Неудачный подход

Белые Розы Сибири
Николай Гришин, Лауреат первой степени в номинации "О, Спорт, ты - Жизнь!"


   Сельская жизнь Анатолия была украшена тем, что еще в школе он увлекался спортом. Стоявшая в спортзале гиря привлекала подростков, желающих иметь силу. С завистью глядя, как физрук, крепкий парень, имевший разряд по вольной борьбе легко поднимает гирю вверх, ребята пытались  тоже поднять её над головой,  но редко кому удавалась поднять её даже двумя руками. Заслуживал авторитет тот, кто мог поднять её одной рукой.
   Таких было двое пятнадцатилетних восьмиклассников - Сергей плотный, крепкий от рождения парнишка и Анатолий, которому нравилось покорять этот двухпудовый снаряд. Гиря имела даже некоторую историческую ценность, её нашёл отец того самого физрука,  когда копал для нужд совхоза траншею  на своем тракторе. Она была старинная, о чем говорил двуглавый отлитый орел сбоку. Учась в старших классах, Анатолий выезжал на соревнования, иногда областные, что было событием для сельской местности.
   После окончания школы он окончательно решил связать свою жизнь со спортом, поступив в физкультурный техникум. Он определился в спортивный клуб и плотно занялся тяжелой атлетикой.  Имея уже неплохую подготовку, Анатолий быстро достиг неплохих результатов и на одном из соревнований претендовал на звание чемпиона города.
    В первом упражнении – рывок, у него остался лишь один соперник, студент одного из ВУЗов, кандидат в мастера спорта. После двух подходов Анатолий  заказал для себя  максимальный вес, который ему еще не покорялся. Выйдя на помост и, не замечая ни болельщиков, ни судей, он сосредоточился на упражнении, припорашивая ладони магнезией из ящика, который обычно располагался возле помоста, он мысленно поднимал снаряд:  вот он уже над головой, но, неустойчиво зависая, начинает падать вперед. Прогнув с усилием спину, находясь в глубоком приседе, он старался забросить тяжелую штангу за спину и, зафиксировав ее, встает, покоряя вес.
Прокрутив все это в голове, он подошёл к весу, поставил ноги на ширине плеч, наклонился к снаряду Анатолий, захватив в замок кистями рук шершавый гриф штанги, сделал небольшой выдох и начал упражнение. Дотянув снаряд до колен, он почувствовал, какая сила гравитации вступает с ним  в борьбу, но мысль пытается ее преодолеть и вот уже сильное движение спиной заставляет снаряд оказаться вверху над головой.
   Но сила тяжести не хочет сдаваться и тянет штангу вниз на помост. Анатолий уже раньше подготовил мысленно уловку этой коварной гравитации и вес зависает чуть сзади, создавая баланс точке опоры.  «Опустить, вес взят», - слышит он команду главного судьи соревнований и опускает снаряд с гулким стуком на помост.
В этот раз он все-таки не стал первым, в толчке более опытный соперник все же обошёл его. Но и второе место было вполне почетным и заслуженным.
   Анатолий сделал усилие над весом и над собой, добился результата и признания окружающих.
   Было еще много соревнований, переездов в разные города, спортивных залов с их звуками падающих на помост снарядов, запахами, разогревающих тело мазей и пота, который является неотъемлемым спутником тренировок и соревнований.
Жизнь превратилась в сгусток желания достичь определенной цели. Анатолия окружали в спортзале, где он проводил большую часть времени, такие же люди как он. Они имели разные характеры, манеру поведения и общения, но все были едины в одном, в достижении лучшего результата через изматывающие, опустошающие все другие желания, нагрузки. Остальная жизнь проходила как-то сбоку, она стала каким-то придатком к той основной жизни, которая стала заключаться лишь в одном – в постоянных все поглощающих тренировках.
    Два года пролетело незаметно. Анатолий стал одним из ведущих штангистов клуба. Подошло время армейской службы, и как-то, как само собой разумеющееся, он стал выступать за армейский клуб «Новатор», вперемежку со службой в части, куда его отправляли с товарищем по команде, выступающим в легком весе, Владимиром. Он был пареньком скромным, непритязательным к условиям, также одержимый, как Анатолий мыслью достижения максимального результата в спорте.
    Выполнявший норматив мастера спорта, тем не менее, Володя мало походил на тяжелоатлета - невысокого роста, среднего телосложения, в больших очках, он скорее был похож на шахматиста, да и играл в них он, довольно неплохо. Как-то во время одной из интенсивнейших тренировок, Анатолий уже достигший неплохой спортивной формы, получил травму руки.
