Вячеслав Харитонов. Северных красок финифть...

Вячеслав Харитонов 2
   Какое счастье - открывать таланты! Когда двенадцать лет назад, в декабре 1997 года, в городском литобъединении среди стихов вновь пришедших прозвучали стихи Александра Карякина, я тут же, выделив его из общей массы новичков, понял, что у этого автора достойное будущее. Простые и в то же время одухотворённые истинным чувством поэта, его стихи подкупали своей естественностью и общедоступностью. Ни погони за вычурной фразой, ни эффектной рифмы, ни слишком уж броского образа. Но как берёт за душу! И я не обманулся в своих надеждах. Александр, близкий мне по общему настрою, привычкам и затрагиваемым темам, сразу же покорил меня. И, составляя сборник сызранских поэтов, писавших на военную тему, "У старого окопа", посвящённый 55-летию Великой Победы, я не преминул включить в него и Сашины стихи. Они оказались хорошим трамплином для дальнейшего творчества поэта. Через два года он уже выпустил собственный сборник стихов "У родного порога". А позже был принят и в Союз писателей России.
   Разумеется в первой книге ещё преобладали произведения о его малой родине, о родном доме, об отце и матери, о жене и дочке, но уже была сделана заявка и на освоение общероссийских и общечеловеческих тем. Может быть, профессия вахтовика-нефтяника способствовала тому. Не зря же он задался простым и вполне понятным вопросом:
     Кто я - сибиряк или волжанин?
     Или просто - волжский сибиряк?
   Но, как видно, Карякин быстро усвоил, что ипостась, в которой он находится, отнюдь не двойное гражданство, ведь обе его половинки - и Волгу, и Сибирь - объединяет в единое целое сама сущность его души, души истинного россиянина, не способного, уподобясь кулику, хвалить лишь собственное болото.
   Поэт постепенно переключается и на глобальные темы, которые не поднять, не покидая родного порога. Тема встреч и расставаний с близкими ему людьми, тема Волги и Сибири становится в его творчестве на какое-то время ведущей. Но поэт находит в себе силы переступить и эту ступеньку, хотя мысленно постоянно возвращается к ней. Да и как же иначе? Если он чувствует себя продолжателем отцовского дела и мироощущения:
     Я младший сын фронтовика,
     Гвардейца матушки-пехоты,
     Что сталью русского штыка
     И матом била вражьи роты.
   А о матери пишет так, как может это только глубоко любящий сын:
     Стала мама маленькой -
     Меньше моей доченьки.
     Ходит летом в валенках,
     Дружит с тёмной ноченькой...
     ...Надевает валенки
     И по дому крутится.
     Стала мама маленькой,
     Но не меньше трудится.
                ("В валенках").
   В стихотворении "Молитва", молясь за всех, она:
     Поклоны Господу кладёт,
     Но в просьбах о себе - ни слова!
   Пронзительно звучат строки из стихотворения "Святая":
     ...Все рыдали...И вдруг с небосвода
     Дождь на землю, как слёзы, стал лить.
     Я стоял рядом с гробом, вздыхая,
     А в толпе кто-то громко сказал:
     "Эта женщина, видно, святая
     Раз Господь так по ней зарыдал...".
   Равно как из стихов об отце "Запоздалая слеза":
     ...Скатилась запоздалая слеза,
     Когда вернулся я под отчий кров.
     Ты крепко спал, навек закрыв глаза...
     Прости, отец!..Но ты не слышал слов...
   Вообще Карякину, человеку, трепетно относящемуся к своим близким, к жене, дочери, к друзьям, порою даже не совсем вписывающимся в благополучный круг знакомых, как, например, Копчёный, сидевший "по хулиганке", из стихотворения "Под тальянку", присущи любовное отношение и жалость к маленькому (не только по возрасту) человеку или к животному, обделённому человеческой лаской:
     Мальчик ест и вспоминает
     Детприют и детский дом,
     И жалеет, что не знает
     Мать родимую с отцом.
             ("Подкидыш");
     Возле храма седая старушка,
     Помолившись во здравие внукам,
     Щиплет дёснами хлеба краюшку,
     Заедая её солью с луком.
             ("Старушка");
     В нежный зной голубого июля,
     По тропинке лесной семеня,
     Торопилась к нам бабушка Уля,
     Чтобы ласково нянчить меня.
              ("Няня");
     Я песню пел про алый свет зари.
     Молчали урки. Правда, всхлипнул кто-то.
     Дымили "Беломором" блатари,
     А конвоир смотрел на всех с зевотой.
                ("Концерт").
   Это всё о людях. А вот и о животных:
     ...Друг без друга с тобой мы ни шагу.
     Общим стал у нас даже ночлег.
     Ты по виду похож на дворнягу,
     Но...хороший в душе человек.
