Стихотворение месяца-57 - Обзор Речной Нимфы

Тм Гуси-Лебеди
1. «Шашлык»

 

Маршрутный автобус, пропитанный запахом пота,

Меня увозил по колдобинам через поля

Туда, где костром и ромашками пахнет свобода.

В обнимку с кастрюлей ко мне прислонился Колян.

 

Под крышкой теснился бараний шашлык в маринаде,

И люди теснились вокруг типа баночных шпрот:

Дородная дама приклеилась намертво сзади,

А пьяный мужик не давал завалиться вперёд.

 

Он втягивал воздух сиреневым носом со свистом,

Ругая дорогу, правительство и духоту,

А дама к спине всё сильней прижималась монистом

И всем остальным. Но маршрутка на полном ходу

 

Влетела в канаву, прикрытую радужной лужей.

Мужик потерял равновесие и загудел,

Колян оступился, руками взмахнув неуклюже,

И выплеснул мясо с приправой на скопище тел.

 

В несчастье виновен дорожный рабочий Рустамов,

Который не всыпал в канаву толчёных камней...

Шашлык не удался, но грудью прикрытая дама

За время поездки душой прикипела ко мне.

 

По технике: рифмы хорошие, оснований снизить оценку за технику я не увидела.

По содержанию: Довольно занятная история на тему общественного транспорта. Я трижды попадала в тяжёлые аварии, и вот что вам скажу: когда маршрутка на полном ходу влетает в канаву, дай Бог, чтобы все остались целы. Поверьте, бараний шашлык с маринадом – это ещё не самое страшное в ДТП, и пьяный мужик с сиреневым носом здесь, скорее, юмористический персонаж – подумаешь, потерял равновесие и загудел, какое горе. А дорожному рабочему Рустамову скажите спасибо, что он камней в канаву не всыпал. С камнями всё было бы ещё хуже – тогда бы вашего ЛГ заодно с дородной грудастой дамой вообще опознать не смогли - записали бы в протоколе «шашлык, маринад и отдельные фрагменты мониста», обычное дело при таких-то колдобинах.

5/3

*****

 

2. «Неудачные стихи»

 

Глеб был похож на Пушкина как брат,

Не брил виски и одевался франтом.

Стихи и прозу написать бы рад

Жаль, Бог не наделил его талантом.

 

О том, что Пушкин здесь гостил не раз,

Семейная легенда утверждала.

А был поэт известный ловелас,

Но предков осуждать нам не пристало.

 

За все грехи придётся отвечать.

Об этом постоянно пишут в книжках.

Лежит прелюбодейство как печать

На мавританском облике парнишки.

 

Перебирая хлам на чердаке,

Нашёл там Глеб старинные кораллы,

А с ними пачку писем в сундуке,

Обвязанную лентой обветшалой.

 

Он письма пожелтевшие читал

Его пра-пра-пра-прабабке Генриеттэ.

Да, несомненно, этот мадригал

Принадлежал великому поэту.

 

Не замечая ижицу и ять,

Объединяя буквы Эф и Фиту,

Он стих решил в редакцию послать,

Желая стать известнейшим пиитом.

 

Вот, наконец, ему пришёл ответ

С рецензией известного поэта,

В которой тот дал дружеский совет:

- читать побольше Пушкина и Фета.

 

Рекомендован Блок, Майков, Светлов.

Проведай он, чей опус критикует,

Нашёл бы критик много лестных слов

И дал оценку несколько иную.

 

Бывают неудачные стихи

У самого почтенного поэта.

Но кто посмеет указать грехи,

Глаза не отводя, авторитету?

 

Достойны уваженья только те,

Кто славят не заслуги, а таланты,

В ладу с собой способны в суете

Прекрасным восторгаться, а не Грандом.

 

«Но кто посмеет указать грехи, глаза не отводя, авторитету?»

Я посмею. С вашего позволения.

 

По технике: не везде хорошие рифмы, и ещё ять и ижица со строчных букв, а фита и эф с заглавных.

По содержанию: основная версия гласит, что предки Пушкина жили в Эфиопии, близ города Асмар. По другой версии – предки поэта проживали в экваториальном Камеруне. Мавритания – это неверная локация, это несколько в стороне. И при чём тут кораллы? И почему здесь гранд, да ещё и с заглавной буквы? А про письма прабабке Генриеттэ – это точно с «э» на конце следует писать? Дам вам дружеский совет: читайте больше Пушкина и Фета. И Блоком - тоже не брезгуйте.

4/4

*****

 

3. «Без тебя»

 

Ты любишь абсент и горячий мохито,

столичных кафешек клубничную спесь.

