Гл. 4. К разгадке гибели Лермонтова

Владимир Конюков
Гл.4. К разгадке гибели Лермонтова.
Природа мистификаций.



     Сейчас мировым литературным сообществом проблемы творчества  Лермонтова обсуждаются свободно, откровенно. Нет идеологических границ и возник ряд вопросов по искажению биографии первыми биографами…
Что послужило на столетие мистификацией вместе с фальсификацией, особенно, извращённого внешнего образа гения, его внутренний мир, умышленный увод смысла отдельных произведений в сторону мифического демонизма.
Завистники 19 века, поэты и писатели формировали отталкивающую личность, как врага – соперника в войне за первенство в литературе. Создали образ демона, сектового героя тёмных сил литературы.
Извращая личность, каждый  участник привносил своё подленькое при этом,  считал внести в лик поэта деталь, какой ещё не было. Не чурались оговора известные литераторы, «памятуя» о цитатах Великих в борьбе за звание  Первого, где все средства хороши, вплоть до низменных.
Легче всего было сделать мистикой поступки Лермонтова, при таком подходе к нему, как к личности, внешность формировалась с ложными искажёнными добавлениями сама собой.

     Одна из распространённых легенд о ребёнке Лермонтове, его болезненном детстве.
Всегда болел, был хилым, рахитичным. Подрос, стал невзрачным, тоненьким прозрачным, кожа да кости, болезненным, чуть ли весь не в плоскостопиях, скособоченный, косолапенький, ревматический. Угрюмый, нелюдимый… Утрированная мной, но не намного, характеристика недругов.
Миф, частично сотворённый, в том числе и Висковатовым П.А., первым «академическим» биографом по ложным учтивым доносам, (но не честным свидетельствам).
    
     Объективно свидетельствует  троюродный брат Мишеля Аким Шан-Гирей:
«Мне живо помнится смуглый, с черными блестящими глазками Мишель, в зеленой курточке и с клоком белокурых волос надо лбом, резко отличавшихся от прочих, черных как смоль.  Помнится мне еще домашний доктор Левис, по приказанию которого нас кормили весной по утрам черным хлебом с маслом, посыпанным крессом, и не давали мяса, хотя Мишель, как мне всегда казалось, был совсем здоров, и в пятнадцать лет, которые мы провели вместе, я не помню его серьезно больным ни разу».

Так откуда же пошла, порочащая детство будущего гения молва – дезинформация о болезненности Лермонтова? Превратившая его личность завистниками мистификаторами в кособокого, квадратного, плоского, непонятно кого…, ко всему прочему в будущем, как пародию на  бравого армейского офицера царского двора, самодержавной армии?!

     Виновата… бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева, её безмерная ревность.
Любящего внука прятала от отца, чтобы он не забрал, не лишил опеки. Сочиняла небылицы о здоровье, ловко врала про ревматическую кособоченность, что надо возить по лечебницам, курортам, нужен специальный уход, только её бабушкино внимание.
Для достоверности возила, обозначала лечение… Мистифицировала образ болезненного детства будущего поэта, к сожалению и она.
В современных справочниках, энциклопедиях упор на хилость, рахитичность в детстве Лермонтова. Пишут…, сказалось на его демонизме… Одиночество души, нелюдимость…
Произросло в высокомерие, надменность.
Это же, в  более смягчённом варианте, записано в «лермонтовской энциклопедии»?!

     Характеристика, определение внешности… Упорно навязывается идеология неприятия.
Неказист, кривой, кривоногий, кособокий… Действительно, бедный Лермонтов.
Никто не хочет сжалиться, пожалеть, красками придумок рисуют, кто во что горазд.
С проникновением в сознание людей массового влияния Интернета, у народа формируется новое представление личности Лермонтова, резко отличное от прошлого века, советского, да и некоторых периодов царского времени.

