Тепло бабушкиного дома

Белые Розы Сибири
 Людмила Шахурдина

    Тихо потрескивают угольки в протопившейся русской печи. За окном метель только-только начинает шалить и будто просится в окна тёплого дома, позванивая стёклами.
     «Каким ты был, таким остался, орёл степной, казак лихой…»-напевая , бабушка Устинья, украдкой смахнула слёзы и взялась за ухват. Сейчас с помощью её умелых рук будут быстро нырять в печь  противеньки,  чугунки. Это она настряпала вкусных шанежек, ватрушечек, пирожков с черёмухой, вернее с черёмуховой мукой.
     Летом набирала бабушка много ягоды, сушила на солнышке, запрягала коня, и ехали мы с ней на мельницу, за деревню.  А там мельник превращал чёрные горошины в коричневую муку. А зимой вкуснее пирожков с черёмухой, казалось ничего и не было.  Так вот ставит бабушка это «объедение» на противень в печь на загнетку, а по уголкам в чугунках морковку на парёнки и молоко натопится до коричневой пеночки!!! А мне то как здорово!!!Лежу на этой тёплой печке, свесила голову и наблюдаю за своей бабушкой, за своим родным человечком.  За её разрумянившимся лицом, за мелькающими руками.
-«Ну что, помощница, отогрелась? На- ко , попробуй- и даёт мне любимую начинку для пирогов.- Нам с тобой предстоит ещё много работы, не забыла какой сегодня день?»
- Суббота- девочкам работа, тётя Маша приедет, Ура!!!
-Слезай, будем пельмени лепить.
    Для пельменей у бабушки уже всё готово. И мы дружненько с ней работаем. Пельменей надо много-семья большая! Все соберутся в этот гостеприимный дом, ведь сегодня «банный день».  Я катаю сочни, а бабушка так ловко и быстро их превращает в ровненькие, красивые пельмешки. Они похожи на маленькие вареники, такие пельмени стряпала её мама Анна Степановна, которая приехала из Удмуртии , а у нас  (в Сибири) стряпали совсем другие, бабушка называла их «спасибички»
     За этим занятием она многое успевает рассказать. И что, её родители (Мои прабабушка и прадедушка) переселившись в 1907 году из Удмуртии (из Сарапульского района) в эти благодатные места, построили себе домик  на заимке Зайчиха. Здесь и до их приезда уже было много домиков, которые как грибочки рассыпались по берегам речушки с таким же названием, как и поселение - Зайчиха. Загородил дед Феоктист свою усадьбу вместе с речушкой, да так, что выйдешь из баньки на крылечко, зачерпнёшь студёной водицы и умоешь разгорячённое в русской здравнице, лицо.
    А за баней пролегала тропка к роднику. Ох какая чистая да холодная была в том роднике вода! Место  это гористое-отроги Салаирского Кряжа ,Пока пробилась водичка наружу, всё тепло растратила. Его тоже дед огородил жердочками, получился небольшой водоёмчик с зеркальной водой, который поил всех желающих и зимой, и летом Огород был большой и через него тоже весело журча, стремилась в тайгу говорливая речушка.
   Дедушка с бабушкой поливали всё речной животворящей  водой. вот поэтому и вырастал у них обильный урожай овощей. За рекой был овраг, там копали красную глину и готовили из неё краску для пола. Знали целое производство: Замачивали, отстаивали, процеживали, разводили олифой, которую тоже готовили сами из льняного масла, нажатого из семени льна. В результате кропотливого труда получалась красивая краска, которой и красили каждый год пол в своей избушке.
      За речкой жила семья, которая умела из камней, что собирали в этом овраге, выжигать известь. Мои прадеды были преклонного возраста, но духом и телом крепки Кроме того, что выращивали овощи, они содержали большое хозяйство. Была у них и своя пасека. Всей многочисленной родне хватало полезного для здоровья лакомства. Мужчины любили "побаловать" медовухой, которую мастерски готовила по русским старинным рецептам бабушка Анна .
     В годы коллективизации Зайчиха стала колхозом имени Будённого. Председателем в послевоенные годы был Василий Котельников- Брат моей бабы Устиньи (и об этом она тоже мне рассказала). Дед Феоктист   в свои почтенные годы приносил пользу для колхоза- он вил верёвки из льняной пакли. На его дворе стояло устройство и дед с удовольствием занимался этим делом. Изумительная природа вдыхала людям силу и физическую, и духовную. Не смотря на трудности , на перенесённое военное лихолетье, потери родных люди здесь жили добрые, трудолюбивые.
    В свои 85 лет дед Феоктист косил  сам свой покос  литовкой. Этакий крепкий, с окладистой бородой, в подпоясанной кушаком рубахой. А бабушка -полная, высокая, в длинном гарпуне (родня русскому сарафану) они гармонично дополняли Сибирскую природу. Будто бы и не переселенцы они из-за Урала, а коренные жители Сибири . Бабушка моя  оказывается тоже была переселенкой, привезли её сюда совсем ребёнком , она выросла здесь  и стала настоящей  Сибирячкой. Вот так за мирной беседой я узнала как жили -были мои предки.
     Как много унесла проворная речка Зайчиха воды, уж нет давным-давно и следов от заимки, где они жили,а над их могилками шумят ветра уходящего времени. Прадеда Феоктиста и прабабушку Анну есть кому вспомнить! Их 13 внуков живы! А сколько правнуков и праправнуков  радуется жизни.Так пусть же память о них передаётся от поколения к поколению.