И женщин вальяжных, с почтением хитрым

просящих вниманья и «что-нибудь спеть».

 

А я в мухосранской панельной коробке

пью чай с каркадэ и смотрюсь в тишину.

А песни пою для себя - в караоке

под слэм заоконный и глючащий шнур.

 

Ты знаешь английский и дружишь с элитой,

А я диалект различаю с трудом -

все эти "my dear", "my girl" и "my little"*...

И так далеко от столицы мой дом...

 

Ты вечером снова выходишь на Невский

И в Мойке ласкается твой силуэт...

А я...вдоль реки не хожу, да и не с кем,

все чувства остыли за давностью лет.

 

Ты слушаешь джаз под арпеджио ветра

и жизненный крах доверяешь стихам.

А я, намотав на года километры,

сжигаю на сердце запёкшийся хлам...

 

        * "май диа", "май гёрл" и "май литл"

 

По технике: рифмы нормальные, «Невский – не с кем» мне понравилась. С ясностью изложения всё обстоит несколько хуже, я перечитала текст несколько раз, пытаясь разобраться в авторской речи.

По содержанию: мохито – прохладительный напиток с мятой, горячим его обычно не подают. Про «клубничную спесь столичных кафешек» хочу спросить – отчего это спесь клубничная, а не черничная или малиновая, например? И если кафешки столичные, то отчего далее речь про Невский и Мойку? И что означает «в Мойке ласкается твой силуэт»? Это силуэт сам себя в реке ласкает? «Смотрюсь в тишину», «диалект различаю с трудом» и «сжигаю на сердце запёкшийся хлам» - это ужас ужасный, так нельзя.

4/3

*****

 

4. «Короли»

 

А все ли гладко в нашем королевстве?

Уверенно, увы, сказать нельзя.

И короли, что рядом, по-соседству,

По-прежнему нам вовсе не друзья.

 

Народ родную землю также пашет,

И будет колоситься урожай.

И больше никогда нам в думе нашей

Не скажут, что нам сеять и сажать.

 

Им некогда – рождаются законы,

Два раза в день и даже каждый час.

И на трибуны маршируют батальоны

Тех, кто сегодня думают за нас.

 

Что там вдали, на землях королевства,

Не разглядеть с высоких этажей,

А родины моей уходит детство,

И юность как-то кончилась уже.

 

И больше не летят ни пух, ни перья,

Теперь цивилизованный отъём,

И мастеров меняют подмастерья

Без шума и без пыли, белым днем.

 

А мы спешим очередное шоу

По ящику сегодня посмотреть,

Здесь в нужном месте подерутся снова,

И поминутно маленькая смерть

 

На нас глядит с обычного экрана,

Не вызывая больше в сердце боль…

И утекает как вода из крана

Последняя надежда и любовь…

 

По технике: рифмы «боль – любовь», «экрана – крана», «перья – подмастерья», «законы – батальоны» - это не самые оригинальные рифмы. Сама строка «и на трибуны маршируют батальоны» заметно выбивается из ритма.

По содержанию: короли у нас по соседству, но имеется и Дума (отчего-то со строчной буквы), там «два раза в день и даже каждый час» рождаются законы (прямо роддом какой-то), детство ещё уходит, а юность уже кончилась – всё ясно, понятно, идейно. И вполне заслуживает оценки «удовл»

4/3

*****

 

5. «Когнитивный диссонанс»

 

Войдя в туман прокуренной пивной,

он огляделся: было всё,  как прежде.

Картёжники гудели за стеной,

cкучали павы у стены в надежде

клиента подцепить. Кто побойчей

уже манили взором откровенным,

открытостью коленок и плечей,

и кровь,  бурля,  взлохмачивала вены.

 

Он счёты свёл с невзрачным атташе,

который тут просиживал часами

в одной из тех невидимых траншей

войны холодной.  Время полосами

разлиновало общую тетрадь,

где спрятаны пароли,  явки,  клички...

А здесь  теперь  он больше по привычке

и,  в сущности,  чтоб Время потерять.

 

Его узнали. Вон,  уже спешат

со свежим пивом местного разлива,

как стайка перепуганных мышат.

Он отсылает кельнера учтиво,

и,   Wirt ’ у  подмигнув,  мол,  всё  «О ’ кей» ,

сдувает пену,  над столом сутулясь...

 

Жаль за окном маячит не лакей,

а постаревший главный врач Моргулис.

 

               

 

Wirt- владелец пивной . 

 

По технике: рифмы хорошие, сбоев ритма нет. После «жаль» пропущена запятая.