    На пятом часу занятий, тренировка уже подходила к концу,  в которой Анатолий, судя по записям в дневнике, уже набирал около двадцати тонн объема нагрузки, основательно вымотал спортсмена. Но обязательная норма, которую он записывал каждую тренировку, не должна была быть уменьшена, чтобы кривая на графике объема и интенсивности занятий соответствовало пику формы, подводя спортсмена ко времени выступления на ответственных соревнованиях.
    Опытный тренер, бывший сам в молодости именитым спортсменом, внимательно за этим следил. На последнем упражнении, приседая с большим весом в рывковом хвате, штанга проскользнула по мокрой от пота спине, завернув при этом кисть правой руки. С минуту острая боль не отпускала, казалось, какая-то жесткая сила жгутом стянула руку до самого локтя.
    Подлечив руку во врачебном кабинете, находившемся в полуподвальном помещение клуба, Анатолий с напарником по команде должен был выступить на армейских соревнованиях. Как-то неудачным выдался этот спортивный год и для приятеля Володи, который перенес операцию на аппендицит и на тренировки ходил с туго перетянутыми эластичными бинтами туловищем. Но как бы то ни было, в армейской, тем более спортивной жизни, расслабляться было нельзя.
    Соревнования проходили в соседнем областном городе. Всё шло как обычно, за годы выступлений приятели уже привыкли к частым поездкам, проживанию в гостиницах или других местах, отведенных организаторами соревнований. На этот раз они определились в казарме, хотя никаких обязанностей солдатских будней на них не возложили, да и были они одеты по гражданке, в отличие от их соперников из военных училищ, будущих офицеров.  А сейчас курсантам нельзя расслабляться, они должны всегда подчиняться определенной уставом дисциплине.
   В день соревнований, как обычно, проведя разминку с плотно перетянутой бинтом травмированный рукой, Анатолий вышел на помост. Сделав пять удачных попыток, чтобы опередить соперника, он как это уже бывало раньше, заказал вес, который является рубежом для преодоления самого себя. Теперь к огромному весу, который своей тяжестью припечатывал к помосту, не позволяя сделать те движения, которые так необходимы для победы, к этому подключилось и преодоление своей боли.
    И вот уже привычным движением снаряд отрывается от резиновых прокладок положенных на помост для смягчения от удара, падающего на него снаряда. Вот он уже достиг колен и нужно совершить как можно более мощный подрыв вверх, чтобы штанга легла на расправленную грудь. Но боль, даже не сама боль, а страх перед её наступлением, сбивает все движения и тяжелый снаряд с гулким  стуком падает вниз.
Неудача, но в зачет идут предыдущие попытки и призовое третье место, а это тоже успех.
    Приятель Владимир из-за еще слабого состояния после операции,  получает обидную «баранку» в толчке и  выбывает за пределы награжденных. Но попытка преодолеть себя оправдывает любое поражение, в ней заключено свойство закалки характера, так необходимого в спортивных баталиях, где происходит преодоление своих возможностей, даже в критических ситуациях, когда тебя преследуют травмы и болезни.
    После соревнований, когда груз ответственности сваливается с твоих плеч, наступает ощущение легкости и свободы. Можно позволить себе расслабиться и не следить за режимом так строго, как это бывает накануне выступлений. Вот и тогда в те теплые, весенние дни можно было ближе познакомиться с городом, сравнить его с другими местами, где пришлось уже побывать.
   Анатолий со своим приятелем Вовкой сев в трамвай, у которого были широкие двери, такие им еще не приходилось видеть, решили проехать по улицам города, который оказался довольно интересным - с широкими улицами, с растущими вдоль домов деревьями, чистыми тротуарами. Вскоре трамвай, стуча по рельсам, выехал на окраину, за окном открылось широкое пространство зелёного луга, не застроенного высотными зданиями.
    Эта картина свежей весенней зелени на фоне городского пейзажа была достойна кисти художника и радовала глаз. «Остановка «Институт физкультуры», -  прозвучало в репродукторе. «Пойдем, посмотрим», - обращаясь к приятелю, предложил Анатолий, - «Я давно хотел там побывать, вот случай такой представился».
    Анатолий, еще учась в десятом классе, в купленном им в районе спортивном календаре прочитал адрес самого близкого спортивного вуза. Он и теперь помнил улицу Масленникова, номер сто четырнадцать. Главное он знал, что здесь есть кафедра тяжелой атлетики и вот сейчас, подойдя к двери, он войдет и увидит сам все своими глазами.