     1832 год, 26 ноября. Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.
Занятия по конной подготовке в закрытом манеже. Лермонтов, виртуозно владея приёмами верховой езды, учился военному искусству – преодоление препятствий и владения саблей в предполагаемом бою. Наряду с бывалыми умелыми лошадьми, использовались мало объезженные скакуны. Смелый, искусный наездник, взялся усмирить беспокойного жеребца…
Спешился, усмирил, стоял, разговаривал с выводящим лошадей солдатом – егерем.
Случилось непоправимое чрезвычайное происшествие, рядом стоявшая кобылица под седлом товарища, взбрыкнула на своё, ей почудившееся,  и ударила Лермонтова в ногу.
Раздробила колено. Тяжёлое лечение, в постели около четырёх месяцев, мучительное восстановление. Неправильное сростание, повлекло незначительное, но заметное изменение формы ноги. Первоначальный вид неутешителен…, кривая нога. Перспектива увольнения из армии…, тогда он хотел служить, не помышлял увольняться.
Физические упражнения, упорство…, избежал полностью хромоты, специальными занятиями выправил ногу.


     Требования к здоровью военнослужащих не меняются веками. Должен быть здоров максимально, как и в современной армии. Ровным, стройным, без физических недостатков.
Завистники, очернители, злопыхатели, засвидетельствовали только тот период трудного лечения,… был кривым, квадратным, неказистым, хромым.
Время восстановления больше года, потом сочинили «факты», копируя друг от друга, передавая домыслы об ущербности здоровья поэта.
Упорно занимался лечебной гимнастикой  вместе с силовой, баловался упражнениями с гирями.
Раздался в плечах, приобрёл силушку, после, «шомпола скручивал» по свидетельствам сослуживцев. 
Продолжил военную службу без ограничений в элитных военных частях царского двора. Не комиссован по здоровью, сам себя лечил, восстановил, воссоздал вновь подвижность колена. Благодаря силе воли,  самоотверженности, спас повреждённую ногу.

     Отступление в ХХ век.
Пограничное училище, Москва. Конный манеж.
Прекрасно оборудованный, занятия курсантов, задача – научиться овладеть навыками верховой езды. Каждодневные итоги – … и смех, и грех.
Деревенские парни, подавляющее большинство, умели сносно обращаться с лошадью, преодолевать препятствия, правильно взбираться на неё.
Я, например, в шесть лет возил волокуши сена на колхозном сенокосе, нам, детям, доверяли очень смирных, флегматичных лошадей. На часах конной подготовки у меня не было проблем в училище, хотя часть времени юношества прожил с родителями в городе.
Будущий пограничник, студент только городского воспитания… Мы, умелые, специально ходили в манеж на дополнительные с ними занятия… От души посмеяться, похохотать, «поржать, как лошади».

Влезали на неё, перемахивали на ту сторону, падали… Со слезами от обиды вновь взбирались… Скакали подпрыгивая… Умора. После передвигались, широко ставя ноги, до крови набивали себе все «причиндалы», что ниже поясницы.
Препятствие из жердей, лошадь вдруг решила остановиться, мои сокурсники «пыром» летели впереди своей тени. Обидно, это сейчас с годами можно и весело оценить, а тогда злость от бессилия, неумения, могли и на разборки кулачные попасть.
Манеж, закрытое пространство. Лошади пугаются стен, бликов из окон, рядом стоящие начинают лягаться. Опасность получить ни за что от коня, всегда присутствовала.
Самое непредсказуемое, опоры широкой крыши манежа, можно притереться в разбеге, запросто слететь, что – то поломать, удариться основательно.
Суворовское, тяжело в ученье – легко в бою, очень пригодилось ребятам, моим сокурсникам на горных заставах, где верный конь единственное средство передвижения.
Мои первые годы на границе прошли в Закарпатских горах, и лошадь была верным помощником на горных вершинах. Ей иногда говорил отдельное, спасибо!

     … Пятнадцать прижизненных портретов Лермонтова.
Раньше, до Интернета, можно было лукавить, не было объёмного доступа к изображению лика поэта. Открытки скрадывали тонкости черт лица. С возможностями Интернета смотреть с разных ракурсов Лермонтова можно в разном свете,  и он предстаёт палитрой красок живым. 