По содержанию: Чего это там картёжники за стеной гудели? Они что, шмели на клеверном поле? Но допустим. Павы – это павлины. Мк, проститутки на павлинов не очень-то похожи. Но вам виднее, автор. А вот «кровь взлохмачивала вены» - здесь стоп, ничего подобного не бывает. Читаем далее: невзрачный атташе из невидимой траншеи холодной войны. ЛГ «свёл с ним счёты». Это означает – убил? Или сверку взаимных расчётов произвёл? Непонятно как-то. А зачем ЛГ вообще в эту пивную пришёл? А «по привычке» и чтобы «Время потерять» (время с большой буквы В, это странно). И только теперь героя вдруг узнали: да и как не признать завсегдатая, когда он только что с атташе счёты свёл? И стаей перепуганных мышат уже несут ему свежее пиво: пей, богатырь, умаялся, поди. Но за окном уже маячит главврач Моргулис, и здесь неглупый читатель сразу смекает, что скоро всех вылечат.

5/3

*****

 

6. «Там...»

 

Там, за кулисой,

бездумно-роскошный мир.

И каждый третий -

свою в нем играет роль.

Глядишь, сегодня

на сцене один кумир.

А завтра утром

сыграет иной герой.

Пора настала.

Дорога тебя зовет.

Решись на выбор -

куда повернется путь.

В мешке, с которым

в далёкий пойдёшь поход,

оставить совесть,

пожалуйста, не забудь.

Пусть нараспашку

душа впереди летит.

Шагни навстречу

остаткам календаря

и делай благо,

чтоб стало легко в пути.

Тогда поймешь ты,

что прожил свой век не зря.

 

По технике: нормально, у меня только одно замечание: если в двух местах над «ё» стоят точки, то и во всех других местах тоже ставьте. А то ёжики обидятся : )

По содержанию: «в мешке, с которым в далёкий пойдёшь поход, оставить совесть, пожалуйста, не забудь». Во как. Совесть должна всегда быть при человеке. Особенно в дальнем походе. Но в мешке. Доставать нельзя, а то мало ли что. А душа пусть нараспашку впереди летит – авось простудится и заболеет. Остатки календаря тоже порадовали. Хорошо ещё, что не останки.

5/3

*****

 

 

7.  «Прошлое»

 

Прошлое приходит, показав расписку,

требует расчёта за былой кредит.

Голос мой ответный жалобнее писка,

а громовый голос прошлого сердит:

 

"Занял, растранжирил днями и ночами,

утекла меж пальцев будущность твоя"

Отвечаю тихо:"Не гадал, не чаял,

не учёл законов жизни-бытия"

 

Прошлое грохочет:"Отдавай до цента!

Что не знал законов, это не резон.

Не отдашь сегодня - набегут проценты:

горести, напасти, старости сезон"

 

Отвечаю дерзко:"Прошлое, ты сводня.

Коль цена расписки - это жизнь моя,

не своди расчёта за кредит сегодня,

дай упиться вдоволь мукой бытия."

 

По технике: «до цента – процента» - почти что однокоренная рифма, её бы заменить чем-нибудь. «резон – сезон» из той же строфы – рифма немногим лучше. А ещё – «голос громовый».

По содержанию: «дай упиться вдоволь мукой бытия» - кричит мой бедный разум после прочтения этого поэтического произведения. – Нет, разум, - ответствую я громОвым голосом - никаких тебе мук сегодня, не заслужил ты. Если «отдавай до цента» - значит, это была валютная ипотека, терем заветный - в басурманском кондоминиуме, п(р)ошлая сводня против воли меня за постылого сосватала, вот будущность-то и утекла, а расписку и вовсе не я писала, не виноватая я, это всё наш профсоюз ивановских ткачих подсуропил, Чур меня, чур, и зачем я только эти сомнительные голубцы в столовой ела, эвона как теперь живот-то крутит.

4/3

*****

 

8. «Когда Земля кренится набок...»

 

Когда Земля кренится набок

В большой вселенский гололёд,

Летают мужики и бабы,

И небо вот-вот упадёт,

Ослепшая от слёз Фемида

Качает чашечки весов,

Фортуна спит, молчит Обида…

Дверь закрывая на засов,

Я сохраняю равновесье,

Простой и незаметный чел,

Стараюсь не заметить плесень

Ненужных тем и пыльных дел.

Мне дела нет до катаклизмов

На океанском берегу,

Мир преломляю через призму

Десятка разных “не могу”.

 

Вам может показаться странным,

Но мной подмечено давно –

Чаинки в глубине стакана

Кружатся… и находят дно.