                ("Пират");
     Скачет белый жеребёнок,
     Впрягшись в радугу-дугу.
                ("Жеребёнок");
     ...И знаю я, что был бы пуст наш дом,
     С его вещами, дребеденью всякой,
     Когда бы не нашли приюта в нём
     Бездомный кот с бездомною собакой.
                ("Дом").
   Но Карякин не был бы Карякиным, если бы, замкнувшись в буднично-домашних темах, не откликался на злобу дня. В его стихах не обойдены афганские ("Облако") и чеченские мотивы ("Приветы с фронта", "Сестричка"). Взяв эпиграфом одного из своих стихотворений слова Светланы Алексиевич "У войны не женское лицо", он утверждает:
     Лицо войны? Да возможно ль такое,
     Когда только боль без вины?
     Оно - и не женское, и не мужское...
     Нет вовсе лица у войны!
   Критически относится поэт и к другим явлениям окружающей действительности. Вот, например, стихотворение "Законы":
     Светлы московские палаты,
     Гудит от криков микрофон -
     Там в свод законов депутаты
     Проводят новый свой закон.
     Но их поправки и отводы
     Напоминают балаган,
     И рвутся там права народа,
     Как тришкин латаный кафтан...
   Или стихотворение "С верой":
     ...Теперь и сами партократы,
     Вздыхая по былым делам,
     Не только помолиться рады,
     Но и пожертвовать на храм.
     И откупаются дарами,
     И слёзы крокодильи льют.
     Но большинство, как прежде, в храме -
     Простой и даже нищий люд.
   Таким образом поэт обнаруживает не только пристальный взгляд, но и твёрдую позицию на происходящие события. Он любит свою профессию нефтяника, но, тем не менее, тревогу у него вызывает наше отношение к экологии:
     ...Северных красок финифть
     Блёкнет в последние годы.
     Дорого стоишь ты, нефть,-
     Аж не хватает природы!
               ("Нефтяной край").
   Та же тема затронута и в стиотворении "Прощание с бором".
   Размышлениям о смысле жизни посвящены стихи "Рыбалка", "Разговор с бизнесменом", "Болото" и многие другие. В них он весь в движении и в поисках истины:
     Иду один через валежник
     По мягким мхам через кусты,
     И светит мне цветок подснежник
     Лучом душевной чистоты.
     И я иду, иду всё дальше,
     Туда, где нет уже дорог
     Для лжи, предательства и фальши,
     Где я без них не одинок.
                ("Подснежник").
   Оптимизмом пронизаны и строки стихотворения "Ромашки":
     Ветром что ли вас в северный край
     Занесло, луговые ромашки?
     Здесь лишь мхи да "бобыль" Иван-чай,
     Да болота весь год нараспашку.
     ...Да и сам я веленьем судьбы
     Прилетел обживать эту землю,
     Где тайга поднялась на дыбы
     И морозы полгода не дремлют.
     Обживусь всем напастям назло
     И не дам я в работе промашки.
     Ведь не зря же сюда занесло
     И меня, и вот эти ромашки.
   Можно много говорить о творчестве поэта Карякина, о языке и образности его стихов. Они просты и органичны, как его мироощущение. И образы у него рождаются так же естественно, как он мыслит:
     Город смял ход жизни древней,
     Как ненужную бумажку.
     Умещается деревня
     Вся в одну многоэтажку.
                ("Деревня");
     ...И прав был радостный отец,
     Рожденье сына встретив пиром:
     Сын, беззащитный, как птенец,
     Но пахнет нерушимым миром!
                ("Запах мира").
   А вот и настоящие афоризмы:
     Тем приятней радость обретений,
     Чем сильнее горечь от потерь.
                ("Жизнь не комом");
     Как ты жить мудрее ни старайся -
     Жизнь всегда окажется мудрей.
                ("Мысли");
     Жизнь сама все долги соберёт
     Без расписок и всяких квитанций.
                ("Долги").
   Поэту 50лет. Но он многое успел. Выпустил три сборника стихов. Помимо упомянутого "У родного порога" ещё и сборники "России маленькая часть" и "Пристани." Он популярен как у нас в Среднем Поволжье, так и в кругу ханты-мансийских писателей, с которыми поддерживает связь и печатался в их альманахе "Эринтур", а в родном Ялуторовске, в доме-музее декабристов Муравьёва-Апостола, открыт стенд о его творчестве, здесь же он встречается с потомками декабристов. Многое сделано им в качестве наставника пишущей молодёжи г. Урая. Его стихи включены также в антологию "Сызрань литературная", вышедшую в прошлом году, а также ему была присуждена ежегодная городская премия "Признание" в области литературы.
   Успехов тебе, Саша!

   Журнал "Русское эхо" №1(42) за 2009 год. Стр.№33-37.