     Мистификация недругов Лермонтова не знала пределов очернительства лица поэта:
некрасивый, несимпатичный, неуклюжие черты лица, почти… урод!
Скуластый, намёк на монголоидный тип лица…, это шотландца – то по древней родове?!
Дикость, даже известных современников литераторов, не знала границ.
И вот возможности Интернета обозреть в деталях все 15 портретов гения литературы  Михаила Юрьевича Лермонтова.
Уважаемые читатели, откройте страницу 15 портретов Лермонтова, сделайте вывод каждый для себя. Оценку одну, но с 15 портретов, даже детских. Разные непрофессиональные художники,  некоторые упущения деталей, когда объединить,  будет одно целое.
Лицо с портрета маслом, акварели, карандаша, светится!
Молодой симпатичный мужчина с правильными чертами лица. Высокий «умный» лоб, губы очерченные выразительной линией, в душе тайно, восхитительным восторгом женщин – мне б такого!
Мудрые, проникающие в тебя глаза… Умели рисовать художники в то время, даже самодеятельные. Эмоциональный женский подход видит для себя, девчачий целомудренный взгляд круглых «распахнутых» глаз.
Светлое доброе лицо иногда с грустинкой.
Голова на широких плечах, грациозного, спортивного сложения тела.

     По свидетельствам, на балах вальсирующего легко, в военной форме, элегантно ведя даму в танце, на зависть с отросшими животами штатским, впоследствии исходящие от желчи,  фальсификаторы жизни Лермонтова.
Военный, поэт, писатель, обожаемый женщинами… Кавалерист, как же он «божественно» восседал в кавалерийском седле красивой лошади, похожей на мустанга.
Как же его ненавидели толстобрюхие, «обжиревшие» литераторы - завистники, но они были талантливы в другом… Извращении истории, мистификации личности гения Лермонтова.

     Не зацикленное оговорами свидетельство современницы поэта, поэтессы Евдокии Ростопчиной:
«Отлично принятый в свете, любимый и балованный в кругу близких, он утром сочинял какие-нибудь прелестные стихи и приходил к нам читать их вечером. Веселое расположение духа проснулось в нем опять в этой дружественной обстановке, он придумывал какую-нибудь шутку или шалость, и мы проводили целые часы в веселом смехе благодаря его неисчерпаемой веселости».

     Существуют мемуары Екатерины Сушковой.
История их появления из её дневников, когда был жив Лермонтов. Его не стало, был убит,  и куда девались добрые, ласковые слова о нём? Как принято сейчас оценить такое явление…, заказ. Заказ очернить всё хорошее в отношениях, ту же влюблённость,… не получились отношения, не сложились, требовалось просто дать потомкам честную объективную характеристику…

     Аким Шан-Гирей в своих воспоминаниях отмечал: «Будучи студентом, он  был страстно влюблен, но не в мисс Блэк-айз (Сушкову) и даже не в кузину ее <…> ( Ростопчину), а в молоденькую, милую, умную, как день, и в полном смысле восхитительную В.А.Лопухину; это была натура пылкая, восторженная, поэтическая и в высшей степени симпатичная».
Симпатичная натура… Лопухина, симпатичный поэт… Лермонтов. Вот настоящая правда  характеристики портрета поэта!
А не та, под влиянием зависти, оговора, ненависти соперников в литературе. Демонизация образа, внешнего вида, взглядов на жизнь. Демон, отталкивающий типаж человека, его творчества, умело созданный царскими мистификаторами, поддерживаемый впоследствии теми же завистниками и «умельцами» по переделыванию литературной истории.

     Записки, мемуары Екатерины Сушковой. В сокращении. Источник,
Глассе А.  Лермонтов и Е. А. Сушкова.  М. Ю. Лермонтов. Исследования и материалы. Л., 1979

Лето 1830 года. … Сушкова всячески подчеркивает разницу в возрасте:

«…Мне восемнадцать лет, я уже две зимы выезжаю в свет, а вы еще стоите на пороге этого света и не так-то скоро его перешагнете».
«Записки» Сушковой. Лермонтов младше её на 2,5 года.

     Справка энциклопедий.
«Екатерина Александровна Сушкова (в замужестве Хвостова; 1812—1868) — русская мемуаристка из рода Сушковых. Двоюродная сестра поэтессы Е. П. Ростопчиной и писательницы Елены Ган. В 1838 г. вышла замуж за дипломата А. В. Хвостова. Посмертно в 1870 г. были опубликованы её записки, содержащие ценные сведения о Лермонтове».