 

 

По технике: звучание ровное, без сбоев.

По содержанию: Если в стакан с кипятком просто насыпать заварки, чаинки кружиться не будут. Они будут кружиться, только если чай ложечкой помешать. Это раз. Мне могло бы показаться странным, что размокшие чаинки опускаются на дно, но я уроки физики в школе не прогуливала. Это два. Про «летают мужики и бабы», «ослепшую от слёз Фемиду», «катаклизмы на океанском берегу» и «призму десятка разных «не могу» я здесь высказываться не буду, ибо совсем растерялась. Очень надеюсь, что вы, всеми уважаемый «простой и незаметный чел», в будущем порадуете нас более содержательной поэзией.

5/3

*****

 

9. «Движение жизни»

 

Движение ветра по веткам застывшего парка,

Опавшие листья сгорают, становится жарко,

А люди не верят, что снова закончилось лето,

Движение мысли летит от заката к рассвету.

 

Застёгнута куртка, засунуты руки в карманы.

Чужие окурки, не прибрано, грустно, туманно.

Движение красок туда, где ни страха, ни боли,

Истёртые кисти рисуют сгоревшие поле,

 

Сгоревшие травы, сгоревшие листья и слёзы.

Как скоро бураны завоют в печали морозной?

Как скоро снежинки рванут по спирали на землю,

Наш мир превращая, в холодный, пугающий, зимний.

 

Движения света, дыхание, трепет, надежда,

Мы очень капризны, меняем мечты и одежды.

Закутавшись пледом, следим за горящим камином,

Движение жизни, от юности к мудрым сединам.

 

По технике: после «превращая» лишняя запятая. Рифмы хорошие.

По содержанию: вот только вчера я пыталась жечь опавшие листья на даче – дыма много, а горят плохо, и тепла от сырых листьев нет совсем, какое уж там «становится жарко». «Движение мысли летит от заката к рассвету» - это куда у вас движение летит? Мало того – у вас ещё и «движение красок» в тексте присутствует. Но и это ещё не всё: далее читателя ждут «движения света» и «движение жизни». А позвольте спросить – почему у мысли, красок и жизни движение одно, а у света - движений несколько? «Сгоревшие слёзы» в третьей строфе стали синонимом моего впечатления от этого произведения.

4/3

*****

 

10. «Я не умею…»

 

Я не умею, не умею, не умею летать.

Без крыльев и не чародеем родила меня мать.

И лишь во сне я над планетой, словно птица, плыву,

А мне так хочется, чтоб это было всё наяву!

 

Мне надоело, надоело, надоело, что так

Воруют сильные смело, нас гноя за пустяк,

Что господа демократы продаются врагу,

Что на аванс и зарплату я прожить не могу.

 

Ведь это ясно, это ясно, что в доходах разрыв -

До неприличья ужасный провоцирует взрыв.

От череды бесконечной новых платных услуг

Терпенье лопнет. Не вечен заколдованный круг.

 

И мне до страсти,  мне до страсти непонятно, зачем

Так отстраняются власти от всех наших проблем.

Добавить денег народу было бы по уму,

А казнокрадов-уродов - не прощать,  а - в тюрьму.

 

И всё же верю, всё же верю, всё же верю я в то,

Что Русь прорвётся, потери подсчитает потом,

И что закончатся войны у её рубежей,

И будут жить все достойно, и не будет бомжей.

 

Я не летаю, не летаю, не летаю, так что ж,

Забава эта - пустая, что с забавы возьмёшь?

Да и куда улетать-то из любимой земли,

Где мои сёстры и братья, где родные мои?

 

По технике: похоже на песню. Простейшая рифмовка ААББ, особо отмечу рифму «разрыв – взрыв».

По содержанию: чувства обозлённого на власть россиянина понятны, но политизированное кликушество очень портит впечатление от текста.

4/3

*****

 

11. «Игра и гирлянды»

 

Нежданно осень –  листьями, травой пожухлой, мухами –

Гирляндами-запасами на сетках пауков.

Прошлась ядрёным холодом (в «замри» забавясь лужами),

«Не дай то бох!» – ушибами и «не совсем здоров».

 

Конечно, лето спряталось под сочным изобилием,

Стекло дарами, спелостью под крыши и плоды.

 

Игра идёт неспешная…

 

Зима снега – белилами –

Плеснёт на плечи осени – попробуй, растопи!

Но клюнут капли бойкие по насту и по темечку.

Сосульками-гирляндами,  ручьями – старый снег;

 

…иду (снежит и ветрено), но верю, что по-вешнему

Подснежник звоном трепетным

Вослед кивнёт: «Привет!..»

