Фернан ЛЕЖЕ... Забытые имена

Алексей Гончаров2
Картина: "Композиция"

ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО (англ. decorative art, фр. art decorative, нем. Decorative Kunst), термин, объединяющий те виды искусства, которые служат практическим целям, в отличие от станкового и монументального искусства. Декоративное искусство вносит художественную организацию во все сферы жизни. К декоративному искусству относится монументально-декоративное искусство, непосредственно связанное с архитектурой: оформление зданий или других сооружений (архитектурный декор, росписи, мозаика, витражи, резьба дереву и т.п.); декоративно-прикладное искусство (мебель, ткани, керамика, бытовые художественные изделия из металла и кожи); оформительское искусство (художественное оформление витрин, выставок, празднеств).

Декоративное искусство отличается от изящных, или главных видов изобразительных искусств, в рамках которых произведения, например станковые картины, создаются только для эстетического наслаждения. Однако это отличие достаточно условно, поскольку формы искусства слишком тесно связаны между собой, чтобы их можно было легко разграничить. Критерии, по которым судят о картине или скульптуре – форма, цвет или особенности композиции, – те же самые, что используются для оценки украшенной миниатюрами рукописи или фарфоровой вазы. Хотя материалы и методы варьируются в зависимости от вида искусства, остаются в силе основополагающие принципы – такие, как хороший вкус, оригинальность содержания и композиции.


Фернан Леже (04.02.1881, Аржантан - 17.08.1955, Жиф-сюр- Иветт, Франция)-фран-
цузский живописец и скульптор, мастер декоративного искусства.

Цитата: "Человеку нужен цвет, чтобы жить, это подобно тому, как необходимы такие
элементы как огонь и вода". Фернан Леже

В облике Фернана Леже "было нечто близкое природе; вероятно, сказалось происхождение, детство - зелёная Нормандия, яблони, коровы, крестьянская
семья. У Леже были большие руки; он был высокий, с широкой костью, с медленными
движениями. Мне он казался скульптурой, только не из камня, а из теплого, живого
дерева", - вспоминал И. Эренбург. В молодости Леже работал чертежником в архитектурной мастерской, этим же он зарабатывал на жизнь в Париже, куда приехал в начале 900-х годов. Путь формирования художника был традиционным для тех лет: он
последовательно прошёл через влияния импрессионизма, механизма, кубизма, бес-
предметничества и т. д.
Однако художник рано нашёл свой собственный стиль, его работы отличает некая по-
стоянность и узнаваемость.
Леже часто называют рабочим в искусстве. Он сознательно и добросовестно участвовал в создании современной цивилизации. Главной темой его творчества была новая,
созданная человеком индустриальная природа. Он был сыном своего века, воспевал
прогресс, технику и простых людей, этой техникой управляющих. Прямодушная, немного
наивная живопись Леже рано нашла ценителей. Но и в его, лишенной катаклизмов, биографии была своя трагедия: его картины висели в гостиных, а он мечтал о стенах
домов, интерьерах общественных зданий, о мозаиках, витражах, фресках. Он был уве-
рен, что в будущем "идеалом станет строительство больших монументальных зданий
для народа, в которых гармонично сольется воздействие трёх искусств: архитектуры,
живописи, скульптуры".
Творческая деятельность Леже была чрезвычайно активной и разнообразной. Помимо
живописи, Леже иллюстрировал книги Б. Сандрара, И. Эренбурга, А. Рембо, П. Элюара.
Оформил балеты и спектакли. В 1921 году дебютировал в кино, сделав декорации к
фильму Ганса "Круг". Увлекшись кинематографом, снял короткометражный эксперимен-
тальный фильм "Механический балет", в котором актерами были вещи: шляпы, бутылки,
манекены, колёса, рычаги... Это был период его увлечения "эстетикой предмета".
Леже утверждал, что предмет, вещь сама по себе заменяет сюжет и в своих живописных
композициях использовал разнообразные предметы, сопоставляя их один с другим или
с отвлеченными плоскостями и объёмами. В 1920 году Леже познакомился с Ле Корбюзье
и его друзьями архитекторами. Новое поколение архитекторов называло живопись Леже
"родной сестрой архитектуры".
В 1925 году на Международной выставке декоративного искусства и промышленности в
Париже Леже экспонировались декоративное панно для павильона "Эспри-Нуво", спроек-
тированное Ле Корбюзье.
Леже много ездил с выставками и лекциями по Европе и Америке. В 1924 году организовал в Париже художественную школу и до конца жизни был деятельно занят преподаванием. В середине 30-х годов вместе Л. Арагоном, А. Матиссом, Ф. Мазерелем
Леже участвует в битве прогрессивной интеллигенции за культуру, гуманизм, против
уступок фашизму.
Через всю жизнь Леже пронес восхищение индустриальным миром техники. Он пытался
эстетически осмыслить отношения, возникающие между человеком и машиной, мечтал о создании "искусства для всех", стремился вынести произведения искусства за стены музеев, сделать их участниками повседневной жизни людей. Он был в этом отношении самым целеустремленным и созвучным эпохе художником, Эренбург называл его
"исступленным патриотом своего времени".




                @