   Они вошли в здание. Пройдя коридорами, которые были почти пусты, они услышали где-то в конце знакомый звук. Это был зал для занятий тяжелой атлетикой.  И они увидели несколько тренирующихся парней в зале, который был расположен в небольшом помещении, всего несколько узких помостов, с устаревшими уже снарядами и никаких огромных, во весь рост зеркал, какие они привыкли видеть в залах родного города.
Подойдя к одному из тренирующихся молодому парню, поднимающему штангу со стоек, вес которой был небольшим, Анатолий поинтересовался, трудно ли поступить в их институт.
    Парень, положив снаряд, переведя дыхание, одет он был в мокрую футболку какого-то серого цвета, проговорил критически, оглядывая Анатолия и стоящего рядом Вовку.  «Для поступления в институт нужно иметь второй разряд», - важным голосом проговорил парень, не заметив иронической переглядки приятелей, имевших мастерские результаты в отдельных упражнениях.
    Немного понаблюдав за тренирующимися и не увидев для себя ничего интересного, приятели отправились к выходу. «Вот так разрушаются мечты юности», - без досады подумал Анатолий.
    Дожидаясь на остановке того же трамвая, друзья не без разочарования обсуждали свое посещение «высшего спортивного заведения». К ним подошел мужчина средних лет, одет он был в темно-синий плащ, аккуратно подстрижен. «Парни, помогите перенести один инструмент», - обратился он спокойным голосом, и лишь по ноткам беспокойства в своей просьбе было заметно, что его дело может быть неотложным. «Тут совсем недалеко», - сказал человек, указывая в сторону рядом стоящих пятиэтажек. Ребята, недолго думая, согласились. Почему бы ни помочь, тем более времени у них было достаточно.
    Перейдя через дорогу, они подошли к подъезду кирпичного здания. 
- Вот, парни, нужно этот инструмент  поднять на второй этаж». «Инструментом» оказался блестящий рояль. От черного лака отражались блики солнца, клавиши были закрыты крышкой. Странно, что так называл его незнакомец, подумали ребята. Но раз уже они согласились, тем более, таскать тяжести было у них частью жизни, приятели приготовились к делу.
   Из соседнего подъезда вышли двое мужиков. Судя по их обращению к тому, кто обратился с просьбой, они уже были в курсе дела и без лишних слов стали помогать двигать рояль в подъезд. На первый этаж подъем прошел без особых усилий, рояль имел небольшие колесики, что помогало его двигать там, где было возможно. Но когда, миновав лестничную клетку, подъем пошел выше, пришлось напрягаться. Инструмент не хотел разворачиваться в проеме узких дверей. Но общими усилиями, сделав удачный толчок, рояль оказался в коридоре квартиры.
    «Спасибо парни», - сказал незнакомец. «Вот вам, возьмите», - он подал какой-то сверток яркой бумаги.  Уже на улице приятели, развернув его, увидели слипшиеся разноцветные конфеты леденцы. Немного удивившись такому презенту, решив, что для солдата и конфеты подарок, ребята отправились в свою казарму, служившую им гостиницей.
   На следующий день, когда к вечеру они должны были отправиться с вокзала назад в свой город, к ним с разговором обратился их начальник, майор, ответственный за спортивную организацию. Он прибыл с ними на эти соревнования в качестве инструктора, руководителя и тренера в одном лице. Он расспросил о вчерашнем путешествии ребят в город. Ничего не подозревая, парни в общих чертах рассказали о своей поездке.
    Майор неожиданно подал им два листка с пятью вопросами, выписанными в столбик, где к их удивлению, они должны были кратко ответить, кто и где просил их помочь перенести так называемый «инструмент». В конце был вопрос - знали ли  они, кому помогают и какое вознаграждение получали. Удивленные Анатолий и  Володя ответили на все вопросы как положено в армии, не задавая встречных.
    Интригу раскрыл сам майор: «Вы, не ведая об этом, помогали грабителям. Это ж надо, ограбив квартиру в соседнем подъезде, продать награбленное в другой! Сколько живу, был и в «горячих» точках, но нигде не слышал, что можно продать ворованный рояль. Этих гастролеров уже давно ловит милиция и тут как раз подошел случай, их взяли с поличным после вашего ухода. Ну, а ваши показания, думаю, заочно теперь пойдут как свидетельские», - объяснил начальник, убирая лист с объяснениями в зеленую  папку.
   Под стук колес Анатолий с другом Володей еще долго подшучивали друг над другом, вспоминая неудачный подход в виде толчка ворованного рояля, в проем дверей незнакомой квартиры. Впереди было лето, а  за зимой демобилизация из армии и полная неожиданностями жизнь.