 

По технике: почти некрасовская строфа (см. «Кому на Руси жить хорошо»). Ставлю 5.

По содержанию: (Лето) стекло дарами, спелостью… - допускаю, но ведь не «под крыши и плоды», это мой бедный мозг не осилил. Почему «идёт игра неспешная»? Кто и с кем играет? Гирлянды в тексте упомянуты аж два раза – в паучьих сетях и в качестве эпитета к сосулькам. Уместно ли это? Трепетный звон подснежника озадачил - как можно звоном «кивнуть вослед»?

5/3

*****

 

12. « На правах рекламы»

              (подражание российскому радио)

 

Сегодня я вам расскажу про здоровье.

Скажу, что здоровье у нас не коровье,

 

Не бычье, не кроличье и не овечье.

Мы – люди: здоровье у нас человечье.

 

Но чем отличаемся мы от животных?

У них не имеется полисов льготных.

 

Подобно животным, (секрет, между нами)

Есть люди, которые лечатся сами.

 

А мы, не имея от них полномочий,

Стремимся, как можно скорее, помочь им.

 

К тому же в карманах простой одежонки

Нечасто, но всё же, бывают деньжонки.

 

Об этих секретах давно нам известно,

Поэтому мы и твердим повсеместно:

 

Купите приборчик неОбыкновЕнный -

И ваши болезни исчезнут мгновенно.

 

Приборчик поможет при болях желудка,

И даст Вам ума при потере рассудка.

 

А если у Вас недостаточно слуха,

Купите приборчик для вашего уха.

 

А если на глаз навалилась зараза,

Купите приборчик для вашего глаза.

 

Доступные цены без лишней накидки,

В течение часа - огромные скидки.

 

Наш номер бесплатный, звоните скорее,

Пока не случилась у Вас диарея.

 

И козам понятно: прибор – не лекарство,

Но он избавляет людей от мытарства.

 

А чтобы к здоровью любовь не погасла,

Купите у нас африканское масло.

 

Купите побольше и неоднократно,

А мы ровно столько ж дадим Вам бесплатно.

 

Бальзамы и мАсла, подушки и стельки

Мы с радостью дарим за ваши копейки.

 

В рекламе здоровья мы честные вроде,

Мы - не кашпировские и не мавроди.

 

Работаем очно и по телефону,

И платим налоги согласно закону.

 

А если уйдёте в небесное царство,

Вы там вспоминайте: прибор - не лекарство.

 

А чтоб никогда не светился Вам кукиш,

Храните здоровье – здоровье не купишь!

 

По технике: на четвёрку.

По содержанию: Нечто вроде социальной антирекламы. Для капустника – хорошо, но не для конкурса же. «Но чем отличаемся мы от животных? - У них не имеется полисов льготных». У меня, например, медполис тоже самый обыкновенный, ни разу не льготный. Стало быть, я от животных не отличаюсь : ) И ещё: автор, проясните для себя первоначальный смысл слова «мытарства», пожалуйста.

4/4

*****

 

13. «***»

 

Нас из глины сварганил Всевышний

И глаголом обжёг наши души.

Мы находим, не зная, что ищем,

Соблюдаем, пытаясь нарушить.

 

Мы стоим - по колено колоссам -

Поколение траченной веры,

Терминаторов взорванных остов

И последний отряд пионеров

 

Нам зима протянула ладони,

Белой кистью проводит по векам.

Корабли засыпают в затоне

До весеннего нового века.

 

Мы зимуем и хмуримся строго,

Как на горке нечёсаный ельник.

Неприкаянна наша дорога -

Без причала, без цели, без денег.

 

Лишь одно только горькою ночью

И осталось душе неразменной:

В черепки разлететься и клочья

От любви к этой мёрзлой вселенной.

 

 

По технике: Неплохо. После отряда пионеров отсутствует точка.

По содержанию: «Терминаторов взорванных остов» - это как? У нескольких терминаторов один общий остов? «Дорога без причала… без денег» - тоже не очень-то понятно. И отчего от любви нужно непременно «разлететься в черепки и клочья»? Нет ли для нас более оптимистичного варианта?

4/4

*****

 

14. «Утром мне холодно»

 

Утром мне холодно. В небе над городом мертвенно-розовая заря.

Я просыпаюсь под шум недостаточно теплой воды из крана,

И убеждаю себя, что холод - лишь следствие декабря,

Влажности воздуха и щелей в допотопных оконных рамах.

 

Это же проще и правильней - мыслить в таком ключе.

От карусели рефлексий - тошнит. От поисков смысла - втрое.