1833 год.
«Я верю вам, что С.[ушкова] фальшива, потому что знаю, что вы никогда не исказите истины, особенно в дурную сторону! Бог с ней!»
Письмо Лермонтова М. А. Лопухиной.

1834 год.
«…Эта женщина — летучая мышь, крылья которой цепляются за все, что попадается на пути! Было время, когда она мне нравилась. Теперь она меня почти принуждает ухаживать за ней… но я не знаю, есть что-то в ее манерах, в ее голосе такое жесткое, отрывистое, резкое, что отталкивает. Стараясь ей понравиться, испытываешь потребность ее компрометировать, наблюдать, как она запутывается в собственных сетях».
Письмо Лермонтова М. А. Лопухиной

1836 год.
«Лермонтов пишет роман «Княгиня Лиговская» (не окончен), в котором зло и подробно пересказывает свои приключения, приписав их Печорину — однофамильцу «Героя нашего времени». 22-летняя Сушкова выведена там как 25-летняя «отцветшая красавица» Елизавета Негурова».

«Она была в тех летах, когда еще волочиться за нею было не совестно, а влюбиться в нее стало трудно; в тех летах, когда какой-нибудь ветреный или беспечный франт не почитает уже за грех уверять шутя в глубокой страсти, чтобы после так, для смеху, скомпрометировать девушку в глазах подруг ее, думая этим придать себе более весу… уверить всех, что она от него без памяти и стараться показать, что он ее жалеет, что он не знает, как от нее отделаться… бедная, предчувствуя, что это ее последний обожатель, без любви, из одного самолюбия старается удержать шалуна как можно дольше у ног своих… напрасно: она более и более запутывается, — и наконец… увы… за этим периодом остаются только мечты о муже, каком-нибудь муже… одни мечты».
Лермонтов, «Княгиня Лиговская»

1836 год.
«…Кокетство M-lle Сушковой хорошо наказано! Она так очернена в глазах… [Лопухина], что он к ней чувствует одно презрение; мне же удалось лестью вскружить ей голову и даже внушить ей страсть, которая мне неприятна… Не так-то легко будет мне от нее отделаться! Зато цель наша достигнута, а что касается до M-lle Сушковой — будь с ней что будет!..»
Из письма Лермонтова Верещагиной.
 
Тогда только Катя поняла, что бедные родственники князя, Александрина и мать ее, живя с ним вместе и на его счет, отнюдь не желали, чтоб он женился, да еще на девушке без состояния».
Письмо Елены Ган, писательницы, кузины Сушковой».

1870 год.
«Посмертно публикуются «Записки» Сушковой. В них поэту уделяется много внимания, а жениху — немного. Однако ученые сравнили «Записки» с ее дневниками за 1834 год и выяснили, что тогда приоритеты были расставлены совсем по-другому:

«В дневниковых записях имя Лермонтова, за исключением беглого замечания о „милом кузене“, не упоминается. Напротив, видно, как Сушкова более и более увлекается Лопухиным. Ей нравятся его мечтательность, его серьезность, его внимательность. Он разделяет ее любовь к поэзии, особенно к стихам Ламартина. У них вообще много общих интересов. В „Записках“ Лопухин выступает только как богатый жених, Сушковой не неприятный».

Сушкова писала мемуары уже после смерти поэта и изменяла историю их отношений в выгодную для себя сторону. Так, якобы даже знаменитый «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…») был навеян Лермонтову их отношениями (на деле это стихотворение было написано в 1841 году)».;

     Начало мемуаров с «записки» Сушковой… «Весна 1830 года. Москва.

«… У Сашеньки (Верещагиной) встречала я в это время ее двоюродного брата, неуклюжего, косолапого мальчика лет шестнадцати или семнадцати, с красными, но умными, выразительными глазами, со вздернутым носом и язвительно-насмешливой улыбкой».

