Музыкальный очерк 9. И. Брамс. Струнные секстеты

Маргарита Мендель
Музыкальный очерк №9:
Иоганнес Брамс. Вечер струнных секстетов.


ИСПОЛНИТЕЛИ:
«Filarmonica» – квартет: художественный руководитель –
Народный артист России Валерий Карчагин (скрипка)
Заслуженная артистка России Оксана Анисимова (скрипка)
Илья Тарасенко (альт)
Станислав Овчинников (виолончель)
Артисты Новосибирского академического симфонического оркестра:
Ростислав Карчагин (скрипка)
Ирина Большакова (альт)
Наталия Мамакова (виолончель)

  «Я знал... и надеялся, что грядет Он, тот, кто призван стать идеальным выразителем времени, тот, чье мастерство не проклевывается из земли робкими ростками, а сразу расцветает пышным цветом. И он явился, юноша светлый, у колыбели которого стояли Грации и Герои. Его имя – Иоганнес Брамс».                Р. Шуман

  Вечер камерной музыки 3 ноября был целиком и полностью посвящен немецкому гению эпохи романтизма – Иоганнесу Брамсу. Слушателям этот волшебный вечер запомнится, как минимум, двумя особенностями: исполнением всех струнных секстетов Брамса в одном концерте и участием в нем трех артистов, музыкантов струнной группы не менее легендарного коллектива – Новосибирского академического симфонического оркестра.
  Выдающийся талант «Filarmonica» – квартета – участника десятков фестивалей (как российских, так и зарубежных) – общепризнан по всему миру. И высшая похвала артистам, когда в антракте по залу прокатывается волна восторженного трепета, полного неповторимого благоговения: «Это что-то невероятное!..», «Великое исполнение!..», «Ах, какая сыгранность!..»
  Особой заслугой коллектива следует считать включение и в собственный репертуар, и в культурных обиход постоянных слушателей, редко звучащие сочинения композиторов различных эпох. И, конечно, заслуженная благодарность за то, что артисты квартета не боятся экспериментировать с творческим составом, знакомя новосибирскую публику с новым поколением талантливым исполнителей нашего города. 
  С первых же тактов второй секстет Брамса захватил внимание аудитории роскошным звучанием струнных, своей очаровывающей радостью приятия жизни, светлым и поэтичным настроением, преисполненным тончайшего переплетения благородных и восторженных чувств. Точность и блеск нюансировки каждой музыкальной фразы – настолько искусная отделка художественных деталей в живом исполнении, что, кажется, все сокровенные чувства и мысли, уносясь от собственного «я» к другому миру, становятся частью чего-то непостижимого, огромного и незыблемого, частью этой Музыки. Полное единение и взаимопонимание. Такое исполнение – всегда блаженство, обволакивающее душу нежностью и красотой. Нужно ли говорить, что второй секстет Брамса – его последнее воспоминание о любви? Музыканты предоставили слушателям наилучшую возможность понять творческую личность композитора и пережить самим те чувства, что свойственны вдохновенной душе – чувства любви трагической, но в то же время необыкновенно возвышенной и светлой.
  Интерпретация си-бемоль мажорного секстета, в первую очередь, поразила своей энергичной самоотверженностью исполнения. Невероятный эмоциональный поток, шедший со сцены уже не мог сохранить прежних размышлений, – единственное, что оставалось публике – слушать и наслаждаться этим божественным мгновением с замираем сердца. В облике первого секстета Брамса вполне ощущалось влияние наилучших традиций венской классической школы. Здесь и драматизм – бурный и страстный, не лишенный элегической грусти, и лирическая хрупкость, что присуща камерной музыке эпохи романтизма. Сочинение, к которому тебе захочется возвращаться вновь и вновь на протяжении всего жизненного цикла. Потому что музыка Брамса – это всегда истинная картина жизни человеческого духа – мужественного, смелого, полного великодушия и благочестия. Почти оркестровый колорит шести струнных инструментов, так точно слаженных в своей индивидуальной чуткости и гибкости, не мог не вызвать восхищения брамсовским шедевром и заслуженных, бурных оваций публики.
  Незабываемый вечер чувственного совершенства, идиллии таинственного музыкального мироздания. И лучше этого – быть ничего не может. Браво!










М. Мендель. Ноябрь, 2017 г.