Знаешь, однажды автор романа рыдал на моем плече -

Где-то за пару часов до того, как убил своего героя.

 

Вера в мечту неизбежно ведет к аутодафе

Новым и новым мирам, как и утро неспешно подводит к ночи.

И греясь на кухне чашкой попсового Nescafe,

Я понимаю, что кофе прекрасен, а ты - не очень.

 

В условиях гравитации нет ничего свободнее, чем душа.

В условиях глобализма нет ничего безграничней полета мысли.

Вместе закрыв глаза, мы облетели весь разноцветный шар

И на двоих прожили сотни жизней.

 

Смерть стала шуткой, погоней за новым сном.

А поутру, очнувшись в пространстве своей квартиры,

Я отыскала на карте мира твой настоящий дом.

Жалко, что это карта чужого мира.

 

По технике: После «аутодафе» пропущена запятая (или, возможно, точка). Перед «греясь» я бы тоже поставила запятую.

По содержанию: напомнило мне творчество Ветви Сирени, я очень ценю и люблю её стихи. За выразительность ставлю 5+.

4/5

*****

 

15. «Любвеобильная Коза-авантюристка. Басня»

 

                Сыграю с Тигром я в любовный приворот,

                Переодевшись из Козы в Тигрицу.

                И будет на столе шампанское искриться…

                Кто не рискует, тот его не пьёт !!!

 

                © Шанель Де Шапокляк, 29.10.2017

 

Нередко мы под шкурою овцы

Встречаем кровожадную волчицу:

Ведь хищницы — такие хитрецы!

 

Но вот пора настала удивиться,

Едва ль к тому готовы мудрецы:

Пришла … Коза!! одетая Тигрицей!

 

Хоть шкура тигра очень дорога,

Коза решила нынче не скупиться, —

И шуба полосатая лоснится,

И даже — надо ж было умудриться! —

В полосках рыже-чёрных волочится

За нею хвост! И каждая нога

В таких же гетрах, тоже полосатых;

И морда, как положено, усата!

 

Да вот беда: из-за ушей … рога

Торчат некстати, — их-то ведь не спрятать!

Как ни крути, — что у Природы взято,

Под шубою не скроешь ни фига.

 

— * — * — * —

 

Мы все такие: зная жребий свой,

Нередко недовольны мы собой,

Хотим всегда чего-нибудь иного —

Пушистого, клыкастого, большого,

И чтоб повыше наш казался рост,

Себе готовы прицепить и хвост,

Хоть нам он вовсе, может быть, некстати;

Гоняясь впопыхах за модой новой,

Чтоб не отстать, на многое готовы

И на прикид без меры деньги тратим.

 

А что ж Коза? — Шампанское хотела

С красавцем осушить наедине

И, взяв бутыль, явилась к Тигру смело;

 

Но замысел удался не вполне,

И вот какое вышло невезенье:

Глазастый Тигр, владея зорким зреньем,

Не оплошал при тусклом лунном свете —

Рога Козы он сразу же заметил,

А потому плачевен был итог:

Козе наряд Тигрицы не помог…

 

— * — * — * —

 

Запомните, — когда пред вами звери,

Пословице нельзя всецело верить:

Хоть в этот раз наш Тигр не рисковал,

Но только он и ел, и выпивал!

 

По технике: заслуживает высшей оценки за технику.

По содержанию: не Крылов, конечно, и не Лафонтен, но изложено мастеровито. Не понравилась строка «под шубою не скроешь ни фига» - это всё-таки современный сленг, он выбивается из стиля басенного повествования подобно светодиодному фонарю, привинченному к старинной карете. И про «выпивал» - тоже не очень правдоподобно, хотя в эпиграфе и упомянуто шампанское. Хорошо, что тигр с козой хотя бы сигары здесь не курят.

5/4

*****

 

16. «Закат»

 

Посмотри, небеса охватил закат, он укутал пастелью вершины гор.

Эфемерные линии скул и рта были созданы просто из ничего.

На холсте, что воздушней зефиров всех, проявился безмерно печальный лик,

Он алмазен в своей ледяной росе, он и вправду один, оттого велик.

 

Этот лик отливался в горнилах грёз, где виденья бродили туда-сюда.

И небрежные пряди его волос разбегались по темени, как вода,

Трансформируясь в дождь, что пришёл в Эдем и запутался в рунах бегущих лам.

Наши чувства с рожденья понятны всем, ведь они, как подарок, даются нам.

 

Посмотри же, как ветер летит в отрыв - и на стыке ветров оживает взгляд,

Он отчасти задумчив и чуть пытлив, но в его глубине обитает ад.