Сушкова отомстила… на века… мемуарами.
Природа  ОГОВОРА  Лермонтова от женщины. Истинно, оружие поэтов: пистолеты и женщины, они же их … музы и страдания, успех и падение. Стреляют, правда, иногда сами по себе…
Всё от них,  ШЕРШЕ  ля  ФАМ – ищите женщину.
По словам Сушковой, неуклюжий косолапый мальчик лет 16 или 17, превратился в недалёком будущем того же 19  века, у завистников литераторов, разных нечестных биографах, в свидетельствах лгунов, в «кривоногого», «кособокого», «невзрачного», «квадратного», «угрюмого». не будем забывать,  офицера войск царского двора.

     Природа оговора Сушковой в чертах лица.
Красные глаза из – под её пера, тонкого подленького подтекста, превратились у соперников в творчестве, противников, врагов поэта, в «выпученные», «невыразительные», придающие болезненный, злой, агрессивный вид. Сверкающие магией отвратительного демонизма…
Выразительные глаза, второе, третье значение – «лупоглазые», «дутые», «хамские», «зверские», в лучшем случае,  насмешливые, высокомерные, взгляд с издёвкой…
Природа мстительницы Сушковой в «безобидной» - подтекст, характеристике.
Косолапый мальчик…
Понятно, девицы и в те времена, взрослели раньше парней, тем более, была старше на 2,5 года мальчика, но уже юноши Лермонтова.
Подчеркнула, «косолапый мальчик». Оскорбление… Она добилась своего, женского мстительного,…  ума не занимать, на столетие растянулось определение.
Характеристика последователей оговора была скорой, «детское лицо», «детские поступки», на дуэли, в салонах, в обществе, «детское обидчивое поведение». Восторженный мальчик, что с него возьмёшь?

     Природа  ОГОВОРА,… мемуары Екатерины Сушковой.
В которых фраза, о глазах с язвительно – насмешливой улыбкой. С годами превратившаяся в опусах очернителей биографии Лермонтова в язву салонного общества. Издевался обидным текстом стишками – эпиграммами, насмешками, язвительной саркастической улыбкой.
Обижал взрослых, подначивал, насмехался, ёрничал. Затравил насмешками «несчастного» «неповинного» Мартынова?!
Демон, да и только!

     Причина оговора Сушковой…, не женился на ней богатый Лермонтов. Она не стала богатой барыней. А он и не мог по заповедям света того времени, ни разу не замужняя, после 19 лет никто не брал в жёны, считалась порченной. … Спорченная, потому и замуж не берут…
В 19 веке младший по возрасту женился по выгоде, если имущественное состояние, приданное невесты  привлекало.

     В. Г. Белинский, «Евгений Онегин». Фрагмент.
«… У нас «прекрасный пол» существует только в романах, повестях, драмах и элегиях; но в действительности он разделяется на четыре разряда: на девочек, на невест, на замужних женщин и, наконец, на старых дев и старых баб. Первыми, как детьми, никто не интересуется; последних все боятся и ненавидят (и часто поделом); следовательно, наш прекрасный пол состоит из двух отделов: из девиц, которые должны выйти замуж, и из женщин, которые уже замужем.
… Едва исполнится ей двенадцать лет, и мать, упрекая ее в лености, в неумении держаться и тому подобных недостатках, говорит ей: «Не стыдно ли вам, сударыня: ведь вы уж невеста!» Удивительно ли после этого, что она не умеет, не может смотреть сама на себя как на женственное существо, как на человека, и видит в себе только невесту?
… С восьмнадцати лет она начинает уже чувствовать, что она — не дочь своих родителей, не любимое дитя их сердца, не радость и счастие своей семьи, не украшение своего родного крова, а тягостное бремя, готовый залежаться товар, лишняя мебель, которая, того и гляди, спадет с цены и не сойдет с рук. Что же остается ей делать, если не сосредоточить всех своих способностей на искусстве ловить женихов.
… Кокетничать по расчету, притворяться ангелом, прятать под мягкою, лоснящеюся шерсткой кошачьей лапки кошачьи когти. И, какова бы ни была по своей натуре бедная дочь, она невольно входит в роль, которую дала ей жизнь и в таинство которой ее так прилежно, так основательно посвящают…»

     Справка.
Виссарион Григорьевич Белинский (1811- 1848) — русский литературный критик.


Продолжение следует.