать.
Не хотелось ей идти с папкою,
Но хотелось проведать ей мать…

 И тут я хочу сделать небольшое отступление и вернуться в нашу семью конца сороковых годов прошлого столетия, чтобы прояснить, почему и – главное -  чем именно  потряс меня сюжет этой дурацкой песенки… Дело в том, что я очень любила своего отца, и моя любовь была взаимной.

 Папа был не блондин и не брюнет,  он был рыжий, весь усеянный крупными веснушками. Веснушки были везде –на лице, руках-ногах, на груди и на спине…
Помню, как мы с Майей гадали – есть ли у него веснушки на жопе, и однажды утром, когда он  шел в туалет, я изловчилась и сдёрнула с него трусы. На ягодицах обнаружилось несколько веснушек, редких, но зато особенно крупных. Мама схватила ремень, чтобы наказать меня за хулиганство,  но мой любимый отец защитил меня от заслуженного наказания – он всегда в подобных ситуациях был на моей стороне – и объяснил, что веснушки бывают исключительно у тех людей, которых любит солнце. Веснушки – это поцелуи солнышка. Я ещё выразила тогда недоумение, почему солнце поцеловало моего отца в такое неожиданное место…

 Как все рыжие, отец был вспыльчивым и эмоциональным, любил выпить и покушать,  и вообще был жизнелюбом, любил греться на лежанке русской печки и чудесно пел. Попутно скажу, что он и в девяносто лет был солистом хора ветеранов. Отец часто рассказывал нам  сказки,  про медного мужика, про Ивана царевича и серого волка,  про Гаера Кулия – это был мой любимый герой,  я с детства считала Гаера Кулия своим женихом, хотя он так и не нашел меня в моей земной жизни…

 У всех нас, папиных дочерей, были свои ласковые прозвища. Майя была пизёзёк (пирожок), Роза – тубоська (трубочка), Наташа – пугоська (пуговка). А я… вот апофеоз отцовской любви!  я была Синьгелявочкой. Всю жизнь гадала, что значит это таинственное имя. Оно ассоциировалось  у меня с зябкостью, беззащитностью, слабостью. А вот недавно чисто случайно узнала, что недалеко от той деревни, где вырос мой отец, было богатое село Синьгелия, откуда русские крестьяне боялись брать, но всё-таки брали изнеженных и ленивых невест. Возможно, оттуда и пришло это странное имя. Я действительно была лентяйкой и неженкой, считала себя принцессой, хотя в школе меня дразнили мартышкой и колдуньей, за что я и ненавидела школу.

 Итак, с отцом меня соединяла нежнейшая взаимная любовь. Помню, когда отец задерживался на работе, отмечая свою очередную адвокатскую победу и пьяным стучась в дверь,  – мама запирала дверь, притворяясь, что не хочет впустить его, провинившегося, в дом - я отбрасывала крючок … Взаимопонимание, выручка, солидарность и, главное, светлое родственное чувство неразрывно связывали меня с папой.Отец - моя гордость и опора, неприступная крепость, где немыслимы измена и предательство...
 
 И вдруг Таня  сообщает мне о невозможном: на кладбище Митрофановском чей-то  отец ради любви к подлой мачехе убивает свою  дочь! Это была  совершенно чудовищная весть! У меня случился нервный срыв, я рыдала, и долго никто, даже папа,  не мог меня  успокоить…

 Таня ещё некоторое время жила у нас, но ей с тех пор запретили петь нам любые песни, она, впрочем, по-прежнему пела их, когда родителей не было дома, но вскоре Таню уволили за какую-то провинность, кажется, за воровство…

 И вот, по прошествии семидесяти лет, я вспоминаю вновь и вновь эту  чисто Фрейдовскую историю, от которой должны, по идее, произрастать у меня самые различные неврозы, и пытаюсь понять, что именно так глубоко ранило меня в той песне тогда? Думаете, имел место Эдипов комплекс? А вот и нет… Тут изобретатель психоанализа терпит полнейшее фиаско! Я любила отца небесной любовью, но во взрослой жизни мне нравились совершенно непохожие на него мужчины...Напротив, я терпеть не могла рыжих. Право быть рыжим имел лишь мой отец и никто более!

 Так чем же так страшно ранила меня тогда эта песня?
Может, в образе  зарезанной девочки я видела и жалела себя? Тоже нет! Сядьте на стул и не упадите с него!

Я  ЖАЛЕЛА НЕСЧАСТНОГО ОТЦА, убившего любимую дочь! Жалела слабого, запутавшегося, преступного человека, и это была совершенно невообразимая боль! Я чувствовала  БЕЗЫСХОДНОСТЬ душевных терзаний убийцы, так, как будто сама была этим убийцей,  и с этим чувством не были сопоставимы никакие страдания его жертвы!

 Теперь я уже никогда не смогу почувствовать  что-то подобное, огрубела, очерствела, ожесточилась. И, рефлексируя, понимаю, что тогда, в детстве, я пережила момент сострадания к грешнику, которое, может, испытывал Бог, глядя на Адама,  Каина или Ламеха... Так Он смотрит сейчас на всех нас. Потому что Бог есть любовь...