Потому что иначе нельзя никак обращаться с такой голубой Землёй.

Только пряник и кнут, только свет и мрак, только зло и добро усмирят её.

 

Затуманилось небо, стерев лицо молчаливого Бога, сомнений нет.

И закат остывает, ещё пунцов, заливая приватно скалы хребет.

Ты стоишь, отрешённо закрыв глаза, разобраться пытаясь в минувшем сне.

Я люблю тебя так же, как век назад, но не более, чем разрешили мне.

 

По технике: Автор (это несомненно) владеет техникой стихосложения.

По содержанию: чувство вкуса автору порой изменяет, мк. Слишком много сомнительных нарочитых красивостей: «укутал пастелью вершины», «холст, воздушней зефиров всех», «безмерно печальный лик», «руны бегущих лам». Касательно утверждения «наши чувства с рожденья понятны всем, ведь они, как подарок, даются нам» - очень спорно, не все с этим согласятся. То же самое могу сказать и про «только пряник и кнут, только свет и мрак, только зло и добро усмирят её (планету Земля)». А уж насчёт «в его глубине обитает ад» - просто слов нет. Ад не может где-либо обитать. И «заливая приватно скалы хребет» покоробило – я не поняла, для чего здесь слово «приватно»?

5/3

*****

 

17. «Старик и море»

 

Свернуть октябрь в пожелтевший лист

И сохранить в нем лето осторожно.

Осенний ветер, тот еще артист,

Дождливый блюз грассирует тревожно.

 

Лохмотья пены на морском песке,

Кормою лодки жмутся к волнолому.

Под звук уключин, тонущих в тоске,

Скрипят ступени на подходе к дому.

 

Маяк, как средний палец в темноте,

Чуть оскорбителен, но никому не нужен.

Друзья и мысли те же, но не те.

Не лезет в глотку холостяцкий ужин.

 

Здесь только чаек заполошный крик,

А у причала море и старик.

 

По технике: рифмы «лист – артист», «осторожно – тревожно», «песке – тоске», «волнолому – дому» мне не понравились.

По содержанию: На мой взгляд, тема «старик и море» не раскрыта. Кто читал книгу Хемингуэя, тот поймёт, что море – это совсем не театральная декорация к сцене старости и одиночества. А кто не читал, резонно спросит: если в финале произведения заменить старика на молодого унылого холостяка – что тогда в предшествующих трёх строфах изменится?

4/4

*****

 

18. «Хранитель тишины»

 

На ухе чип по моде городской,

И вечный голод! –  Мясо только снится.

Ничейный пёс у булочной пылится,

– На кой свобода? преданность на кой?!

 

– Прохожий, стой! Я – самый верный друг!

Ты снился мне собачьими ночами,

Когда мело, и вороны рычали,

Как нежно ты кормил меня из рук!

 

О виртуальный мир щенячьих грёз!

Виляй хвостом, – и будет тебе счастье!

А на душе – то кошки, то ненастье…

Не зна…, не ви… никто собачьих слёз.

 

Кто громко лает – тот всегда не прав.

Хранитель Тишины нас взял на мушку,

Как вкусно он умел ломать игрушку,

Как делал радостно контрольный – пафф!

 

Ружьё повесилось. Устало убивать.

О, сколько рук его сжимало в драках…

Ружьё ржавело с думой о собаках,

За что их расстреляли? – кабы знать.

 

По технике: следует отминусовать балл за раздельное «неправ», но у меня здесь минусовать лапка не поднимается.

По содержанию: Сколько бы разных рук ружьё не сжимали в драках - к сюжету это отношения не имеет, история не про былые драки, строка явно лишняя. Насчёт «ружьё повесилось» и «вороны рычали» тоже есть вопросы. При этом текст очень трогательный, зацепил за живое. Поставила «пять», поскольку лично для меня это один из лучших текстов лонг-листа.

5/5

*****

 

19. «Осеннее»

 

Осень смотрит красноглазыми деревьями

В синемордое, отёчное, стылое.

Осень плачет перед смертью и шедеврами,

Напоследок размалюет постылое.

 

Чтобы люди навсегда её запомнили,

Сыплет золото горстями под но'ги им.

Осыпает землю листьями в агонии,

Жаль, оценят эту щедрость немногие:

 

Неудачливый пиит, бродя в дендрарии,

Осень с просинью срифмует в мучении.

А малыш засушит осень для гербария,

Чтобы маме подарить в день рождения.

 

По технике: «под ноги им – немногие» - замечательная рифма, понравилась очень. Но в тексте есть и плохая рифма (см. ниже).

По содержанию: Вы меня простите, уважаемый автор, но я подобные стихи сочиняла в школе, когда была прыщавой, влюблённой и несчастной, с зелёной соплёй под носом и с дыркой на колготках. В ту пору рифма «стылое – постылое» показалась бы мне шедевральной, «красноглазые деревья» - свежим поэтическим образом, поэта я звала бы не иначе как «пиитом», а засушить целую осень для гербария было бы совершенно нормальным делом. Ах, где мои тринадцать лет?

4/4

*****

 

20. «Про дневники»

 

Я в памяти своей, как в море, пропадаю,

Ныряю в глубину — и там почти тону.

А сколько там всего — ой, мама дорогая! —

Легко прожитых лет, недель, часов, минут...

 

Там первые шаги — и первые ухабы.

Там детство во дворе, акации в Крыму...

И шёпот в темноте, растеряный и слабый.

И расставанья день, что был дождлив и хмур.

 

Там дальние друзья, любимая работа,

Еловый лес в горах, по степи стук подков...

Пусть память глубока — но путь пока короток,

И, в общем, никаких не нужно дневников.

 

 

По технике: снизила оценку на балл за «растеряный» шёпот.

По содержанию: отлично, очень понравилось.

4/5

*****

 

21. «Заслуженный отдых»

 

                И отправляют нас, седых,

                На отдых – то есть, бьют под дых.

                В.Высоцкий

 

Ну, вот и всё, списали, как балласт,

И выбросили за борт поскорее.

Никто уже подлее не предаст

И, вряд ли, кто-то сделает больнее.

А те, кто раньше дифирамбы пел,

Глаза при встрече в сторону отводят.

Конечно, я сегодня не у дел,

И не о чем болтать со мною вроде.

 

Им всё равно, пойду ли я ко дну

Иль выплыву – теперь мои проблемы.

И опыт мой не нужен никому,

И знания мои для них не в тему.

Я выдержу! Бог даст, всё впереди,

А эта перевёрнута страница.

Но отчего же так болит в груди

И от обиды по ночам не спится?!

 

По технике: запятые не везде на своих местах. В четвёртой строке, например, «вряд ли» запятыми выделять не следовало, мк. И ещё выражение «знания не в тему» несколько портит впечатление от прочтения.

По содержанию: тот самый случай, когда текст в полной мере оправдывает выбранный автором эпиграф. По мысли – просто замечательно.

4/5

*****

 

22. «Совпадения»

 

Мы совпадаем именами

и остановками метро.

Есть много общего меж нами,

но всё непросто и хитро.

 

Мы совпадаем в невозможном -

от громких слов до тихих слёз.

Порой - чрезмерно и нарочно,

порой - случайно, невсерьёз.

 

Взлетаем, оставляя тайны,

по общей взлётной полосе -

все совпадения случайны,

герои вымышлены все.

 

А мир бестрепетно кружится

и смотрит девочка вослед

ещё одной летящей птице,

и совпадений больше нет.

 

По технике: всё написано довольно просто, но без ошибок. Рифмы хорошие, звучание ровное, ритмических сбоев не заметила.

По содержанию: стихотворение понравилось – качественная женская лирика с неявным ЛГ, обычно подобные тексты пишут домохозяйки с двумя высшими образованиями, которых мужья давно не выводили в свет. Я давно обратила внимание: как правило, именно женщины ищут (и находят) совпадения, а мужчины подмечают значимые различия.

5/5

*****

 

23. «Прощай»

 

Нет, кричать не надо - какая я,

  если надоела - давай расстанемся!

Отлетают брызгами дом, семья,

  не тебя хочу я забыть - себя,

  в этом безответном прощальном танце.

 

Вновь под каблучками горит...

Огонь!

Где его носило, какими тропами?!

Вспомни, он же вспыхивал так легко,

  и горел так радостно, дорогой, -

  искры заполняли любую пропасть.

 

Вряд ли стоит спорить со мной, хмельной -

  милый, объясни мне, зачем ты сердишься?

Я не верю в то, что запрещено, -

  маленькая собачка всегда щенок.

Защемило счастьем остатки сердца...

 

По технике: с техникой всё в полном порядке.

По содержанию: лично мне – не всё понравилось. Возможно, тому виной три восклицательных знака в первых восьми строчках (мк, перебор), или заполняющие любую пропасть искры (в такое с трудом верится). Но вот «защемило счастьем остатки сердца» - это блестящая концовка, конечно. Поэтому ставлю автору десять из десяти.

5/5

*****

 

*мк – мне кажется

 

С уважением,

Александра

 

З.Ы. Спасибо всем за стихи!